Рабочая программа по литературе в 8 классе по программе Меркина Г. С.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель МО ___________Чурносова И.В. Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | Рассмотрено На заседании педагогического совета №____от «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МОУ «Должанская ООШ» ________Ломакина Т.М. Приказ № ___от «___»____________2012 г. |
Рабочая программа
Юрьевой Натальи Владимировны
II квалификационная категория
по учебному курсу «Литература»
8 класс
Базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 8 классе МОУ «Должанская ООШ» на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2012-2013 уч. году
В состав УМК входит учебник (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-
7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 5: из них классных сочинений – 4, домашних – 1. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».
Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен
знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений ;
- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;
- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;
- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения своего круга чтения;
- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
Календарно- тематическое планирование уроков литературы
в 8 классе
на 2012-2013 учебный год
количество часов на год: 70 количество письменных контрольных
сочинений: 5
в неделю: 2 часа классных - 4, домашних – 1
№ п.п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Подготовка к ГИА
|
По плану | Фактически |
1. | Введение Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.. | 1 |
2. | Из устного народного творчества Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 3 1 |
3. | Исторические песни : « Возвращение Филарета», « Разин и девка- астраханка». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни -плачи. | 1 |
4. | Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек».Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 1 |
5. | Из древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 3 1 |
6. | «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. | 1 |
7. | Административная контрольная работа (тестирование) по теме «Повторение изученного в 7 классе» |
8. | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 1 |
9. | Из литературы 18 века Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии. | 3 1 |
10. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 |
11. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы | 1 |
12. | Из литературы 19 века Поэты пушкинского круга: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Батюшков К.Н. «Судьба Одиссея»,«Мой гений», основные темы, мотивы. | 30 1 |
13. | Поэты пушкинского круга: Баратынский Е.А. «Чудный град порой сольётся», «Муза»; Дельвиг А. «Русская песня». Система образно-выразительных средств | 1 |
14. | Поэты пушкинского круга: Языков Н.М. «Пловец». Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин». Основные темы, мотивы | 1 |
15. | Вн.чт. «Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века» | 1 |
16. | А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». | 1 |
17. | Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». (обзор, содержание одного произведения по выбору). Тематика и система образов. | 1 |
18. | А.С.Пушкин «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения | 1 |
19. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. | 1 |
20. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести | 1 |
21. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести | 1 |
22. | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы | 1 |
23. | Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
24. | М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 |
25. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский | 1 |
26. | Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь | 1 |
27. | Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии. | 1 |
28. | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. | 1 |
29. | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения | 1 |
30. | Р.Р.Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 |
31. | И.С.Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев | 1 |
32. | И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини | 1 |
33. | Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова. | 1 |
34. | А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 1 |
35. | Вт.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», «Осенью», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» | 1 |
36. | А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | 1 |
37. | А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | 1 |
38. | Л.Н.Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 |
39. | Л.Н.Толстой. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. | 1 |
40. | Л.Н.Толстой. «После бала». Приёмы создания образов. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. | 1 |
41. | Р.Р. классное сочинение по произведениям Л.Н.Толстого. | 1 |
42. | Из литературы 20 века М.Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности | 21 1 |
43. | М.Горький. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа | 1 |
44. | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. | 1 |
45. | В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 |
46. | Н.А.Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 |
47. | Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы. |
48. | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 |
49. | Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 |
50. | Н.А.Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 |
51. | Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) | 1 |
52. | А. Грин. Вопросы любви, добра, человечности в повести «Алые паруса». |
53. | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя | 1 |
54. | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 |
55. | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | 1 |
56. | Вн.Чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) | 1 |
57. | Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 |
58. | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | 1 |
59. | Вн.Чт. «Судьба Отчизны» (стихи о ВОВ) | 1 |
60. | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. | 1 |
61. | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 |
62. | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | 1 |
63. | Из зарубежной литературы Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. | 8 1 |
64. | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене. | 1 |
65. | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей. | 1 |
66. | Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. | 1 |
67. | Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 |
68. | Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы | 1 |
69. | Тестирование | 1 |
70. | Вн.Чт. Перечитывая любимые страницы ( по произведениям зарубежной литературы) | 1 |
Содержание программы учебного курса
«Литература». 8 класс
70 часов
Введение (1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (3ч.)
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из литературы ХVIII века (3 ч.)
.
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Из литературы ХIХ века (30 ч.)
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».
К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века (21 ч.)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
А. Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы (8ч.)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Э.Т.А. Гофман
Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.
Дж. Г. Байрон
Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы ХIХ века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы ХХ века
М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
Формы и средства контроля
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
1.Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
2.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-
7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011
Литература.
«Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 5 класс (Г.С.Меркин)
Рабочая программа по литературе для 5 класса...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...