Губительность крепостного права. Урок по комедии Д.И. Фонвизина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Губительность крепостного права
по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”.
Цели:
- формировать эстетический вкус учащихся на примере комедии Фонвизина “Недоросль”; формировать грамотного читателя в соответствии с задачами программы по русской литературе;
- продолжить работу по обучению анализу художественного произведения на основе комедии, умению отбирать и систематизировать материал; продолжить работу над выработкой монологического высказывания на литературоведческую тему;
- рассмотреть систему отрицательных персонажей, выяснить, как автор показывает губительность крепостного права;
- воспитывать уважение к культурным и историческим ценностям, умение работать в коллективе, решая сложные интеллектуальные задачи; взаимоуважение, дух сотрудничества.
Формируемая область понимания: идейно-художественное содержание комедии Фонвизина “Недоросль”.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма работы: групповая.
Педагогическая технология: КСО.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный.
Губительность крепостного права по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”
УЭ- О Цель для учителя : мотивировать деятельность учащихся.
Нам нужно выяснить, рассмотрев систему персонажей в комедии, что вызывает в них смех, негодование, осуждение,что сделало их такими, как автор показывает губительность крепостного права.
Работа в группах.
УЭ -1. Цель: рассмотреть образ Простаковой.
Вопросы.
Рассказать о происхождении Простаковой, образовании, отношении к просвещению. Какими были ее родители? ( действ. 3, явл.7, действ.4, явл.8)
Как она относится к своему сыну и что она говорит об этом?
Как относится к слугам (Тришке, Еремеевне и др.), к учителям своего сына?
Умеет ли она притворяться? Нужно ли ей это?
Почему она унижается перед Стародумом?
Какими человеческими качествами наделена Простакова?
Почему она такая бранчливая и драчунья?
Хотел бы ты иметь такую мать? Почему?
В чем ее драма?
Порочный человек сам своими поступками готовит себе неизбежное наказание. Автор биографическими фактами мотивирует характер героя. Безнаказанность и невежество, привычка повелевать, слепая, животная материнская любовь формируют такой характер.
УЭ -2. Цель: рассмотреть образы Простакова и Скотинина.
Вопросы.
Почему у Простакова такая фамилия?
Как он относится к жене, к сыну, к крепостным слугам?
Прочитайте монолог Скотинина о свиньях.
Что он любит больше всего на свете?
Почему он хочет жениться и как будет относиться к жене?
Почему он хочет жениться на Софье?
Как он относится к образованию, к просвещению, к крепостным?
Как Простаков и Скотинин решают вопрос о правах и обязанностях дворянина?
Безобидны ли Простаков и Скотинин?
Зачем автор показывает их духовное убожество?
УЭ -3. Цель: рассмотреть образ Митрофана.
Вопросы и задания.
Прочитайте сцену экзамена по ролям.
Какие у Митрофана представления о мире, о науке?
Как он относится к маме Еремеевне, любит ли он ее? Софью? Почему он предает мать? ( Вспомните его рассказ о своем сне в 1 действ.)
Какие человеческие качества сформировались в нем к 16 годам?
Что сделало его таким?
Можно ли считать Митрофана жертвой слепой материнской любви, жертвой порочного воспитания, жертвой крепостного права?
Хотели бы вы иметь такого друга ? Почему?
УЭ -4. Цель: рассмотреть образы воспитателей Митрофана (Кутейкина, Цыфирькина, Вральмана, Еремеевны ).
Вопросы.
Каков уровень их знаний?
С какой целью ходят они к Простаковым?
Переживают ли они за успехи в обучении Митрофана?
Как Вральман приспособился к своим обязанностям?
Зачем автор вводит этих персонажей в комедию?
Каковы представления Еремеевны о своем долге?
Как она относится к господам?
Что она говорит о милости, оказываемой ей за службу?
Как она относится к ребенку?
Почему в д. У, явл. 2 кричит:”Пропала моя головушка!”
Хорошо ли иметь такую няньку?
Может ли раб воспитать свободного человека?
Воспитание Митрофана - наглядная иллюстрация к объяснению причин полуживотного существования в доме Простаковых.
УЭ- 5. Цель: объяснить, как автор через систему персонажей показывает губительность крепостного права.
Вопросы.
Почему отрицательные персонажи такие?
Как это объясняет автор?
Фонвизин в комедии показал, что конкретный персонаж несет на себе отпечаток социального и политического бытия. Он показал связь человека и общества, характеры объяснил социальным положением и воспитанием. Сделал свои образы и конфликты, сюжет выражением общественных закономерностей. Автор показал, что крепостное право и невежество растлевает и крепостников и крепостных.
УЭ -6. Цель: продолжить работу над изучением комедии
Дом. задание. Рассмотреть образ Стародума. Задания по группам.
1 гр. - Биография Стародума и смысл его фамилии.
2 гр. - В чем Стародум видит обязанности дворянина?
3 гр. - Каковы взгляды Стародума на семью?
4 гр. - Как Стародум относится к богатству и чести?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отмена крепостного права. Урок с презентацией.
Два урока по теме. Предполагается работа учащихся со схемами, таблицами, документами....
Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...
Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития я...
Консспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Конспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"...
Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)
Урок подготолен для этапа конкурса "Учитель года"...
Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии
Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии...