Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_6_kl.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»

Казаковой Людмилы Петровны

Предмет: литература

Класс: 6

Форма организации учебной деятельности: групповая

Форма урока: защита проектов

Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания:

Тема урока: Добро и зло. Совесть.

Цель: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи: 

обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;

развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;

воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания:

Тема: Добро и зло. Совесть.

 “Нравственный выбор Васи”

Подтемы в теме проекта

Состав творческой группы

Вопросы для раскрытия подтемы

Форма выражения итогов проектной деятельности

Вася – главный герой рассказа.

Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа).

Словесное рисование, рисунок-портрет. Инсценировка фрагментов рассказа.

Устное выступление.

Исследовательская работа.

Проблемы, поставленные в рассказе.

Как автор изображает черепаху и почему? Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он приходит к этому решению? Почему в начале рассказа автор называет поступок мальчика свершением, а в конце – подвигом? Почему автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?

“Старый друг лучше новых двух”?

“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?

Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего?

Коллаж “Милосердие”.

Коллаж “Свершение – подвиг”.

Сочинение.

Сочинение.

Письменный ответ на вопрос.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1. Обсуждение подготовленных 

ответов на вопросы домашнего задания:







2. Работа с текстом учебника. 9 тема.

а)  Предтекстовая работа. 

б) Чтение статьи учебника.

в) Работа по тексту.






Обсуждение отрывка из библии: Отречение Петра.












































Работа со словами:


Работа с рассказом Ю. Нагибина «Старая черепаха».








Выступление первой творческой группы.










Показ сценки















Проект учеников “Душевное состояние Васи”.  
























Выступает II группа учащихся








































Проект “Отношение автора к Васе”.



















II. Подведение итогов:


Домашнее задание: 









1. Постановка проблемных вопросов:

– Какие доводы могут убедить людей творить добро?

 

– Как на этот вопрос отвечают христиане?





2. На доску выносятся понятия: Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние.

(организация работы со словами).

б)– Какие вопросы, связанные с содержанием текста  у тебя возникли?

– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?




- Почему Петр отрекся от Христа?

- Почему, когда человек предаёт, душа не может радоваться?

- Как вы понимаете эту цитату:  «И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа.»

- Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

- Что есть совесть?

- Какие два важнейших дела у совести?

- Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? 

- Каковы этапы покаянных действий?

- Какое есть ещё средство раскаяния? (молитва).

- Для чего люди молятся?


Составить таблицу добра и зла.


Учитель  является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.



























Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?









Ученики должны заранее  выписать из текста ключевые слова, описывающие душевное состояние Васи. Можно с помощью родителей или педагога.































Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.



















Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”.



Учитель: То, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения связаны с темой  нашего урока. Как?

- Какой поступок совершил Вася?(злой)

- Почему Вася не находил себе места, не мог заснуть? (совесть не давала покоя)

- Почему Вася попытался изменить свой поступок? (раскаялся)

Дополнительные вопросы:        

Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?


Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении?

Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему.




















































1. Обсуждение, участие в диалоге о добре и зле.











2.

а) Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

б) Поиск информации

в) Составление логической цепочки.








обсуждение


осмысление, выводы.






























Ответы, обсуждение.

Дают определение.

Поиск информации в учебнике.

Участие в диалоге


(Человек изменяет оценку своих поступков и пытается их изменить.)




Дети по очереди вписывают слова и поясняют.


Дети должны заранее дома прочесть текс рассказа.

Дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания:

Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, - Я Вася.


К доске выходит ученик.

Он-Вася

Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа)

Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.

Продолжение сценки.        

Дальнейшее выступление ученицы:

- Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.

Например:

- Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.

Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.

В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.

Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:

Проблемы

- милосердия

- совести

- долга

- подвига

Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.

Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”

Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.

Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира?”

Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме.

Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе.


Дети делают вывод: Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу. Вася изменил оценку своего поступка и изменил его.

Отвечают на вопросы.



Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.



Примерный ответ ребёнка:

В начале рассказа автор описывает Машку глазами мальчика, который хочет избавиться от своего маленького друга. Поэтому перед нами предстает не черепаха, а как говорит автор, “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В описании черепахи нет любви, об этом говорят метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем самым заставляет задуматься о главном герое, какой он человек. Очевидно, сам автор им недоволен. Вася совершил проступок и стремиться исправить его. После бессонной ночи, когда открылась мальчику истина, мы видим иное отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася проявил бессердечность, то в конце рассказа в тексте появляются фразы, говорящие о его милосердии: “Ответ был в его растревоженном сердце”, “Нет” - сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.

заполнение учащимися индивидуальных карт, в которых они оценивают свою деятельность.

Составить кроссворд к рассказу “Черепаха”.


1. Общение и взаимодействие по обмену информацией.






2. Познавательные.

Смысловое развитие.

Решение проблемных вопросов.


























































Логическое мышление




Формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;


Развитие речи.




















Развитие творчества.

Привитие интереса к предмету


Воспитание нравственных ценностей















Формирование бережного отношения к слову в работе над текстом













































Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы



























Формирование чувства ответственности



















Сопоставление темы урока с рассказом.

Осмысление. Выводы

Коммуникация.





















Осмысление позиции автора.

































Совместное обсуждение работ учащихся.

Повторение основных понятий и их опре-

делений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Добро пожаловать в Великобританию" для 5 класса

В технологической карте представлены ссылки на используемые веб-сервисы...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...