разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии"
методическая разработка по литературе по теме
Разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии" представляет собой конспект урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии" | 171.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Железнякова Е.Г. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №11
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Путешествие в серебряный век русской поэзии
(урок литературы в 5 классе)
учитель русского языка
и литературы Железнякова Е.Г.
х. Южный 20010
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с поэзией серебряного века на доступном для понимания пятиклассников уровне, используя известные им средства выразительности; развивать у учащихся навыки анализа стихотворений и выразительного чтения; приобщить учащихся к миру поэзии.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, портреты поэтов серебряного века, выставка произведений.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ
Литературу как самостоятельный предмет мы с вами начали изучать сравнительно недавно, но вы, наверное, уже почувствовали, что это особый мир, волшебная страна, каждая область которой таит в себе какую-то загадку. Мы побывали в гостях у сказки, в мире животных – героев басен. Сегодня у нас ещё одно замечательное путешествие – мы отправимся в серебряный век русской поэзии.
--Вспомните, стихотворения каких поэтов вам уже знакомы?
Время, когда творил А.С. Пушкин, получило название золотого века русской поэзии – как вы думаете, почему возникло такое название?
УЧЕНИКИ
Золото – один из самых ценных и дорогих металлов, и когда мы говорим «золотое время», мы имеем в виду приятное, незабываемое, радостное. Пушкин, наверное, самый известный и талантливый русский поэт, а значит, время, когда он творил, - это очень важный период в истории литературы, золотой век.
УЧИТЕЛЬ
Но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название «серебряный век» русской поэзии. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по этой загадочной поэтической вселенной серебряного века.
В. Высоцкий сказал, что
У писателя Антуана де Сент -Экзюпери есть герой- Маленький принц, который однажды решил посетить ближайшие к его планете астероиды, чтобы «найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь». Давайте представим, что все мы – «маленькие принцы», которым наскучило жить на однообразной и понятной земле. Сказочный Маленький принц во время своего путешествия встретился с королём, честолюбцем, фонарщиком, деловым человеком. Мы же будем путешествовать по Поэтической вселенной серебряного века и встречаться с разными поэтами, которые откроют нам тайны этой вселенной.
На первом астероиде жил поэт – повелитель природы. Это был очень странный поэт. Он мог писать свои стихотворения, забираясь по горло в пруд или залезая на вершину дерева – ему казалось, что таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует её и сможет рассказать об этом читателям.
Вы хотите услышать шум дождя, не выходя из комнаты? А почувствовать шелест листьев на деревьях или плеск реки? Поэт может это сделать всего лишь словом, волшебным поэтическим словом. Вот послушайте:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между нами горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосёт.
«Кого? Для чего?— камыши говорят, -
Зачем огоньки между ними горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт. «Камыши»)
Что вы услышали во время чтения этого стихотворения? (Шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки сырого болота.)
Заметьте, что вы не только услышали и узнали о камышах, вы услышали и сами камыши. Какие звуки помогли это сделать? (При описании камышей постоянно повторялся один и тот же звук «ш», который похож на шуршание камышей.)
Послушайте ещё одно стихотворение и попробуйте определить, какой звук помог поэту создать ощущение этого природного явления.
С лодки скользнуло весло.
Ласково млеет прохлада.
«Милый! Мой милый!» - Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю!..»
Полночь глядит с небосклона.
(К. Бальмонт. «Влага»)
УЧЕНИКИ
Часто повторяется звук «л». Вода, влага, река, лебедь, лилия, волны ластятся и т. д.
УЧИТЕЛЬ
Я открою вам одно волшебное слово, с помощью которого вы сможете заставить зазвучать и волны, и камыши, и ветер. Это слово – аллитерация.
Аллитерация – это повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков.
Задание: к следующему уроку написать или найти стихотворение, в котором будет использована аллитерация. Написать можно о грозе, о бурном урагане, о шипящей змее, о жужжащей пчеле, о барабанящем дожде по крыше и т. д.
На втором астероиде жил поэт – музыкант и колдун. Его стихотворения были очень странные: никто не мог сказать, о чём они написаны, но когда поэт их читал, слушатели оказывались околдованными и очарованными этими невероятными творениями. Читал поэт свои стихотворения особым образом: он не говорил, а почти пел, покачиваясь в такт стихотворению и порой закрывая глаза.
И два глубокие бокала
Из тельно- алого стекла
Ты к светлой чаше подставляла
И пену сладкую лила.
Лила, лила, лила, качала
Два тельно – алые стекла,
Белей лилей, алее лала
Бела была ты и ала…
(Ф. Сологуб)
О чём это стихотворение Фёдора Сологуба?
Какое впечатление оно на вас произвело?
Какие ощущения у вас возникли во время звучания?
УЧЕНИКИ
Это стихотворение невозможно понять, но, когда его слушаешь, невольно подчиняешься завораживающему стихотворному ритму.
УЧИТЕЛЬ
Не случайно поэт считает себя колдуном и волшебником: его стихотворение – это словесная ворожба, магическое заклинание, заговор, оно даже напоминает завывание шамана, изгоняющего какую-то болезнь или злого духа.
--Какие приёмы помогают поэту создать это ощущение таинственности и непонятного очарования? Что нам мешает увидеть смысл?
УЧЕНИКИ
В стихотворении используется аллитерация на звук «л». Одинаковые звуки, повторы одних и тех же слов, употребление непонятных слов, а также постановка рядом двух слов, близких по значению. В результате звук окончательно «заслоняет» смысл.
УЧИТЕЛЬ
– Вам нравятся всегда только понятные вещи? Может стихотворение нравиться, если оно непонятно?
УЧЕНИКИ
Нет, наоборот, интересно часто бывает то, что непонятно, то, что нельзя объяснить.
УЧИТЕЛЬ
Поэты серебряного века считали именно так: главное в стихотворении не смысл, а звук, и они старались заворожить, околдовать читателя таинственной мелодией стиха. Послушайте стихотворение Константина Бальмонта «Тоска степей»:
Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,
Звон стеблей, ковыль, поёт, поёт, поёт,
Серп времён горит сквозь сон, горит, горит,
Слёзный стон растёт, растёт, растёт, растёт.
Даль степей—не миг, не час, не день, не год,
Ширь степей—но нет, но нет, но нет путей,
Тьма ночей—немой, немой тот звёздный свод,
Ровность дней – в них зов, но чей, но чей, но чей?
Мать, отец, где все, где все – семьи моей?
Сон весны—блеснул, но спит, но спит, но спит,
Даль зовёт – за ней, зовёт, за ней, за ней,
Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит.
УЧИТЕЛЬ
О чём это стихотворение – сказать невозможно. Смысл ускользает, зато напев явственно звучит долгий, тоскливый степной напев.
--Что помогает поэту заставить читателя почувствовать эту музыку степей?
УЧЕНИКИ
Бальмонт использует те же приёмы, что и Сологуб, и даже усиливает их: почти в каждой строке несколько раз повторяется одно и то же слово, стихотворение пронизано аллитерацией на «з». Предложения в каждой строке построены одинаково: «звук зурны звенит», «сон весны блеснул», «серп времён горит», «слёзный стон растёт» и т. д.
УЧИТЕЛЬ
Поэты серебряного века воздействовали
На третьем астероиде жил поэт – оборотень, который умел превращаться в самых разных животных. Поэты серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могут видеть мир не только своими собственными глазами, но и глазами других живых и даже неодушевлённых существ. Давайте проведём такой эксперимент. Вы, наверное, когда-нибудь выходили на улицу ночью. Опишите, что вы видели, какой вам казалась эта ночь, что для вас было самым интересным и необычным.
УЧЕНИКИ
Высказывают свои мысли.
УЧИТЕЛЬ
У всех вас конечно ночь же была разная, но вы видели её глазами человека. А не пробовали вы смотреть на ночь глазами собаки, как это сделал Фёдор Сологуб:
Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Всё вокруг.
В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста,
Ничего.
Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след.
Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто ж он будет—
Друг иль враг?
Под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь мне – я завою
У окна.
Высока луна Господня,
Высока.
Грусть томит меня сегодня
И тоска.
Просыпайтесь, нарушайте
Тишину.
Сёстры, сёстры! Войте, войте
На луну!
УЧИТЕЛЬ
- Что оказывается важным для собаки в её восприятии ночи?
УЧЕНИКИ
Животные в большей степени, чем люди, зависят от состояния окружающего мира, и в полнолуние собака ощущает какую-то страшную тоску. Тревожные запахи заставляют собаку «нервничать» и со страхом ожидать случайного прохожего, который может оказаться врагом. Ночью, когда все люди спят и собака остро ощущает своё одиночество, «свободу» от людей, она начинает как бы превращаться в волка, испытывая чисто волчье желание завыть на луну.
УЧИТЕЛЬ
Вы видите, как Сологуб смог воссоздать в стихотворении нечеловеческое восприятие,
нечеловеческие чувства. Он будто бы превратился на некоторое время в иное существо и посмотрел на мир его глазами. Хотя «стать собакой» -- это ещё не так сложно, ведь мы достаточно хорошо знаем «братьев наших меньших», гораздо сложнее превратиться в предмет, казалось бы, неодушевлённый, который не может ничего ощущать. Другой поэт серебряного века – Игорь Северянин – описал, как чувствует себя в лесу весенняя фиалка.
--Давайте попробуем угадать, что может видеть и чувствовать фиалка?
А вот как об этом написал Северянин:
Снежеет дружно, снежеет нежно,
Под ручейками хрусталит хрупь.
Куда ни взглянешь – повсюду снежно,
И сердце хочет в лесную глубь.
Мне больно-больно…Мне жалко-жалко…
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я – фиалка.
Так тихо –тихо ушла я в шаль.
О ты, чьё сердце крылит к раздолью,
Ты, триумфатор, ты, властелин!
Приди, любуйся моей фиолью –
Моей печалью в снегах долин!
О ты, чьи мысли всегда крылаты,
Всегда победны, внемли, о ты:
Возьми в ладони меня, как в латы,
Моей фиолью святя мечты!..
На четвёртом астероиде жил поэт – сказочник. Он, как и многие поэты серебряного века, любил писать в своих стихотворениях обо всём таинственном, загадочном, волшебном, -- а где это найти, как не в сказке? Поэт-сказочник сразу же решил рассказать вам о своих приключениях.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Вы много читали сказок. Какую из них пересказывает нам Бальмонт?
УЧЕНИКИ
В этом стихотворении не пересказана ни одна из известных сказок, а собраны вместе герои и предметы из разных сказок: Баба Яга, ведьма, Змей Горыныч, Кощей, шапка-невидимка, жемчуга.
УЧИТЕЛЬ
На этом наше путешествие по сказочному астероиду не заканчивается. К. Бальмонт написал ещё и цикл детских песенок, которые он назвал «Фейные сказки». Там есть разные истории: «Фейная война», «Фея за делом», «Решение феи» и другие. Давайте послушаем одну из историй:
К фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.
И давай жужжать, галдеть
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.
Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.
А потом на комара
Жаловалась муха:
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.
Фея слушала их вздор
И сказала: «Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти».
И велела пауку,--
Встав с воздушных кресел,-
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.
И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.
УЧИТЕЛЬ
Мы уже говорили о том, что Бальмонт – это поэт—повелитель природы и поэт-музыкант.
Как вы думаете, почему для такого поэта из всех сказочных персонажей оказалась интересна именно фея?
УЧЕНИКИ
Фея – это маленькая волшебница. Она управляет природными явлениями. Есть феи цветов, дождя, радуги и т. д. Фея может видеть в природе то, что недоступно обычному человеку. Она слышит музыку растущего цветка, она понимает язык птиц и растений, ей близка и знакома каждая букашка, поэтому можно сказать, что фея – это волшебница, которая управляет музыкой природы.
Каковы отношения феи с подчинённым природным миром?
УЧЕНИКИ
Она заботится о своих маленьких друзьях, помогает животным и растениям, следит за порядком в природном мире. Все животные считают фею своею защитницею и с любыми, даже самыми пустяковыми проблемами бегут к ней – фея иногда сердится на их глупые жалобы.
На пятом астероиде жил поэт-словотворец. Он считал, что многие слова русского языка давно устарели, мы слишком часто их употребляем, и они становятся привычными, знакомыми, повседневными, скучными, а значит, непригодными для волшебной и таинственной поэзии. Таким образом, чтобы вернуть поэзии её магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык или создать новый. И поэт- словотворец придумал несколько способов создания нового, настоящего языка поэзии. Вот один из его экспериментов:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешниц надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
УЧИТЕЛЬ
Что в этом стихотворении, которое написал поэт Велимир Хлебников, кажется вам необычным и интересным?
УЧЕНИКИ
Здесь очень много слов, не существующих в русском языке, но все они похожи друг на друга – каждое из них имеет корень смех-.
УЧИТЕЛЬ
Какие слова с этим корнем в русском языке существуют?
УЧЕНИКИ
Смеяться, осмеять, смешно, смехотворно, засмеяться, смешки и т. д.
УЧИТЕЛЬ
На уроках русского языка мы всегда разбираем слова по составу и уже уяснили, что есть определённые правила словообразования. Например, от слова «кресло» можно образовать «креслице», но нельзя – «подкреслье» (хотя есть слово «подполье»), нельзя «креслушка» (хотя есть избушка).
Как же поступает Хлебников с законами построения слов? Как он относится к самому слову?
УЧЕНИКИ
Хлебников не соблюдает правила словообразования, воспринимая слово не как что-то цельное и неделимое, а как мозаику из различных частей—суффиксов, приставок, окончаний. Он дробит слова и переиначивает, как бы жонглируя вокруг одного корня всевозможными суффиксами и приставками. Поэт сам устанавливает законы.
УЧИТЕЛЬ
Чего же достигает Хлебников благодаря такому приёму? Зачем он изобретает столько слов с одним и тем же корнем?
УЧЕНИКИ
В результате эксперимента поэт придумывает очень интересные слова: смехачи—люди, которые любят смеяться, «смешики», «смеюнчики» -- это разного рода лёгкие «маленькие» смешки, ведь смех может быть разным – громким и тихим, детским и взрослым; «иссмейся» -- это не просто рассмеяться, а смеяться до упаду, до изнеможения и т. д.
УЧИТЕЛЬ
Почему же своё стихотворение поэт назвал «Заклятие смехом»?
УЧЕНИКИ
Когда мы хотим заставить человека что-то сделать (например, засмеяться), мы используем для этого все возможные и даже невозможные способы: можно делать смешные гримасы, а можно стоять на голове. Хлебников практически «стоит на голове», только он «заклинает» читателя не жестами, а словами, он придумывает множество самых невероятных слов с корнем смех-, стремясь исчерпать все возможности до конца и все-таки заставить читателя рассмеяться.
УЧИТЕЛЬ
Играть разными приставками и суффиксами, придумывать новые слова – в конце концов этого показалось мало поэту- словотворцу, и он решился на последний, решающий шаг – просто заменить все существующие слова абсолютно новыми.
Поэт рассуждал так: «Если вы не понимаете, о чём я говорю, это ещё не значит, что мои слова пустые и бессмысленные. Ведь мы же не понимаем языка птиц, однако он существует, просто он нам недоступен. А вот поэт может передать этот язык птиц. Вы когда-нибудь утром в лесу, слышали, как по-разному поют птицы? Я написал об этом стихотворение, мои птицы по очереди подают голоса:
СЛАВКА: Беботэу-вевять!
ВЬЮРОК: Тьерти-едигреди!
ОВСЯНКА: Кри-ти-ти-ти, тии!
ДУБРОВНИК: Вьор-вэр-виру, сьек, сьек, сьек!
ДЯТЕЛ: Тпрань, тпрань, тпрань, а-ань!
ПЕНОЧКА ЗЕЛЁНАЯ: Прынь, пцирэб, пцирэб! Пцирэб сэ сэ сэ!
УЧИТЕЛЬ
Вот и закончилось наше путешествие по вселенной серебряного века. Мы познакомились с разными поэтами и их стихотворениями, попытались понять, к чему они стремились в своём творчестве, попробовали сами экспериментировать со словом.
Какими же вы себе представляете поэтов серебряного века?
УЧЕНИКИ
Поэты серебряного века – это необычные люди. Для них стихотворение – это волшебство, словесная ворожба, магическое заклинание. Поэзия может быть непонятна, и оттого она оказывается ещё притягательнее для читателя, стремящегося разгадать таинственную загадку или просто насладиться завораживающей музыкой стиха. Поэты серебряного века зачастую нарушали все существующие правила, нормы, законы, самый главный их закон – собственная поэтическая фантазия. Они творили особый мир, существующий по своим, порой непонятным обычным людям законам – и в этом мире они были полновластными хозяевами, заставляя даже язык подчиняться своим «правилам игры».
УЧИТЕЛЬ
Мы не прощаемся с серебряным веком навсегда: каждый год мы будем возвращаться к нему снова и снова, всякий раз открывая для себя новые тайны одной из самых замечательных эпох в истории русской поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Презентация по Серебряному веку русской поэзии
Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
Готовый сценарий внеклассного открытого мероприятия, посвященного эпохе поэтов серебряного века...