Губительность крепостного права. Урок по комедии Д.И. Фонвизина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Фурманюк Юлия Александровна

Аналитическая беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonvizin.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                         Губительность крепостного права

                   по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”.

Цели:  

  •  формировать эстетический вкус учащихся на примере комедии Фонвизина “Недоросль”; формировать грамотного читателя в соответствии с задачами программы по русской литературе;
  • продолжить работу по обучению анализу художественного произведения на основе комедии, умению отбирать и систематизировать материал; продолжить работу над выработкой монологического высказывания на литературоведческую тему;
  • рассмотреть систему отрицательных персонажей, выяснить, как автор показывает губительность крепостного права;
  • воспитывать уважение к культурным и историческим ценностям, умение работать в коллективе, решая сложные интеллектуальные задачи; взаимоуважение, дух сотрудничества.

Формируемая область понимания: идейно-художественное содержание комедии Фонвизина “Недоросль”.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма работы: групповая.

Педагогическая технология: КСО.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный.

   Губительность крепостного права по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”

УЭ- О  Цель для учителя : мотивировать деятельность учащихся.

    Нам нужно выяснить, рассмотрев систему персонажей в комедии, что вызывает в них смех, негодование, осуждение,что сделало их такими, как автор показывает губительность крепостного права.

Работа в группах.

УЭ -1. Цель: рассмотреть образ Простаковой.

Вопросы.

Рассказать о происхождении Простаковой, образовании, отношении к просвещению. Какими были ее родители? ( действ. 3, явл.7, действ.4, явл.8)

Как она относится к своему сыну и что она говорит об этом?

Как относится к слугам (Тришке, Еремеевне и др.), к учителям своего сына?

Умеет ли она притворяться? Нужно ли ей это?

Почему она унижается перед Стародумом?

Какими человеческими качествами наделена Простакова?

Почему она такая бранчливая и драчунья?

Хотел бы ты иметь такую мать? Почему?

В чем ее драма?

   Порочный человек сам своими поступками готовит себе неизбежное наказание. Автор биографическими фактами мотивирует характер героя. Безнаказанность и невежество, привычка повелевать, слепая, животная материнская любовь формируют такой характер.

УЭ -2.  Цель: рассмотреть образы Простакова и Скотинина.

Вопросы.

Почему у Простакова такая фамилия?

Как он относится к жене, к сыну, к крепостным слугам?

Прочитайте монолог Скотинина о свиньях.

Что он любит больше всего на свете?

Почему он хочет жениться и как будет относиться к жене?

Почему он хочет жениться на Софье?

Как он относится к образованию, к просвещению, к крепостным?

Как Простаков и Скотинин решают вопрос о правах и обязанностях дворянина?

Безобидны ли Простаков и Скотинин?

Зачем автор показывает их духовное убожество?

УЭ -3. Цель: рассмотреть образ Митрофана.

Вопросы и задания.

Прочитайте сцену экзамена по ролям.

Какие у Митрофана представления о мире, о науке?

Как он относится к маме Еремеевне, любит ли он ее? Софью? Почему он предает мать? ( Вспомните его рассказ о своем сне в 1 действ.)

Какие человеческие качества сформировались в нем к 16 годам?

Что сделало его таким?

Можно ли считать Митрофана жертвой слепой материнской любви, жертвой  порочного воспитания, жертвой крепостного права?

Хотели бы вы иметь такого друга ? Почему?

УЭ -4. Цель: рассмотреть образы воспитателей Митрофана (Кутейкина, Цыфирькина, Вральмана, Еремеевны ).

Вопросы.

Каков уровень их знаний?

С какой целью ходят они к Простаковым?

Переживают ли они за успехи в обучении Митрофана?

Как Вральман приспособился к своим обязанностям?

Зачем автор вводит этих персонажей в комедию?

Каковы представления Еремеевны о своем долге?

Как она относится к господам?

Что она говорит о милости, оказываемой ей за службу?

Как она относится к ребенку?

Почему в д. У, явл. 2 кричит:”Пропала моя головушка!”

Хорошо ли иметь такую няньку?

Может ли раб воспитать свободного человека?

   Воспитание Митрофана - наглядная иллюстрация к объяснению причин полуживотного существования в доме Простаковых.

УЭ- 5. Цель: объяснить, как автор через систему персонажей показывает губительность крепостного права.

Вопросы.

Почему отрицательные персонажи такие?

Как это объясняет автор?

   Фонвизин в комедии показал, что конкретный персонаж несет на себе отпечаток социального и политического бытия. Он показал связь человека и общества, характеры объяснил социальным положением и воспитанием. Сделал свои образы и конфликты, сюжет выражением общественных закономерностей. Автор показал,   что крепостное право и невежество растлевает и крепостников и крепостных.

УЭ -6. Цель: продолжить работу над изучением комедии

Дом. задание. Рассмотреть образ Стародума. Задания по группам.

1 гр. - Биография Стародума и смысл его фамилии.

2 гр. - В чем Стародум видит обязанности дворянина?

3 гр. - Каковы взгляды  Стародума на семью?

4 гр. - Как Стародум относится к богатству и чести?

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права. Урок с презентацией.

Два урока по теме. Предполагается работа учащихся со схемами, таблицами, документами....

Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития я...

Консспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Конспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"...

Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии

Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии...