Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.
Цель работы: убедить детей в необходимости тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встечи с тем явлением, которое называется чудом поэтики художественного текста. Рассказ Бунина заставит ученика думать, что является отражением одного из закона писательского мастерства. Разработка может быть использована, как материал к уроку по творчеству Бунина, а также, как элемент при изучении указанной темы на элективных курсах и факультативах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.01 КБ |
![]() | 532.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица» (подготовка к написанию части С)
Цель урока: Провести лингвостилистический анализ рассказ, убедиться в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения, отработать умение выделять главное в тексте, определять позицию автора, выражать свое мнение и аргументировать его, подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Методы и приемы: Комплексная работа с текстом, аналитическая беседа, лекция учителя, использование межпредметных связей, работа по теории литературы.
Оборудование к уроку: Портрет И.А.Бунина, текст рассказа, приложение с высказываниями по теме, мультимедийная презентация к уроку.
Эпиграф к уроку Что есть красота ? и почему ее обожествляют люди-
Сосуд она, в котором пустота, или огонь,
мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Ход урока
Звучит музыка. Учитель читает слова, взятые в качестве эпиграфа
? О каком понятии идет речь
Действительно, говорится о красоте (подумайте, почему именно эти слова взяты мною в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку (ответ в конце урока))
Слово учителя
Сегодня на уроке будем говорить о женской красоте, анализируя небольшой рассказ известного русского писателя, Нобелевского лауреата И.А.Бунина. Написанный много лет назад ,он волнует и трогает нас, заставляет сопереживать, сочувствовать т.к. тему Бунин выбрал (по его же собственным словам) «вечную» -навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человеческие.
Работая над рассказом, анализируя его, мы должны будем еще раз убедиться в том, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют в полной мере определить замысел автора, идею произведения.
Итогом урока должна стать написанная вами творческая работа.
На уроке нам понадобятся знания по теории литературы
-рассказ
-идея произведения
-тема произведения
-ирония
-художественная деталь
Учитель читает рассказ
? Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?
? Какие чувства, эмоции возникали?
Невеселую, совсем не сказочную историю поведал Бунин. Финал поверг в уныние, т. к. нет положительного конца.
? О чем рассказ
Можно выделить основные темы: Судьба мальчика, ставшего никому не нужным и несоответствие красоты внешней красоте внутренней.
? Назовите героев рассказа, кто они (дети обращают внимание, что ни у кого из героев нет имени)
? Почему нет имен (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна трагедия - через общее к частному)
О героях мы узнаем из первых строк рассказа. Найдите портретно-характерологические слова, определяющие их характеры. Расскажите о них.
Чиновник- есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях). Бунин использует метафорический эпитет «Очки цвета йода», что обозначает отстраненность, страх перед жизнью, желание спрятаться от мира.
Герой самый обычный, вроде порядочный.
Красавица- в начале рассказа ее образ не прояснен, т.к. по первым словам о ней очень сложно сказать - положительная она героиня или отрицательная.
? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд»)
Мальчик - его образ раскрывается сразу, чувствуется положительная одобрительная окраска.
? С каких слов начинается завязка рассказа
И вот……
? Почему описывая отношения мачехи к мальчику, автор подмечает «И вот…..красавица спокойно возненавидела мальчика….»
? При каком условии возможна спокойная ненависть
Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.
? Что теперь можно сказать об этой женщине
Она злая, бессердечная, жестокая и ……умная, т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка совершенно.
? Как ведет себя отец в этой ситуации. Почему?
Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми в отношении к ребенку. Отец боялся красавицы - боялся лишиться ее, т.е ради собственного благополучия, спокойствия, мнимого счастья он принес в жертву детскую жизнь сына.
? Как это все его характеризует
Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, насколько будет принято верное, правильное решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом.
? Чем непохож этот рассказ Бунина на его другие рассказы с точки зрения художественного своеобразия
В этом рассказе отсутствует пейзаж ( описание природы заменено описанием интерьера)
? Почему
Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания.
? Какие еще особенности рассказа можно отметить
Прямая речь в рассказе есть только у героини
? Почему
Она - хозяйка, ее речь соответствует ее статусу ( употребляет Бунин глагол «велела» -глагол в изъявительном наклонении имеет форму повелительного)
Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика
? Какими словами передает автор его «новую» жизнь
Ребенок не видит вокруг себя живых-все, что осталось- воспоминание о маме (книжечка, сундук), писатель умышленно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тем самым давая понять, что мир мальчика стал маленьким, совсем сузился.
Все это подтверждает лишь то, что он не живет , а существует: нет радости, света, добра в его жизни. Он живет в «круглом одиночестве»
(для сравнения «круглый сирота»)
? Вспомним, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…..от природы живой..»)
Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей - одного подчинив себе, второго уничтожила равнодушием, бессердечием, безразличием…..Вот такая она…красавица…
? Сформулируйте идею произведения
Не может женщина быть достойной уважения, если она жестока в обращении с ребенком. В жизни часто встречается несоответствие красоты внешней красоте внутренней. Детство -самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей -очень большая трагедия.
? Почему тогда Бунин назвал рассказ именно «Красавица»
Название рассказа - ирония, ведь , как мы уже выяснили, писатель так назвал женщину, у которой не было души. Вернемся к эпиграфу - красота бывает обманчивая, главное в человеке его душа и доброе сердце.
Звучит музыка
? Что же такое красота
Красота-это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. Об этом и предупреждал нас И.А.Бунин в своем рассказе.
Стремясь к любви, ты ищешь красоты,
смотри ж не ошибись, ведь так случается,
что самые прекрасные черты не взгляду,
а лишь сердцу открываются.
В подтверждении слов посмотрите на работу Леонардо да Винчи «Джаконда»
Женщина с неброской внешностью, с легкой грустью в глазах, с доброй улыбкой. Она прекрасна, т.к. доброта - необходимое условие красоты.
Домашнее задание написать сочинение по предложенному тексту ( в качестве эпиграфа к работе можно использовать одно из высказываний) см. приложение
Приложение
Молодец красив, да на душу крив. (Пословица)
……Нам бы про души не забыть…(В.Шукшин)
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли….(А.П.Чехов)
…Приветливость и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым….(Д.Лихачев)
Внешне хороша , да в жизни тяжела. (Пословица)
Добродетель есть здоровье души…(Прудон)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Провести лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица». Подготовиться к написанию сочинения по рассказу. Убедиться, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют определить замысел писателя, идею произведения. Обозначить основные нравственные позиции – главное в человеке – сохранение души, богатство его внутреннего мира. Цель:
Определить замысел писателя, идею произведения. Убедиться в том, что анализ текста как языкового целого, наблюдения над эстетической функцией слова художественного произведения, анализ языковых и изобразительных средств позволяет определить замысел, основную идею произведения. Задачи:
Методы и приёмы: Комплексная работа с текстом. Отработка умений выделять главное в тексте, определять позицию автора. Работа с терминами по теории литературы. Использование межпредметных связей с русским языком (подготовка к написанию сочинения). Лекция учителя. Эвристическая беседа.
Оборудование Портрет И. А. Бунина. Текст рассказа. Приложение с высказываниями по теме. Музыкальное сопровождение.
Ход урока: Слово учителя (цель и задачи урока). Слово о рассказе и его авторе. И.А. Бунин 1870 - 1953
Работа по теории литературы. рассказ идея произведения тема произведения художественная деталь портрет ирония Работа с эпиграфом. … Что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий
Чтение текста учителем. Вопросы на восприятие: Понравился ли рассказ? Какие чувства и эмоции вызвал? Анализ рассказа. О чём произведение? Назовите героев рассказа? ( На что обращаем внимание, говоря о них?) Найдите портретно – характерологические определения, характеризующие героев, расскажите о них.
Герои рассказа ) Красавица (в начале рассказа образ не прояснён, сложно сказать (+) или (–) героиня. Но настораживает деталь «зоркий взгляд»). Мальчик (его образ раскрывается сразу, чувствуется (+) одобрительная окраска). Чиновник (есть слова с (+) оценкой (скромен) и (–) экспрессией (неинтересен во всех отношениях). Деталь – «очки цвета йода»)
Работа над текстом рассказа С каких слов начинается завязка? Почему, описывая отношение мачехи к мальчику, автор подмечает: «И вот…» (при каком условии возможна «спокойная ненависть») Что теперь можно сказать об этой женщине? Проанализируйте поведение отца в этой ситуации. Почему он так себя ведёт. Как это его характеризует? Чем отличается этот рассказ И.А. Бунина от его других рассказов с точки зрения художественного своеобразия? Почему? Охарактеризуйте речь главной героини, в чём её особенность? Чем заканчивается рассказ? Какими словами Бунин описывает новую жизнь мальчика? Сформулируйте идею рассказа. Как вы объясните название произведения.
Заключительный этап урока Учащимся предлагается ответить на вопрос, что в их понимании есть красота. После обсуждения вопроса обращаемся к эпиграфу урока, учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока. Делают выводы по уроку, записывают их в тетрадь.
Заканчивается урок чтением отрывка из стихотворения Стремясь к любви, Ты ищешь красоты, Смотри ж, не ошибись, Ведь так случается, Что самые прекрасные черты Не взгляду, а лишь сердцу открываются. Э. Асадов
Домашнее задание Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. К своей работе подберите эпиграф (из приложения).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19688.jpg)
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")
Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...
Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-324240-1429814288.jpg)
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-684168-1444417914.jpg)
Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-1221521-1582288754.jpg)
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-1343086-1630051063.jpg)
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".
quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog ссылка на презентац...