Урок литературы по творчеству А, А, Фета
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 32.67 КБ |
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, легкое дыханье»».
Цель урока:
-создание условий для формирования эстетических ценностей через постижение смысла стихотворения А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье».
Оборудование:
- проектор, доска;
- презентация к уроку;
- картины Клода Моне;
-пьеса для фортепиано К. Дебюсси « Лунный свет», фрагмент произведения Л.В. Бетховена;
Ход урока:
Звучит музыка К. Дебюсси «Лунный свет»
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается душа автора, его мысли, чувства. Посмотрите на картины художника Клода Моне
( слайд 1).
- Какие мысли, какие чувства вызывают у вас произведения живописи?
( ответы учащихся)
Какие легкие мазки, хаотичность изображаемого, смысл картины как будто между изображаемым, а не на холсте.
-Как вы считаете, к какому направления в живописи относятся эти картины?
(импрессионизм)
Что представляет собой направление импрессионизма?
Прочитайте определение в информационных материалах на столе ( слайд 2)
Ключевым словом является ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Как вы думаете, что такое импрессионизм в литературе?
( ответы детей)
Правильно, в литературе - это впечатления автора, его мысли, чувства от восприятия какой-то картины природы или события его жизни. И тема нашего урока такова « Умение ловить неуловимое» в стихотворении
А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье» (слайд 3)
Как вы думаете, что надо знать на этом уроке?
( Тему, основную мысль стихотворении, его идейно- художественное своеобразие)
Правильно! А чтобы это узнать, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
( определять тему, основную мысль, изобразительно- выразительные средства языка, сравнивать со стихотворениями других поэтов )
Молодцы! Итак, на этом уроке мы узнаем…..Для этого будем находить….( слайд 4)
С помощью знаний и умений на уроке мы будем открывать для себя
« неуловимое» в стихотворении Фета, постигать эстетические ценности произведении.
. Про Фета говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.
В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом, но на самом деле биография поэта – это, прежде всего, его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Не зря в начале урока мы говорили об импрессионизме. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное. Сегодня на уроке мы не будем знакомиться со всеми стихотворениями А.А. Фета, а остановим внимание на одном - «Шепот, легкое дыханье»
Послушайте, пожалуйста, это поэтическое творенье. Следите за чтением по информационным материалам
Звучит музыка К. Дебюсси « Лунный свет» (Читаю сама).
-Какие мысли, какие чувства вызвало у вас стихотворении? Можно пользоваться речевыми клише на слайде.
( слайд 5)
Какие слова вам показались непонятными? Проведем словарную работу.( слайды 6,7,8)
Это моя ассоциация, связанная с этим стихотворением. Слова Фауста из трагедии Гете : « Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» ( слайд 9)
Какую картину вы себе представили? Какие ассоциации возникли у вас? Что помогло вам представить эту картину?
( звуки, краски , движения предметов в стихотворении)
- Скажите, какие органы чувств помогают нам ловить неуловимое? Звуки? Краски? Ощущения?
Сейчас я вам предлагаю поработать в мастерской поэта.
Вы сидите по группам , каждая в течение 5 минут будет выполнять задания, предложенные в информационных материалах.
1группа – вам надо увидеть « неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
2 группа – услышать « неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
3 группа - почувствовать« неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
4 группа – проанализировать морфологию и синтаксис в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье». У каждой группы есть план работы, он предложен в информационных материалах.
При работе в группе будьте внимательны, делайте графические пометы в тексте.
( подхожу к каждой группе)
Сейчас 1 человек от группы представит работу.
Давайте подведем итог работы в группах.
1.Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какие звуки преобладают в стихотворении? Почему?
3. Какие краски в этом стихотворении? Какое настроение они создают? Почему?
4. Что можно почувствовать в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье»?
5. В стихотворении нет глаголов. Движется ли картина в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие вашу точку зрения.
6. Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы -заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?
Молодцы, ребята!. Вы заметили, что А.А. Фет ловит момент с помощью звуков, красок, едва уловимых движений. Он , на мой взгляд, настоящий художник слова. Итак, ребята, вы отметили, что в стихотворении нет ключевого образа. Чей шепот? Чье дыханье? Шепот человека или природы? Ее или его? Хотя стихотворение о свидании. Все черты, краски, звуки динамичны. Постоянно все блестит, переливается « колыханье, тени без конца, волшебные изменения лица, заря».Неуловимые движения природы и души .А ведь говорят, что тайна нашего мира заключена в движении, в тонких оттенках чувств, переживаний. Фет фиксирует внимание на мелких, едва заметных деталях. Можно ли их сфотографировать ? Нет! И в том проявилось мастерство Фета как художника слова.
- Если бы вы были художниками- импрессионистами, какую бы картину вы нарисовали?
Как вы думаете, сумел ли А.А. Фет «уловить тончайшие движения природы и чувств» в этом стихотворении? Почему? Актуально ли это стихотворение? Как вы думаете?
(ответы детей)
Конечно, не каждый из нас может « ловить неуловимое» . А это важно, чтобы понять настроение , чувства, мысли того человека, который находится рядом с вами. Я думаю, что после знакомства с поэтическим творением Фета вы будете лучше понимать близких и родных вам людей.
Сейчас прослушайте еще два стихотворения о свидании. Подумайте, чем стихотворение Фета отличается от этих стихотворных произведений?
( звучит музыка Бетховена . Читаю сама) ( Слайды 10,11)
Какие мысли? Какие чувства вы испытали, слушая стихотворения?
Чем, по вашему мнению отличается стихотворение Фета « Шепот, легкое дыханье»?
(Ответы детей)
А сейчас давайте составим синквейн по теме « Стихотворение Фета
« Шепот, легкое дыханье»
Я напомню, как он составляется. Посмотрите на слайд ( слайд 12)
Слова вы берете не из стихотворения, а те, что вспомнили во время урока.
Вот мой синквейн по этому стихотворению ( слайд 13)
Составьте свой ( слайд 14)
( отвечают дети)
Молодцы! Вы хорошо работали на уроке. Давайте вспомним, какие мы цели ставили?
( слайд 15)
На каком этапе урока мы это делали? За этим наблюдали? Это анализировали? Как вы думаете, мы с вами достигли целей урока?
Вы знаете, я уже говорила, что у А.А. Фета большое количество стихотворений Я вам предлагаю прок следующему уроку прочитать такие: Возможно, А.А. Фет станет вашим любимым поэтом, а стихотворения пригодятся в жизни, когда у вас будет свидание. И еще: напишите сочинение-миниатюру « Что я открыл для себя в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье.» (слайд16)
А теперь скажите, какие оценки можно поставить за работу на уроке? Кто, на ваш взгляд, работал лучше всех? Почему? Да …..Кто еще?
На этом урок окончен. Спасибо за работу.
Информационные материалы.
1
Афанасий Фет
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
2
Импрессионизм - (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Задание для работы в группе 1.
Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
О чем данное стихотворение? Какова его тема?
Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
Что помогает уловить звуки данного произведения? Назовите художественные приемы для создания звуковой картины стихотворения?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы услышали следующие звуки: ( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают « услышать» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Сделайте транскрипцию последней строчки. ( Прием звукописи)
-Какой гласный звук преобладает? Какое настроение он привносит?
Какое настроение создается при помощи этого звукового ряда?
Сделайте вывод: Какова роль звуков в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?» Как эти звуки помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 2.
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какие краски мы можем увидеть в данном стихотворении? Что вы видите?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы увидели следующие краски:( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают « увидеть» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Какое настроение они создают?
Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для передачи «цвета» стихотворении? Приведите примеры эпитетов, метафор.
Сделайте вывод: Какова роль « цвета» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?»Как эти цвета помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 3 .
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какое движение в данном стихотворении? Что вы чувствуете?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы почувствовали движение: ( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают «почувствовать» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Какое настроение они создают?
Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для передачи «движения» стихотворении?
Статично или динамично стихотворение? Что в нем меняется?
Сделайте вывод:Какова роль «движения» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?» Как « движения» помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 4.
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какие лексические и синтаксические особенности в этом стихотворении?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Лексические особенности:
Какие слова употребляет автор, чтобы показать изменчивость природы? Какие части речи использует? ( отметьте в тексте).
Ощущается ли движение без глаголов? Почему? Какой оттенок значения передает эпитет "колыханье"?
Каково значение слова « лобзанья»? Какова роль этого устаревшего слова в стихотворении А.А. Фета?
Помогают ли лексические особенности текста передать атмосферу предрассветного часа, когда ночь еще так таинственна, но заря приближается?
Синтаксические особенности:
Сколько предложение в стихотворении А.А. Фета« Шепот, робкое дыханье».
Сколько строк? Удалось ли автору выразить чувства и переживания? Постоянны или мимолетны они?
Почему в конце стихотворения восклицательный знак?
Прочитайте анализ синтаксических особенностей данного стихотворения. Согласны ли вы с мнением исследователя. Обоснуйте свою точку зрения.
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда
(как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной, ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: «…Робкое дыханье…».
Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно- выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
Сделайте вывод о роли лексики и синтаксиса в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?»
М.Ю. Лермонтов « Свидание»
Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым.
Летают сны-мучители
Над грешными людьми,
И ангелы-хранители
Беседуют с детьми.
Там за твердыней старою
На сумрачной горе
Под свежею чинарою
Лежу я на ковре.
Лежу один и думаю:
"Ужели не во сне
Свиданье в ночь угрюмую
Назначила ты мне?
И в этот час единственный,
Но сладкий для любви,
Тебя, мой друг единственный,
Зовут мечты мои".
Борис Пастернак « Свидание»
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо. Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, легкое дыханье»».
Цель урока:
-создание условий для формирования эстетических ценностей через постижение смысла стихотворения А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье».
Оборудование:
- проектор, доска;
- презентация к уроку;
- картины Клода Моне;
-пьеса для фортепиано К. Дебюсси « Лунный свет», фрагмент произведения Л.В. Бетховена;
Ход урока:
Звучит музыка К. Дебюсси «Лунный свет»
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается душа автора, его мысли, чувства. Посмотрите на картины художника Клода Моне
( слайд 1).
- Какие мысли, какие чувства вызывают у вас произведения живописи?
( ответы учащихся)
Какие легкие мазки, хаотичность изображаемого, смысл картины как будто между изображаемым, а не на холсте.
-Как вы считаете, к какому направления в живописи относятся эти картины?
(импрессионизм)
Что представляет собой направление импрессионизма?
Прочитайте определение в информационных материалах на столе ( слайд 2)
Ключевым словом является ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Как вы думаете, что такое импрессионизм в литературе?
( ответы детей)
Правильно, в литературе - это впечатления автора, его мысли, чувства от восприятия какой-то картины природы или события его жизни. И тема нашего урока такова « Умение ловить неуловимое» в стихотворении
А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье» (слайд 3)
Как вы думаете, что надо знать на этом уроке?
( Тему, основную мысль стихотворении, его идейно- художественное своеобразие)
Правильно! А чтобы это узнать, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
( определять тему, основную мысль, изобразительно- выразительные средства языка, сравнивать со стихотворениями других поэтов )
Молодцы! Итак, на этом уроке мы узнаем…..Для этого будем находить….( слайд 4)
С помощью знаний и умений на уроке мы будем открывать для себя
« неуловимое» в стихотворении Фета, постигать эстетические ценности произведении.
. Про Фета говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.
В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом, но на самом деле биография поэта – это, прежде всего, его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Не зря в начале урока мы говорили об импрессионизме. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное. Сегодня на уроке мы не будем знакомиться со всеми стихотворениями А.А. Фета, а остановим внимание на одном - «Шепот, легкое дыханье»
Послушайте, пожалуйста, это поэтическое творенье. Следите за чтением по информационным материалам
Звучит музыка К. Дебюсси « Лунный свет» (Читаю сама).
-Какие мысли, какие чувства вызвало у вас стихотворении? Можно пользоваться речевыми клише на слайде.
( слайд 5)
Какие слова вам показались непонятными? Проведем словарную работу.( слайды 6,7,8)
Это моя ассоциация, связанная с этим стихотворением. Слова Фауста из трагедии Гете : « Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» ( слайд 9)
Какую картину вы себе представили? Какие ассоциации возникли у вас? Что помогло вам представить эту картину?
( звуки, краски , движения предметов в стихотворении)
- Скажите, какие органы чувств помогают нам ловить неуловимое? Звуки? Краски? Ощущения?
Сейчас я вам предлагаю поработать в мастерской поэта.
Вы сидите по группам , каждая в течение 5 минут будет выполнять задания, предложенные в информационных материалах.
1группа – вам надо увидеть « неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
2 группа – услышать « неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
3 группа - почувствовать« неуловимое» в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье».
4 группа – проанализировать морфологию и синтаксис в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье». У каждой группы есть план работы, он предложен в информационных материалах.
При работе в группе будьте внимательны, делайте графические пометы в тексте.
( подхожу к каждой группе)
Сейчас 1 человек от группы представит работу.
Давайте подведем итог работы в группах.
1.Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какие звуки преобладают в стихотворении? Почему?
3. Какие краски в этом стихотворении? Какое настроение они создают? Почему?
4. Что можно почувствовать в стихотворении Фета « Шепот, робкое дыханье»?
5. В стихотворении нет глаголов. Движется ли картина в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие вашу точку зрения.
6. Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы -заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?
Молодцы, ребята!. Вы заметили, что А.А. Фет ловит момент с помощью звуков, красок, едва уловимых движений. Он , на мой взгляд, настоящий художник слова. Итак, ребята, вы отметили, что в стихотворении нет ключевого образа. Чей шепот? Чье дыханье? Шепот человека или природы? Ее или его? Хотя стихотворение о свидании. Все черты, краски, звуки динамичны. Постоянно все блестит, переливается « колыханье, тени без конца, волшебные изменения лица, заря».Неуловимые движения природы и души .А ведь говорят, что тайна нашего мира заключена в движении, в тонких оттенках чувств, переживаний. Фет фиксирует внимание на мелких, едва заметных деталях. Можно ли их сфотографировать ? Нет! И в том проявилось мастерство Фета как художника слова.
- Если бы вы были художниками- импрессионистами, какую бы картину вы нарисовали?
Как вы думаете, сумел ли А.А. Фет «уловить тончайшие движения природы и чувств» в этом стихотворении? Почему? Актуально ли это стихотворение? Как вы думаете?
(ответы детей)
Конечно, не каждый из нас может « ловить неуловимое» . А это важно, чтобы понять настроение , чувства, мысли того человека, который находится рядом с вами. Я думаю, что после знакомства с поэтическим творением Фета вы будете лучше понимать близких и родных вам людей.
Сейчас прослушайте еще два стихотворения о свидании. Подумайте, чем стихотворение Фета отличается от этих стихотворных произведений?
( звучит музыка Бетховена . Читаю сама) ( Слайды 10,11)
Какие мысли? Какие чувства вы испытали, слушая стихотворения?
Чем, по вашему мнению отличается стихотворение Фета « Шепот, легкое дыханье»?
(Ответы детей)
А сейчас давайте составим синквейн по теме « Стихотворение Фета
« Шепот, легкое дыханье»
Я напомню, как он составляется. Посмотрите на слайд ( слайд 12)
Слова вы берете не из стихотворения, а те, что вспомнили во время урока.
Вот мой синквейн по этому стихотворению ( слайд 13)
Составьте свой ( слайд 14)
( отвечают дети)
Молодцы! Вы хорошо работали на уроке. Давайте вспомним, какие мы цели ставили?
( слайд 15)
На каком этапе урока мы это делали? За этим наблюдали? Это анализировали? Как вы думаете, мы с вами достигли целей урока?
Вы знаете, я уже говорила, что у А.А. Фета большое количество стихотворений Я вам предлагаю прок следующему уроку прочитать такие: Возможно, А.А. Фет станет вашим любимым поэтом, а стихотворения пригодятся в жизни, когда у вас будет свидание. И еще: напишите сочинение-миниатюру « Что я открыл для себя в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье.» (слайд16)
А теперь скажите, какие оценки можно поставить за работу на уроке? Кто, на ваш взгляд, работал лучше всех? Почему? Да …..Кто еще?
На этом урок окончен. Спасибо за работу.
Информационные материалы.
1
Афанасий Фет
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
2
Импрессионизм - (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Задание для работы в группе 1.
Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
О чем данное стихотворение? Какова его тема?
Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
Что помогает уловить звуки данного произведения? Назовите художественные приемы для создания звуковой картины стихотворения?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы услышали следующие звуки: ( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают « услышать» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Сделайте транскрипцию последней строчки. ( Прием звукописи)
-Какой гласный звук преобладает? Какое настроение он привносит?
Какое настроение создается при помощи этого звукового ряда?
Сделайте вывод: Какова роль звуков в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?» Как эти звуки помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 2.
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какие краски мы можем увидеть в данном стихотворении? Что вы видите?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы увидели следующие краски:( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают « увидеть» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Какое настроение они создают?
Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для передачи «цвета» стихотворении? Приведите примеры эпитетов, метафор.
Сделайте вывод: Какова роль « цвета» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?»Как эти цвета помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 3 .
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какое движение в данном стихотворении? Что вы чувствуете?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Мы почувствовали движение: ( Подчеркните в тексте стихотворения слова, которые помогают «почувствовать» стихотворение А.А. Фета « Шепот, легкое дыханье»).
Какое настроение они создают?
Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для передачи «движения» стихотворении?
Статично или динамично стихотворение? Что в нем меняется?
Сделайте вывод:Какова роль «движения» в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?» Как « движения» помогают нам « уловить неуловимое»?
Задание для работы в группе 4.
1.Внимательно прочитайте стихотворение А.А. Фета « Шепот, робкое дыханье».
2.О чем данное стихотворение? Какова его тема?
3.Что хотел передать А.А. Фет в этом стихотворении?
4. Какие лексические и синтаксические особенности в этом стихотворении?
Опорные слова.
Тема стихотворения А.А. Фета о ( дружбе, свидании, расставании и т.п.), потому что……….
Автор хотел передать нам чувства лирического героя или героини ( любви, тревоги, печали и т.п.)
Понятен ли сразу смысл стихотворения? Почему?
Лексические особенности:
Какие слова употребляет автор, чтобы показать изменчивость природы? Какие части речи использует? ( отметьте в тексте).
Ощущается ли движение без глаголов? Почему? Какой оттенок значения передает эпитет "колыханье"?
Каково значение слова « лобзанья»? Какова роль этого устаревшего слова в стихотворении А.А. Фета?
Помогают ли лексические особенности текста передать атмосферу предрассветного часа, когда ночь еще так таинственна, но заря приближается?
Синтаксические особенности:
Сколько предложение в стихотворении А.А. Фета« Шепот, робкое дыханье».
Сколько строк? Удалось ли автору выразить чувства и переживания? Постоянны или мимолетны они?
Почему в конце стихотворения восклицательный знак?
Прочитайте анализ синтаксических особенностей данного стихотворения. Согласны ли вы с мнением исследователя. Обоснуйте свою точку зрения.
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда
(как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной, ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: «…Робкое дыханье…».
Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно- выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
Сделайте вывод о роли лексики и синтаксиса в стихотворении А.А. Фета
« Шепот, робкое дыханье?»
М.Ю. Лермонтов « Свидание»
Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым.
Летают сны-мучители
Над грешными людьми,
И ангелы-хранители
Беседуют с детьми.
Там за твердыней старою
На сумрачной горе
Под свежею чинарою
Лежу я на ковре.
Лежу один и думаю:
"Ужели не во сне
Свиданье в ночь угрюмую
Назначила ты мне?
И в этот час единственный,
Но сладкий для любви,
Тебя, мой друг единственный,
Зовут мечты мои".
Борис Пастернак « Свидание»
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо. Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина
Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...
Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета
Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе
Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова как органической части развивающейся рус...
Разработка урока литературы по лирике А.А. Фета в 10 классе
Материал рассчитан на 2 урока. Разработка содержит практические задания: заполнение таблицы по поэзии чистого искусства в сопоставлении с демократической поэзией, работа с иллюстрациями художников-имп...