Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.

Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета.

 

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

Цель урока: способствовать вовлечению всех обучающихся в процесс познания.

Задачи урока:

1) образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

2) развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);

3) воспитательная: воспитывать   эстетические чувства  в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.

Ведущая технология: критическое мышление.

Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельно – поисковая (при подготовке к уроку); работа в паре, в малой группе.

ИКТ сопровождение: презентации к уроку.

Межпредметные связи: МХК, музыка, живопись.

Примечание: длительность урока- 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvvvvvvvvkonspekt_uroka_literatury_v_10_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.

«Душа ваша - пейзаж»

Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета.

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

Цель урока: способствовать вовлечению всех обучающихся в процесс познания.

Задачи урока:

1) образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

2) развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);

3) воспитательная: воспитывать   эстетические чувства  в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.

Ведущая технология: критическое мышление.

Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельно – поисковая (при подготовке к уроку); работа в паре, в малой группе.

ИКТ сопровождение: презентации к уроку.

Межпредметные связи: МХК, музыка, живопись.

Примечание: длительность урока- 2 часа.

Ход урока.

I. Импрессионизм в искусстве. Работа с презентацией.

1. Сообщение темы урока, согласование целей с обучающимися. Создание эмоционального настроя: прослушивание музыкального фрагмента « Сады под дождём» К. Дебюсси. Задание для обучающихся: какое настроение создала в вас музыка? Запишите своё настроение, возникшее в начале урока.

2. Слово учителя (создание проблемной ситуации на основе формулировки проблемных вопросов для обучающихся): сегодня речь пойдёт об удивительном явлении в искусстве, получившим название импрессионизм, что в переводе означает… Чем удивительно это искусство? Какими эпитетами можно его охарактеризовать? Как «прочесть» тему урока - слова французского поэта Поля Верлена «Душа Ваша - пейзаж»? Что написать на месте многоточия? На эти вопросы вам предстоит найти свой ответ. (Напоминаем, что девиз нашего урока - мнение каждого ценно).

3. Работа с презентацией «Импрессионизм в искусстве».

а) выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Импрессионизм»;

б) рассматривание картины К.Моне «Сирень на солнце»;

в) задание для обучающихся: определить (обсудив в паре, группе) и кратко записать свои впечатления от увиденного и прослушанного, сравнив текст Пастернака и изображённое на картине Моне (чувства, краски ,звуки, образы, настроение; впечатления от увиденного самим художником; единство образов; мироощущение и мировосприятие; радость бытия и т.п.). Обмен впечатлениями и мнениями; обсуждение и открытие нового. Определение: импрессионизм - это…

4. Реализация индивидуального домашнего задания (малая группа №1 - на основе работы с различными, в том числе интернет - источниками). Определение « импрессионизм - это…» (сравнение официального варианта и определений, данных обучающимися). Краткая справка «Как всё начиналось. Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».

5. Особенности импрессионизма в живописи (малая группа №2). Рассматривание картин К.Моне, К.Писсарро, К.Коровина, И.Грабаря, И.Левитана, К.Юона. Запись в виде словоряда собственных впечатлений. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока. Обмен материалами, мнениями; обсуждение, высказывания.

6. Письменная миниатюра (2-3 предложения) на тему «Душа ваша-пейзаж». (Как я понимаю смысл высказывания?).



II. Импрессионизм в поэзии « чистого искусства».

1.Переход ко второй части урока. Создание проблемной ситуации.  Можно ли и почему связать слова П.Верлена с искусством слова? С поэзией « чистого искусства» и лирикой А.А.Фета в частности?

2. Повторение и обобщение материала предыдущих уроков по лирике А.А.Фета, а именно:

а) особенности поэзии « чистого искусства»;

б) основные темы лирики А.А.Фета;

в) природа в лирике А.А.Фета.

(Реализация домашней самостоятельной работы: работа с таблицами, составленными обучающимися при подготовке к уроку по материалам предшествующих уроков)

3. Обобщение пройденного: мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан в лирике Фета с миром природы. Пейзажная лирика Фета - «великая и возвышенная книга природы».

4. Выразительное прочтение учеником стихотворения « Целый мир от красоты»- эмоциональный лейтмотив для последующей работы в паре.  Анализ стихотворения «Весенний дождь».

Цель работы: найти в стихотворении приёмы, характерные для искусства импрессионизма.

5. Просмотр слайдов презентации к стихотворению (иллюстрации к тексту)

6. Самостоятельная работа в паре (группе). Памятка «Как работать в паре».

Вопросы для анализа лирического стихотворения (свои наблюдения и версии обучающиеся фиксируют в тетради в виде словоряда):

а) почему объектом лирического изображения выбран дождь ( выдвижение индивидуальных гипотиз);

б) какими красками «рисует» поэт;

в) как работает приём звукописи, аллитерации;

г) изобразительно - выразительные средства (найти и выписать или подчеркнуть в распечатке текста), их роль: метафоры, сравнения,  олицетворения, эпитеты

д) роль односоставных предложений в поэтике стихотворения.

Вывод:  что же «подошло» к саду – и к сердцу - поэта? Что разбудило душу и побудило  написать этот маленький шедевр?

7. Рефлексия: небольшая письменная работа в стиле эссе.

8. Чтение работ, созданных обучающимися.

9. Подведение итогов. Ответ на вопрос, обозначенный в начале урока: импрессионизм в поэзии «чистого искусства».

10. Самооценка «степень удовлетворённости уроком».

11. Домашнее задание: подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме).

Приложение

Памятка «Как работать в паре».

I.  Восприятие стихотворения

        

1. Внимательно перечитайте стихотворение.

2. Прочитайте (не мешая остальным) стихотворение друг другу.

3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от  прочитанного, запишите в виде словоряда:

  1. тема (о чём);
  2. тональность;
  3. настроение;
  4. впечатление.

4. Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.

II. Выпишите из произведения

  1. непонятные слова;
  2. ключевые слова.

Что представляет собой «словарь» поэта?

III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:

  1. отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
  2. расставьте паузы (длинные и  короткие); продумайте «характер» прочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...

Технологическая карта урока английского языка. Through the Looking Glass (В Зазеркалье) Межпредметные связи с уроком Литературы. 6 класс

Технологическая карта урока Предмет Английский языкУМК «Английский в фокусе» (Ваулина Ю., Эванс В.) Тема: Extensive Reading. Across the Curriculum: Literature. Through the L...