Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_disput.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический диспут
В кафе «Бродячая собака».
Интегрированный урок
литературы и истории.
11 класс.
Учитель Самсина Л.Г.
Цели: Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме, показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений, продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, выступать в роли оппонентов, особое внимание уделить таким понятиям, как аргументированность, логичность, эмоциональность, точность речи, совершенствуя коммуникативные навыки учеников, развивать творческие способности детей через театрализацию , воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Оборудование. Непринужденная обстановка кафе (столики, цветы, стаканы с чаем). Костюмы (ведущий в бабочке, яркая одежда футуристов).
Перспективное задание. Подготовка небольшого выступления в соответствии со своими поэтическими пристрастиями, выразительное чтение любимых стихотворений.
Оформление доски. Надписи: Кафе «Бродячая собака»,
Поэтический вечер-диспут
«Что такое настоящая поэзия»,
Тезисы из Манифестов символистов,
акмеистов, футуристов.
Запись 2-х песен Н.Вертинского.
- Начало урока.
Дорогие ребята, наш урок сегодня необычный. Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.
Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок. В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.
Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.
Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время.
Но все же… мы приглашены на встречу.
- Литературная справка. (Сообщение ученика).
«Бродячая собака» - знаменитое петербургское кабаре. За свой недолгий век оно стало легендой Петербурга – Петрограда. В воспоминаниях часто встречаются записи о насмешливо-праздничной атмосфере кабаре. «В 1913 году оно было единственным островком в ночном Петербурге, где литературная молодежь, в виде общего правила не имевшая гроша за душой, чувствовала себя как дома». Само название символизировало бесприютность, потерянность в жизни, и они (создатели и посетители) пытались создать себе теплое пристанище, где царил культ искусства, особая атмосфера.
Находилась кабаре в подвале дома №5 на углу Михайловской площади. У истоков создания стояли Борис Пронин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд.
Оформление было простое и скромное. Две небольшие комнаты, вмещавшие иногда до ста человек. В залах столики, за которыми можно было весь вечер пить чай, вино, есть бутерброды. Всегда звучала музыка. Эти стены видели многих знаменитых поэтов.
- Слово учителя. Приглашение в кафе.
Слышите музыку? (Звучит песня Н.Вертинского). Диспут скоро начнется. Поспешим. Я слышу за одним из столиков разговор об исторических процессах этого сложного времени. Давайте прислушаемся к беседе.
- Театрализованная беседа 2-х учеников о политических событиях, происходящих в стране.
(Учащиеся обсуждают итоги русско-японской войны, первой русской революции и принятие Манифеста 17 октября, говорят об основных политических свободах, о Первой Мировой войне и ее реалиях).
- Учитель истории подводит итоги разговору.
(Главный вывод: война и все предшествующие события стали ускорителем модернизационных процессов и повели страну по разрушительному пути. Все, и поэты в том числе, предчувствовали разлом общества, кризис цивилизации).
Новое время вызывало и новое мироощущение. Вот причина появления различных направлений в искусстве, в поэзии. Уважаемые участники, отвлечемся от прошлого. Вернемся в наше время. Вы по своему желанию разделились на три группы: символистов, акмеистов, футуристов. И вам предстоит отстаивать мнение ваших далеких родственных душ о значимости выбранного направления, о роли его в искусстве и жизни, о рациональности новых форм и актуальности тем и образов. Прочтем основные тезисы разных Манифестов.
- «Мы, символисты, говорим – символ- это самоценность»,
- «Долой вашу культуру»,
-
- Концерт-диспут.
Ведущий. Господа. Мы рады приветствовать вас в нашем кафе «Бродячая собака». Сегодня состоится литературный вечер, вечер-диспут. Будут гости! Я знаю, что вы их ждете. А пока можно почитать любимые стихи, и я предлагаю начать наш вечер с прекрасного исполнения романса любимца публики А.Вертинского. Правда, он находится в отъезде, поэтому прошу послушать романс «Уже падают листья» в записи.
Романс А.Вертинского «Уже падают листья».
Ведущий. Я вижу в зале много молодежи. Как это замечательно, что вы пришли поговорить о поэзии, надеюсь, и почитать стихи любимых поэтов. Не хотите ли выступить?
Выступление 1 группы, представителей символистов.
(Учащийся убеждает присутствующих в том, что символизм – это то новое, что необходимо поэзии. Это то духовное начало, которое необходимо душе человека с ее стремлением познать истину, мироздание. Звучит сообщение о чертах символизма. Выступающий убеждает присутствующих в том, что символизм обогащает, развивает ассоциативную сторону души, возвышает человека).
Выступление учащихся с чтением стихотворений В.Брюсова, И.Анненского, А.Блока.
Подведение итогов (тезисно), среди которых главным является высказывание: «Мы, символисты, говорим – символ – это самоценность…»
( Футуристы машут руками, шарфами, топают ногами. Акмеисты переговариваются. Символисты бурно аплодируют).
Ведущий. Друзья! Прошу спокойствия. Ведите себя прилично. Я рад сообщить вам о приезде нашей дорогой Анны Андреевны Ахматовой.
(Бурные рукоплескания).
Чтение стихотворения А.Ахматовой. (Ученица выступает на импровизированной сцене, закутавшись в шаль).
Ведущий. Какая радость, что сегодня с нами вы, королева стиха. В нашем кафе много ваших поклонников. И они просто рвутся высказаться.
Выступление представителей акмеистов. (Лидер акмеистов восторженно рассказывает о главных достоинствах акмеизма, о стремлении изобразить весь мир в его неповторимых красках, звуках. Звучит стихотворение Н.Гумилева «Жираф»).
Звучат стихотворения Н.Гумилева, А.Ахматовой в исполнении «акмеистов».
(Футуристы вновь кричат и свистят. На сцену летят скомканные листы бумаги).
Ведущий. Какой прекрасный вечер…
(На сцену выходит представитель футуристов и отталкивает ведущего).
Выступление представителя футуристов, который скандирует:
-Долой ваше искусство!
-Долой Пушкина!
-Долой все знаки препинания!.. ( «Футуристы» высказывают основные положения Манифеста «Пощечина общественному вкусу»).
Звучит стихотворение В.Хлебникова, И Северянина.
(Представители акмеистов и символистов шикают, требуют, чтобы выступающие покинули сцену).
Ведущий. Господа! Достаточно! Прекратите шуметь! Кто-то еще хочет высказаться?
Выступления учащихся, которые отстаивают свое мнение, читают стихи своих любимых поэтов. Учащиеся доказывают, почему они любят поэзию А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского.
(Создается атмосфера диспута, накаленная и захватывающая).
На сцену выходит представитель журналистов:
«Подождите! Я представитель газеты «Слово». Мне смешно сегодня находиться здесь. Сегодня, когда идет война, когда сотни раненых и искалеченных находятся в госпиталях…»
(Журналист зачитывает сводки с фронтов, называет официальные цифры убитых и раненых, подчеркивает глобальность происходящих событий).
«Не время сегодня сидеть в уютном кафе, рассуждать о поэзии, когда проливается кровь. Вы же патриоты!..»
Ведущий. Уважаемые! Нам брошен вызов. Нужна ли поэзия сегодня? Что такое поэзия? Каким должно быть искусство в трудные времена?
Выступления участников диспута. (Ведущий реагирует на выступления, успокаивает, предоставляет слово).
Ведущий. Господа! Наш вечер заканчивается. Спасибо, что пришли, высказались, были активными участниками вечера. До свидания! И вновь песня любимца публики А.Вертинского.
Звучит песня «В бананово-лимонноом Сингапуре».
- Слово учителя.
Спасибо за выступление. Как энергично, серьезно отстаивали вы свою точку зрения. С какой любовью говорили вы, молодые люди 21 века, о поэзии, такой разной, противоречивой.
Теперь вам предстоит ответить на вопросы. Они записаны на доске и на ваших карточках.
(Группы получают карточки с вопросами:
- Начало века принято называть Серебряным веком. Смысл данной метафоры. Роль символистов в развитии искусства начала века.
- Футуризм – это «плоское хулиганство» или стремление найти новые пути в поэзии.
- Удалось ли сказать акмеистам что-то новое в искусстве.
- Работа творческих групп и выступление перед аудиторией.
9. Слово учителя.
Каковы бы ни были поэтические устремления поэтов начала века, они талантливы, а значит, их творения будут близки миллионам читателей. И каждый найдет для себя поэта, которому поверит и откроет свою душу и свое сердце. Не одним материальным живет человек, он думает, мыслит, страдает, радуется, сомневается. Самые верные друзья в такие разные минуты жизни человека, и в самые трудные времена жизни страны, - это книги. Поэт дарит нам счастье обрести себя, понять себя. Как правильно звучит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». И как страшно, когда поэт платит за свое творчество счастьем, близкими, а часто – жизнью.
10.Выступление учащихся-консультантов.
Мы голос из будущего. И хотим рассказать о судьбе тех, кто составляет славу и гордость России…
- А.А.Блок. В 1921 году Блок написал, что перестал слышать музыку революции. Он серьезно болеет. Мучает все: голод, холод, душевные переживания. Когда Блок , наконец, получит разрешение на выезд за границу на лечение, сделать этого уже не сможет. Через несколько дней его не станет.
- Н.Гумилев. 1921 год. Пройдя через застенки ЧК, Гумилев , несправедливо обвиненный в контрреволюционном заговоре, будет расстрелян.
- А.А.Ахматова. 1925 год. Выходит Постановление об изъятии поэтессы из обращения, что означает творческую смерть. 30- годы - годы страха и ужаса (аресты сына, мужа), в 1946 году исключена из Союза писателей. Восстановлена лишь в 1953 году. Умерла в 1966 году.
- В.В.Маяковский. Посвятил свою жизнь служению революции. Нестерпимо относился ко всякой «дряни»: бюрократизму, мещанству, волоките и другим недостаткам советского строя. Организовал выставку «20 лет творческой деятельности». Но никто из руководителей официально не посетил выставку, выказав тем самым пренебрежение к поэту. Это стало ударом. И хотя в предсмертной записке есть такие слова: «Семейная лодка разбилась о семейный быт»,- не только это стало причиной самоубийства поэта. Маяковского не стало в 1930 году.
- Заключительное слово учителя.
Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения.
Но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.
Ребята! Нужна ли поэзия? Какой должна быть поэзия? Сейчас я прошу вас ответить на эти вопросы. Вот перед вами листы цветной бумаги. Напишите, что открыла вам поэзия Серебряного века. Пусть в это время звучит музыка И.Штрауса, его мелодии часто звучали в кабаре «Бродячая собака», в которое мы перенеслись сегодня на машине времени.
12. Учащиеся коротко отвечают на последний вопрос и прикрепляют листы на ватманский лист.
Учитель зачитывает некоторые высказывания учащихся, благодарит за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэ...
Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...
Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».
Инсценировка "Кафе "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...
статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"
Статья о создании и работе школьного музея....
сценарий поэтического вечера "Весна в русской поэзии"
Данный сценарий -второй "Круг чтения", который прошел весной этого года у нас в школе "Плесково". Это простая подборка стихотворений на тему Весны, но важно кто и как читает, я пос...