Отмена крепостного права. Урок с презентацией.
презентация к уроку истории (8 класс) по теме
Два урока по теме. Предполагается работа учащихся со схемами, таблицами, документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokumenty_k_attestacii_urok.docx | 25.29 КБ |
krestyanskaya_reforma_1.pptx | 190.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Время | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный этап. | 1 мин. | Подготовить обучающихся к работе на уроке | Взаимные приветствия обучающихся и учителя. | Рапорт дежурного по классу. |
II. Этап проверки домашнего задания. | 10 мин. | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися. Установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. | На прошлом уроке мы с вами выясняли предпосылки и причины отмены крепостного права. Я бы хотела выяснить, как вы усвоили этот материал. Обучающиеся дают развернутые ответы на вопросы: - охарактеризуйте личность Александра II, обратив внимание на то, как на его мировоззрение повлияли его учителя, и как характер Александра II отразился на проводимых им реформах? - каковы предпосылки отмены крепостного права? -назовите причины отмены крепостного права. Какие из них явились определяющими? Спасибо за полные, содержательные ответы. Я вижу, что материал предыдущего урока усвоен вами хорошо; никаких вопросов в ходе подготовки домашнего задания не возникло. | Предполагаемый ответ: Александр II взошел на престол в 36 лет. В придворных кругах его считали слабохарактерным. По мнению известного поэта и дипломата Ф.И.Тютчева, новому императору не хватало «широты кругозора». Его воспитание было поручено капитану К.К.Мердеру. Именно под его влиянием в Александре рано проснулась охотничья страсть. Другим его воспитателем был поэт В.А.Жуковский, который хотел, чтобы из Александра вышел не полковой командир, а просвещённый монарх, и чтобы в отечестве своем он видел не казарму, а нацию. Но, в конце концов, преодолели идеи самого НиколаяI, который говорил, что из будущего императора надо сделать, прежде всего, военного человека. Будущему императору читали лекции величайшие люди своего времени М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин. Личные вкусы и убеждения императора как будто не предвещали ничего особенно хорошего в отношении отмены крепостного права. Реформы произошли, в данном случае, не в силу стремления к ним государя, а почти наперекор его убеждениям, причём он должен был уступить развивающемуся социально-политическому процессу, так как он увидел, что если он будет бороться с этим процессом, как боролся его отец, то это может привести к развалу всего государства. Предполагаемый ответ: Проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону. Зрело убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. При Александре I и Николае I создавались Секретные комитеты по крестьянскому вопросу, но они не решались отменить крепостное право, опасаясь реакции помещиков. Начиная с Павла I принимались указы по улучшению быта государственных крестьян. Таким образом, в середине XIX века в стране сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. Предполагаемый ответ: Существуют различные объяснения того, почему в середине XIX века власти самодержавной России пошли на отмену крепостного права. Многие отечественные историки считают, что главную роль тут сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результатах своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях вели к заметной деградации сельского хозяйства. Некоторые историки подчеркивают также, что в середине XIX века дворянство как сословие и помещичье хозяйство как форма сельскохозяйственного производства переживали кризис. Есть и другая точка зрения, согласно которой к середине XIX века крепостническое хозяйство ещё далеко не исчерпало своих возможностей, а антиправительственные выступления были крайне слабы. В соответствии с этой концепцией стране не грозили ни экономическая катастрофа, ни социальные потрясения. Однако, сохраняя крепостное право, Россия рисковала своим положением великой державы, что наглядно показало поражение в Крымской войне. Таким образом, крестьянская реформа была обусловлена, главным образом, внешнеполитическими факторами, необходимостью сохранить статус великой державы.
|
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала. | 3 мин. | Организовать познавательную деятельность обучающихся, обеспечить готовность к усвоению нового материала. | В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет сформулировать основные положения крестьянской реформы и выяснить их значение для дальнейшего развития страны. | Записывают план урока со слайда презентации: I.Подготовка крестьянской реформы. II. Основные положения реформы. III. Реализация крестьянской реформы. Крестьянские волнения. IV. Значение реформы. |
IV. Этап усвоения новых знаний. V. Этап проверки понимания обучающимися нового материала. | Дать обучающимся представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса. Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация обучающимися новых знаний. Усвоение ими способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний выработка соответствующих умений и навыков. Установить, усвоены или нет обучающимися связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности. Устранить обнаруженные пробелы. | Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вопрос классу: -как вы думаете, ради чего император произнес эти слова: - чтобы убедить московских дворян в необходимости и неизбежности реформ; - чтобы заручиться поддержкой поместного дворянства; - чтобы оценить степень возможного противодействия помещиков проведению крестьянской реформы? На экран выводится схема «Подготовка крестьянской реформы» ( приложение 1 ). Объяснение схемы: 3 января 1857 года Александр II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству помещичьих крестьян», но многие члены этого комитета были активными противниками отмены крепостного права, и даже присутствие в этом комитете брата царя – Константина Николаевича – сторонника реформ – не дало результата. В конце октября 1857 года в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов, который привез императору обращение от дворян своей губернии – они просили разрешить им обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй. Александр решил воспользоваться этой ситуацией и 20 ноября 1857 года выпустил на имя Назимова рескрипт об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы (освобождение крестьян с землёй за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков) . Вскоре этот текст появился в печати, и с этого времени подготовка реформы стала гласной. В результате в 46 губерниях были учреждены губернские комитеты. В феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет , председателем которого был назначен великий князь Константин Николаевич. В марте 1859 года в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые рассматривали материалы, предоставленные губернскими комитетами, и составляли на их основе общий проект закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен Я.И.Ростовцев. Слайд с портретом Я.И.Ростовцева. Деятели Редакционных комиссий выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. После смерти Ростовцева на это место был назначен консерватор граф Панин, но даже он не мог ничего изменить в проекте Ростовцева, за этим следил сам Александр II 10 октября 1860 года Редакционные комиссии были закрыты. Дорабатывал реформу Главный комитет, а утверждалась она в Государственном совете. 19 февраля 1861 года одобренный Государственным советом проект «Положений о крестьянах» был подписан Александром II. В этот же день был подписан и манифест, возвещавший о реформе. Опубликован он был, однако, лишь 5 марта; правительство опасалось крестьянских волнений и отсрочило объявление манифеста, чтобы успеть принять меры на случай «беспорядков». Высочайше утвержденные правовые акты, составившие законодательную базу крестьянской реформы, заняли 374 печатные страницы в лист. Общие положения составили 636 статей, местные положения-981, дополнительные правила-192; всего-1809 татей. Сейчас мы вместе с вами на основании материалов учебника и документа «Основные положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», постараемся заполнить таблицу. (приложение 2). Таблица выводится на слайде презентации. Проверка заполнения таблицы ( правильные ответы открываются на доске). Вопрос классу: - как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским чаяниям? Сейчас мы с вами рассмотрим один документ, который поможет нам ответить на поставленные вопросы (приложение 3). - как вы считаете, каково значение отмены крепостного права? Сейчас мы попробуем составить синквейн по изученной теме ( схема составления синквейна на слайде ) ( приложение 4 ). Проверка синквейнов, устранение ошибок, ответы на вопросы, которые появились во время составления синквейнов. | Предполагаемый ответ: Александр II хотел убедить дворян в необходимости реформ. Он, как и его предшественники, добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков. Но большинство дворян этого не хотела. Работа со схемой, перенос схемы в тетради. Доклад ученика о Я.И.Ростовцеве Записывают дату: 19 февраля 1861 года - отмена крепостного права. Перенос таблицы в тетрадь. Работа с текстом учебника и документом, заполнение таблицы. Работа класса с документом «Восстание крестьян в с.Бездне Казанской губернии». Предполагаемый вывод учеников: Предполагаемый ответ: Крестьянская реформа стала переломным моментом в истории России. С этого времени страна вступила на путь капиталистического развития. Велико было и нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила путь другим важнейшим преобразованиям. Составление синквейнов по теме. | |
VI. Рефлексия. | Позволяет понять, насколько усвоен учебный материал. | Я вам буду предлагать фразы, которые вы должны закончить: - я познакомился с… - было непросто… -у меня получилось… - хотелось бы… - мне запомнилось… - я попробую… | Продолжают фразы отмечают интересные моменты и продуктивность урока; оценивают свой вклад в урок. | |
VII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. | § 20, подготовиться к историческому диктанту по изученной теме. | Записывают домашнее задание. | |
VIII. Этап завершения урока. | Спасибо всем за работу на уроке. Наша работа была очень продуктивной и интересной. Урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: Охарактеризуйте личность Александра II . Как на его мировоззрение повлияли его учителя ? Как характер Александра II отразился на проводимых им реформах ? Каковы предпосылки отмены крепостного права ? - Назовите причины отмены крепостного права. Какие из них явились определяющими ?
ПЛАН УРОКА I. Подготовка крестьянской реформы. II. Основные положения реформы. III. Реализация крестьянской реформы. Крестьянские волнения. IV. Значение реформы.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Александр II
ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ Император Государственный совет (с октября 1860 г. по февраль 1861 г. обсуждал документы крестьянской реформы) Главный комитет по крестьянскому делу (январь 1858 г. -февраль 1861 г.) Редакционные комиссии (февраль 1859 г. – октябрь 1860 г. Губернские дворянские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857 г. – январь 1858 г.)
Я.И.Ростовцев
Документы крестьянской реформы Чтение манифеста
Условия и результаты освобождения крестьян 1.Гражданские права, полученные крестьянами 2.Права и функции сельских обществ 3.Полномочия мировых посредников 4.Размеры земельных наделов: А)в черноземных губерниях; Б)в нечерноземных губ-х ; В) в степных губерниях 5.Повинности крестьян 6.Условия заключения выкупных сделок и внесения выкупных платежей
Условия и результаты освобождения крестьян 1.Гражданские права, полученные крестьянами. Получили личную свободу, наделены общегражданскими и имущественными правами. 2.Права и функции сельских обществ. -Вся земля – собственность общины; выбор должностных лиц; подписание Уставных грамот; передел общинных земель; раскладка податей и сборов; взыскание недоимок; увольнение из общества и прием новых членов. 3.Полномочия мировых посредников. -Составление Уставных грамот; -следил за осуществлением реформы на местах; -контролировал соблюдение прав крестьян.
Условия и результаты освобождения крестьян 4.Размеры земельных наделов: А)в черноземных губерниях; Б)в нечерноземных губерниях; В) в степных губерниях. (1 десятина=1,097 га) От 1,5 до 4 десятин земли; От 1 до 7 десятин; От 3 до 12 десятин. 5.Повинности крестьян. До выкупа крестьяне должны были платить оброк и отбывать барщину. 6.Условия заключения выкупных сделок и внесения выкупных платежей. Размер надела определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года. Выкупная операция: -20-25 % стоимости земли крестьянин платит помещику; -70-75 % стоимости земли помещику возмещает государство; -государство выдает крестьянину кредит под 6 % годовых на 49 лет
Схема составления синквейна 1.Тема синквейна (одно слово, которое обозначает тему урока). 2. Два слова, которые дают описание признаков темы. 3.Три глагола, которые описывают действия, происходящие в данной теме. 4.Фраза из четырех слов, выражающая ваше личное отношение к данной теме. 5.Одно слово – резюме, характеризующее суть данной темы.
Домашнее задание: § 20,подготовиться к историческому диктанту по изученной теме.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Отмена крепостного права"
Цели и задачи: 1) Познакомить учащихся с личностью Александра II 2) Cформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права 3) Путем анализа основных положений реформы, выявит...
презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"
Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...
презентация к уроку по теме "Отмена крепостного права"
Разработка урока соответствует данной презентации на тему "Отмена крепостного права в России"...
«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»
Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...
презентация к уроку "Отмена крепостного права" 8 класс
В презентации изложен основной материал к уроку, что позволит учащимся легко его усвоить...
Урок и презентация по теме " Отмена крепостного права в России"
Разработка урока,презентация и задания для учеников....
Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России".
Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России", по истории России для 8 класса, по учебнику Данилова А. А.. В презентации рассматриваются вопросы: личность Александра II, причины отмены крепо...