Разработка урока литературы по лирике А.А. Фета в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Материал рассчитан на 2 урока. Разработка содержит практические задания: заполнение таблицы по поэзии чистого искусства в сопоставлении с демократической поэзией, работа с иллюстрациями художников-импрессионистов, с пародиями Минаева на стихотворения Фета. Также предполагается сравнение стихотворений Фнта со стихами Есенина, Пастернака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_po_fetu.zip | 408.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Сравните пейзажи А. Фета и Н. Некрасова. В чем вы видите главное отличие?
А. Фет.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Над безжизненной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
А. Фет.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Н. Некрасов.
Весна нужна крестьянину
И ранняя, и дружная,
А тут хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые
Как дойные коровушки
Идут по небесам.
Н. Некрасов.
Несжатая полоса.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустел,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего же он ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Карточка №2
Обратимся к знаменитому стихотворению А. А. Фета:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Ответьте письменно, составив связный текст:
- Какова тема стихотворения?
- В чем его особенность?
- За счет чего создается ощущение движения, динамики, пульсирующего ритма жизни?
- Охарактеризуйте стихотворения с точки зрения синтаксиса.
- Сколько времени проходит между «началом» и «концом» стихотворения?
- Какие звуки мы слышим?
- Какие средства выразительности (тропы) использует автор?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Как соотносятся состояние природы и человека?
- Что символизирует заря?
Карточка №3
Какие черты поэтики Фета пародирует Минаев?
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..
Д. Минаев.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. Фет.
Карточка №4
В 1863 году поэт Д. Минаев, близкий к революционно-демократическим кругам, группировавшимся вокруг журнала «Современник», опубликовал ряд пародий на стихи Фета. Какие стихотворения, и какие черты поэтики Фета пародирует Минаев? Обоснуйте свою точку зрения.
Гоняйся за словом тут каждым!
Мне слово, ей-богу, постыло!..
О, если б мычаньем протяжным
Сказаться душе можно было.
Д. Минаев.
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.
Но цвет вдохновенья,
Печален средь буднишних терний;
Былое стремленье
Далеко, как отблеск вечерний.
Но память былого
Все крадется в сердце тревожно…
О, если б без слова
Сказаться душе можно было!
Фет.
Карточка №5
Сравните пародию Д. Минаева со стихотворением Фета. Что сделал пародист со стихотворением Фета, получив пародию? Какую черту, особенность лирики Фета высматривает поэт?
Д. Минаев.
Пусть травы на воде русалки колыхают,
Пускай живая трель ярка у соловья,
Но звуки тишины ночной не прерывают…
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я.
Пусть широкий круг бежать по влаге гладкой,
Порой тяжелый карп плеснет у тростников;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Уснули рыбки у сонных огоньков.
Скользит и свой двойник на влаге созерцает,
Как лебедь молодой, луна среди небес.
Русалка белая небрежно выплывает;
Уснуло озеро; безмолвен черный лес.
Публикацию этого стихотворения Минаев снабдил примечанием: «Положа руку на сердце, можно сказать, стихотворение даже выигрывает при последнем способе чтения, причем описываемая картина выражается последовательнее и художественнее». Что имел в виду пародист? Для правильного ответа надо прочитать стихотворение А. Фета «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…».
Фет.
Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на волге созерцает.
Уснули рыбки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…
Карточка №6
А. Фет
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот звук и свист.
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна!
Сравните содержание, образные и языковые особенности стихотворений А. Фета и Б. Пастернака. Сделайте вывод.
Б. Пастернак
Опять весна
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она,
Это ее чародейство и диво,
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется без умолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.
Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,
Лампой висячего водопада
К круче шипеньем пригвождена.
Это, зубами стуча от простуды,
Льется чрез край ледяная струя
В пруд и из пруда в другую посуду,
Речь половодья – бред бытия.
Карточка №7
А. А. Фет
Непогода – осень – куришь,
Куришь – все как будто мало.
Хоть читал бы, - только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…
Но болезненно – тревожна
Принужденная дремота, -
Точно в комнате соседней
Учат азбуке кого-то,
Или, - кто их знает? – где-то,
В кабинете или в зале,
С писком, визгом, пляшут крысы
В худо запертом рояле.
Во второй редакции стихотворения Фет отказался от этих последних двух строф. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению А. Фета "Весенний дождь"
Цели урока:Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, к...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Презентация к уроку литературы "Пейзажная лирика А.С.Пушкина" 8 класс
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"
Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....
Урок рефлексии по литературе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета", 6 класс
Урок рефлексии по литературе в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы по теме "Серебряный век" в 11 классе
На уроке предполагается усвоенние нового материала через работу в группах (акмеисты, футуристы, символисты). Учащиеся работают по плану, анализируют стихи поэтов-представителей данных направлений, защ...
Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....