Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Микубаева Эльвира Владимировна

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и литература. На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На таком уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются  школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Благодаря интегрированному уроку достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx99.42 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-исследование

«Числа в сказках Пушкина».

(5 класс).

Учитель математики: Микубаева Э. В.

Учитель русского языка и литературы: Усталова О. В.

Цель урока:

Образовательная:

  1. проанализировать, какие числа есть в сказках Пушкина и какую семантическую нагрузку они несут?
  1. расширить знания учащихся о числах с помощью работы с различными источниками информации;
  2. повторить решение задач, навыки устного счёта,  сложение и вычитание десятичных дробей;
  3. закрепить  умения и навыки работы с  обыкновенными дробями;
  4. закрепить навыки составления и решения уравнений.

Развивающая:

  1. развивать умение разбирать текст, навыки пересказа,  память, внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  2. развивать познавательный интерес  учащихся;
  3. развивать артистические способности учащихся.

Воспитательная:

  1. воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры,
  2. воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

Оборудование:

выставка книг поэта, рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина, геометрические изображения чисел, раздаточный материал;

используемые Интернет - ресурсы для подготовки и проведения урока.

Ход урока.

Вступление.

Ребята, самые удивительные книги - это сказки.

Проработкой народных сказок стали заниматься на Руси со второй половины 18 века. Причем только А.С.Пушкин вывел сказку как жанр литературы из второстепенной в первостепенную. В ноябре 1824 года из Михайловского Пушкин писал брату Льву: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Ребята, вспомните, сколько всего сказок было написано Пушкиным? Назовите их.

Какая особенность есть в названиях всех пушкинских сказок?

Кто рассказывал Пушкину сказки в детстве?

1.Учитель литературы.

-Решим примеры и узнаем, какое число было самым распространенным в сказках Пушкина.

2.Учитель математики.

Вычислите устно:

а) 60 – 36                           б) 75 : 25                     в) 4,5 + 3

            :3                                        ∙3                             -1,2

        +0,6                                     -0,5                               -3

            -8                                    +2,5                            +3,7

       +2,4                                        -8                                 -4

  ______                                _______                   ________

            ?                                          ?                                  ?

Правильно, это число «3». Что означает  это число?

Сообщение ученика:

Тройка 

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за “двойкой” начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “все”. Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало “все”. Число 3 считалось магическим, потому что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3 = 2 + 1).

Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом, часто  воспринималась  как знак удачи.

Геометрически Тройка чаще всего представляется треугольником, стороны которого  символизируют прошлое, настоящее и будущее.

                                                     

1.Учитель литературы.

Итак, число 3 издревле считали магическим. Ведь только на третий раз исполнялись все волшебства. Докажем это на примерах пушкинских сказок.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о ..»

«Сказка о царе  Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

3 раза закидывал невод:

(1-одна тина 2-трава морская,

3-1 рыбка). Но 4 желания старухи:

1-новое корыто,

2-изба,

3-столбовая дворянка,

4 царица. Почему 4?

Сценка»

Царица и зеркальце».

-Сколько раз царица обращается к зеркальцу?

-Сколько дней ждали братья, чтобы воскресла царица?(3дня)

-Троекратное обращение к природным явлениямю Сценка.

-«три девицы под окном»,

-царевич спасает Лебедя от злого коршуна, но на 3 дня остается без еды.

-3раза подплывали к государству Гвидона купцы,

-3 раза отвозили они весточку царю Салтану,

-3 раза царевна Лебедь исполняла желания Гвидона (комар, муха, шмель)

-3 отрицательных героя: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

-поп говорит Балде: «Нужен мне работник: повар, конюхи плотник»,

-«Буду служить в год за 3 щелка тебе по лбу»

-черти три года не платили оброк,

Три раза Балда море волновал,

-на третьем шагу Бесенок упал, когда кобылу нес.

1.Учитель литературы.

Ответим на следующий  вопрос.

2.Учитель математики. Повозка запряжена парой лошадей. Каждая лошадь пробежала 33 км. Сколько километров пробежали обе лошади?

Итак, получилось число 33. Что мы знаем об этом числе?

Сообщение ученика:

 Число 33 

Священное число многих духовных традиций, в том числе и русской. В древности число 33 являлось количеством степеней испытания, которые должен был пройти человек на пути к полной реализации и просветлению. В 33 года Иисус был распят на кресте. В русских сказках Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года, после этого явились старцы, раскрывшие богатырю его чудесную силу. Во многих традициях, в том числе христианской считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности.  

1.Учитель литературы.

Число 33 содержит в себе значение множества. Как оно выражалось в сказках Пушкина?

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о …

«Сказка о царе  Салтане»

«Сказко о золотом петушке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

-30 лет и 3 года жили старик со старухой

-30 лет и 3 года рыбачил старик.

33 богатыря у Гвидона в государстве.

1.Учитель литературы.

Выполним следующие задания.

2.Учитель математики.

1 зад. Сколько натуральных чисел находится между числами

а) 3,25 и 10,303,

б)и  -?

2 зад. Решить уравнение:  - х =+

Получаются числа 7 и 6. Что они означали?  

Сообщение ученика:

Семерка 

Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Даже в пословицах и поговорках можно услышать это число: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и. т. д. Семь – стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове. /2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот/. Рим и Киев были построены на семи холмах. Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить семь дней. Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом Семерка - очень мудрое число. Оно символизирует тайну, нечто незнакомое и невидимое

В своем графическом изображении семёрка представляет собой семилучевую звезду.

                                         

Шестерка. 

Говорят, что число 6 совершенно, ибо мир был сотворен за 6 дней. Оно священно, так как содержит первое четное число (2) и первое нечетное число (3). Число «6» всегда было символом Земли, символом гармонии Природы. Жизнь — это не только праздники и победы, но и будни, и болезни, а Шесть — символ примирения человека с судьбой, символ мудрости как опыта прожитой жизни. Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой, шестерка олицетворяет зло. Кроме всего этого, число «6» означает еще и  страх.

Геометрически Шестерка представляется в виде двух равносторонних пересекающихся треугольников - восходящего (вершиной вверх) и нисходящего (вершиной вниз). Этот символ - шестиконечная звезда, или гексаграмма. В древности Шестерку называли Звездой Творения, Звездой Соломона,

                                 

1.Учитель литературы.

В каких сказках Александра Сергеевича мы их находим и почему?

«Сказка о рыбаке и рыбе»

«Сказка о мертвой царевне и о ..»

«Сказка о царе  Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Приданое у царевны-7торговых городов, 7 богатырей.

Гроб на 6 столбах

Число 7 было счастливым числом, но имело  также значение «много», число 6 ассоциируется с нечистой силой, а значит, со смертью.

 И, наконец, число 8. Попробуем решить задачу, где бы фигурировало это число.

2.Учитель математики.

Я задумала число, умножила его на 5, к результату прибавила 2. Полученную сумму разделила на 6 и получила 7. Какое  число  я задумала?

Что мы знаем об этом числе? 

Сообщение ученика:

Восьмерка -

число, которое говорит нам о бессмертии. 8 - самое странное и самое трудное число. Оно может означать горе, печаль и, одновременно, успех, иногда - мирового значения. Древние верили, что ему сопутствует смерть и рок. Кроме того, это - число Божественного правосудия, которое не отдает предпочтение ни одной из двух равных частей.  Восьмерка излучает успокоение. Если это число повернуть на 90°, получится знак бесконечности, что вселяет надежду на вечную жизнь.

 Графическое изображение - знак бесконечности, восьмиугольник, может изображаться в виде двух переплетенных змей (кадуцей).

                

1.Учитель литературы.

В каких сказках Пушкина и почему дается автором это число? ( В «Сказке о царе Салтане»- «8 дней проходит – а от войска нет вестей», «снова 8 дней…- царь Дадон собирается сам в дорогу».)

Число 8 является четным и тоже ассоциируется со смертью (автор дает нам понять, сто оба его сына погибли).

Вывод:

Какие числа чаще всего употребляются в сказках Пушкина и какую семантическую нагрузку они несут? (Автор употребляет чаще всего  число 3, которое наталкивает на мысль о волшебстве, если он показывает четные числа, то  они каким-то образом обязательно должны быть связаны отрицательными героями). Таким образом, мы приходим к выводу, что числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функций помогает проникнуть в заложенную автором мысль текста.

Домашнее задание: Сочинить сказку, чтобы в ней использовались рассматриваемые числительные. Дать объяснение своему выбору.

Рефлексия. Что вам запомнилось больше всего на уроке? Чтобы ты хотел узнать подробнее?

Список литературы:

  1. Зуева Т.В. Сказки Пушкина.-М., 1989
  2. 2. Львова С.И. Уроки словесности 5=9 классы. -3-е изд., стереотип.
  3. И.:Дрофа,2000
  4. 3. Пушкин А.С. Сказки.-М., 1990
  5. В.В.Трошин  «Магия чисел и фигур»  ООО «Глобус» 2007
  6. И.Я.Депман  Н.Я. Виленкин  За страницами учебника математики «Просвещение» 2006

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  2. http://www.new-numerology.ru/books/kl_10.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Сказки А. С. Пушкина. (5 класс)

Вспомнить пушкинские сказки, изученные в началь­ной школе; развить навыки чтения по ролям поэтического текста....

Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе. Обращение в сказках А.С.Пушкина

Цель.Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи. Задачи: научить находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения...

Итоговый урок по сказкам Пушкина. 5 класс

обобщающий урок-игра по сказкам....

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "

В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

интегрированный урок по чтению и математике в 5 классе по сказке а.с. Пушкина . Сказка о мертвой царевне и семи богатырях...