Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_6_kl.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»
Казаковой Людмилы Петровны
Предмет: литература
Класс: 6
Форма организации учебной деятельности: групповая
Форма урока: защита проектов
Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания:
Тема урока: Добро и зло. Совесть.
Цель: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи:
обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы
Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания:
Тема: Добро и зло. Совесть. “Нравственный выбор Васи” |
Подтемы в теме проекта | Состав творческой группы | Вопросы для раскрытия подтемы | Форма выражения итогов проектной деятельности |
Вася – главный герой рассказа. | Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа). | Словесное рисование, рисунок-портрет. Инсценировка фрагментов рассказа. Устное выступление. Исследовательская работа. |
Проблемы, поставленные в рассказе. | Как автор изображает черепаху и почему? Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он приходит к этому решению? Почему в начале рассказа автор называет поступок мальчика свершением, а в конце – подвигом? Почему автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? “Старый друг лучше новых двух”? “Мир существует для тебя, но и ты для мира”? Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего? | Коллаж “Милосердие”. Коллаж “Свершение – подвиг”. Сочинение. Сочинение. Письменный ответ на вопрос. |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания: 2. Работа с текстом учебника. 9 тема. а) Предтекстовая работа. б) Чтение статьи учебника. в) Работа по тексту. Обсуждение отрывка из библии: Отречение Петра. Работа со словами: Работа с рассказом Ю. Нагибина «Старая черепаха». Выступление первой творческой группы. Показ сценки Проект учеников “Душевное состояние Васи”. Выступает II группа учащихся Проект “Отношение автора к Васе”. II. Подведение итогов: Домашнее задание: | 1. Постановка проблемных вопросов: – Какие доводы могут убедить людей творить добро? – Как на этот вопрос отвечают христиане? 2. На доску выносятся понятия: Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние. (организация работы со словами). б)– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли? – Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить? - Почему Петр отрекся от Христа? - Почему, когда человек предаёт, душа не может радоваться? - Как вы понимаете эту цитату: «И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа.» - Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его. - Что есть совесть? - Какие два важнейших дела у совести? - Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? - Каковы этапы покаянных действий? - Какое есть ещё средство раскаяния? (молитва). - Для чего люди молятся? Составить таблицу добра и зла. Учитель является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость. Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи? Ученики должны заранее выписать из текста ключевые слова, описывающие душевное состояние Васи. Можно с помощью родителей или педагога. Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи. Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”. Учитель: То, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения связаны с темой нашего урока. Как? - Какой поступок совершил Вася?(злой) - Почему Вася не находил себе места, не мог заснуть? (совесть не давала покоя) - Почему Вася попытался изменить свой поступок? (раскаялся) Дополнительные вопросы: Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении? Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему. | 1. Обсуждение, участие в диалоге о добре и зле. 2. а) Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» б) Поиск информации в) Составление логической цепочки. обсуждение осмысление, выводы. Ответы, обсуждение. Дают определение. Поиск информации в учебнике. Участие в диалоге (Человек изменяет оценку своих поступков и пытается их изменить.) Дети по очереди вписывают слова и поясняют. Дети должны заранее дома прочесть текс рассказа. Дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания: Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, - Я Вася. К доске выходит ученик. Он-Вася Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа) Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе. Продолжение сценки. Дальнейшее выступление ученицы: - Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе. Например: - Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью. Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает. В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку. Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске: Проблемы - милосердия - совести - долга - подвига Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”. Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?” Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме. Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира?” Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме. Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе. Дети делают вывод: Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу. Вася изменил оценку своего поступка и изменил его. Отвечают на вопросы. Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды. Примерный ответ ребёнка: В начале рассказа автор описывает Машку глазами мальчика, который хочет избавиться от своего маленького друга. Поэтому перед нами предстает не черепаха, а как говорит автор, “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В описании черепахи нет любви, об этом говорят метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем самым заставляет задуматься о главном герое, какой он человек. Очевидно, сам автор им недоволен. Вася совершил проступок и стремиться исправить его. После бессонной ночи, когда открылась мальчику истина, мы видим иное отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася проявил бессердечность, то в конце рассказа в тексте появляются фразы, говорящие о его милосердии: “Ответ был в его растревоженном сердце”, “Нет” - сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”. заполнение учащимися индивидуальных карт, в которых они оценивают свою деятельность. Составить кроссворд к рассказу “Черепаха”. | 1. Общение и взаимодействие по обмену информацией. 2. Познавательные. Смысловое развитие. Решение проблемных вопросов. Логическое мышление Формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу; Развитие речи. Развитие творчества. Привитие интереса к предмету Воспитание нравственных ценностей Формирование бережного отношения к слову в работе над текстом Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы Формирование чувства ответственности Сопоставление темы урока с рассказом. Осмысление. Выводы Коммуникация. Осмысление позиции автора. Совместное обсуждение работ учащихся. Повторение основных понятий и их опре- делений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Добро пожаловать в Великобританию" для 5 класса
В технологической карте представлены ссылки на используемые веб-сервисы...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...