ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Системно-деятельностный подход
к обучению учащихся на уроке
литературы в 7 классе
Сценарий урока-исследования (из серии «Уроки доброты»)
«Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы реализации
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Выполнила
Радионова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №2 г. Окуловка
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2012
Организация художественной деятельности на уроках литературы
как средство создания условий
гармоничного развития личности, формирования ее творческого потенциала (самореализации)
ФГОСы образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. В Стандартах второго поколения культурно-исторический и системно-деятельностный подход становится ведущим.
Предмет, который мы преподаем, особый – литература. Это искусство, которое отражает мир посредством слова. Именно на наших уроках складывается художественная многомерная модель мира, именно на наших уроках развиваются эмоции, возникают ассоциативные цепочки, развивается чувство сопереживания. В отличие от других школьных предметов именно учитель литературы балансирует на грани науки и искусства. Предмет «литература» должен обеспечить развитие личности и формирование коммуникативной грамотности учащихся. Поэтому важной задачей учителя литературы является создание на уроке условий для продуктивного обучения.
Прочны лишь те знания, которые ученик добывает собственным трудом. Значит, нужно учащихся поставить в условия активной деятельности. В литературе как в учебном предмете совмещаются и должны гармонично существовать две формы познания: образная (художественная) и логичная (научная), то есть в основе деятельностного подхода в обучении на уроках литературы должна лежать организация художественной деятельности учащихся. Для того чтобы эстетическое восприятие и постижение художественного произведения состоялось, необходимо, чтобы ученики-читатели поняли язык писателя-художника, а для этого они должны обладать в какой-то степени сходными с ним умениями. «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», - писал Гёте. В данном случае на уроке мы должны идти в страну Есенина.
Организовать художественную деятельность учащихся на уроке литературы без учёта природы и структуры художественного восприятия невозможно. Исследователи различают три фазы процесса художественного восприятия:
- Первая фаза – предкоммуникативная (подготовка к предстоящей встрече с изучаемым произведением, т.е. создание художественно-психологической установки на изучение творчества писателя);
- Вторая фаза – коммуникативная (непосредственный контакт с художественным произведением: «завязываются» собственные раздумья читателя, формируются умения и навыки анализа художественного произведения);
- Третья фаза - посткоммукативная (завершение формирования готовых читательских идей, оценок, установок, осмысление того, что было воспринято, передумано в результате прямого контакта с произведением).
Если на какой-то из фаз исключить момент творчества, то разрушится их взаимосвязь, что неминуемо повлечёт за собой разрушение целостного восприятия авторской модели мира, изображённой в художественном произведении, которую ученик-читатель строит на основе личностного опыта. Поэтому обучение художественному восприятию должно строиться на принципах вовлечения личности ученика в учебный процесс, а это наиболее продуктивно на основе его творческой деятельности.
N.B. Рассказ С. Есенина «Бобыль и Дружок» не входит в перечень произведений для изучения. Но, прочитав его однажды, захочется перечитать ещё и ещё…(Велика сила эмоционального воздействия).
На примере данного урока можно увидеть, как организовать художественную деятельность через фазы художественного восприятия и систему творческих заданий на примере изучения рассказа С.Есенина «Бобыль и Дружок». И если вспомнить слова Гете, («Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»), то скажу о том, что в данном случае на уроке мы должны идти в страну Есенина.
1.Тема урока: урок – исследование «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
2.Тип урока: метапредметный с включением внеклассной проектной деятельности ;
урок комплексного применения знаний и способов деятельности; исследование текста.
3. Форма урока: урок-исследование.
4. Предмет: литература.
5. Класс: учащиеся 7 класса, владеющие навыками работы в малых группах.
6. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.
7. Технология: Данный урок построен с применением метапредметной технологии. На уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса. Ребята на подобном уроке учатся творчески представлять свои мысли, учатся сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.
8.Место урока в системе уроков литературы:
Урок проводится в качестве урока внеклассного чтения по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, но входит в систему уроков при работе над проектом «ДОБРОТА».
9.Перспектива:
Этот урок может занять свое место в системе уроков метапредмета «Образ» или «Проблема» с некоторой его доработкой.
Развиваемые компетенции:
- Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки)
- Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)
- Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ, синтез)
- Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
- Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
- Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, духовное и эмоциональное развитие)
Цели и задачи:
- ввести учащихся в художественный мир писателя С.Есенина, вовлечь их в творческую исследовательскую работу;
- сформулировать важнейшие особенности поэтики рассказа «Бобыль и Дружок»;
- развивать коммуникативную грамотность учащихся, их творческие способности;
- формировать личностное отношение к рассказу и его героям;
- формировать эстетический вкус и воспитывать на этой основе эстетически-нравственную личность.
Оборудование урока:
Презентация к уроку со слайдами по биографии С.Есенина, его портрет
Карточки с заданиями по группам
Общая цель: нравственно-духовное развитие личности через анализ поэтического текста и организацию деятельностно- творческого общения учащихся.
Цели урока:
- Развивать внимание к художественному слову, умение воспринимать, интерпретировать прозаическое произведение.
- Постигать тайны внутреннего мира писателя через слово.
- Способствовать духовному росту ученика.
1)предметные:
- понимание литературы как особого способа познания жизни,
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого, владение навыками анализа текста,
- подготовка учащихся к творческой работе
2)метапредметные:
- умение планировать пути достижения целей,
- овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
- формирование информационной культуры личности ребенка,
- формирование навыков творческой деятельности,
- умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владение навыками самопрезентации; развитие умений давать аргументированную оценку,
3)личностные:
- формирование морали и нравственности и приобщение к морально-нравственным ценностям через анализ текста,
- духовное развитие через работу с текстом,
- формирование эмоциональной сферы через «проживание» текста
Оборудование:
- текст рассказа,
- презентация о С.Есенине,
- музыкальный ряд: христианская музыка (на ее фоне – чтение текста)
Итак, я покажу возможности использования фаз художественного восприятия при организации художественной деятельности учащихся при изучении рассказа С.Есенина «Бобыль и Дружок».
Целесообразность выбора метапредметной технологии:
это дает возможность работы с мировоззрением детей, их самоопределением, с обретением смысла жизни, ценности жизни. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности выбирать для себя. В такой ситуации помочь должна классическая литература, где даны культурные образцы. Рассказ С.Есенина в этом плане замечателен и совершенен. Поэтому и разговор при анализе текста нужно вести не только о метафорах, но и прежде всего о жизненных ориентирах. Мотивация к учению возрастает. Делается это не назидательно, а технологично. При этом возрастает интерес к уроку, к чтению, а значит, повышается качество образования.
К этому уроку учащимся предлагается прочитать рассказ «Бобыль и Дружок»; найти в словаре толкование слов: гуманизм, человечный, милосердие, сострадание; кличка, прозвище, имя.
Сценарий урока-исследования
«Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Тип урока Формируемые УУД | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Предкоммуникативная фаза (фраза подготовки восприятия произведения и контекстного анализа)
|
|
|
Регулятивные УУД: целеполагание
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация (оценивание), смыслообразование
Коммуникативные УУД: высказывание мысли
Познавательные Логические УУД: анализ, подведение под понятие
Регулятивные (целеполагание)
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе Познавательные: Общеучебные (умение осуществлять смысловое чтение, строить высказывание
Познавательные, логические УУД: построение логической цепочки рассуждений личностные: формирование эмоциональной сферы, нравственно-этическая ориентация |
1)Организационно-психологический момент - Сегодня на уроке мы с вами будем работать и индивидуально, и в группе.
2)Мотивация учебной деятельности учащихся:
А) Вступительное слово учителя о стиле писателя Каждый писатель своеобразен и уникален и в плане языка, и в плане стиля повествования. Ни одного из них нельзя рассматривать вне связи с его мировоззрением, мироощущением. Каждый мыслит по-своему, у каждого своя реакция на то, что он видит. В человеческой природе нет шаблонов, как нет их и в языке. И каждое (прошу не считать этот повтор тавтологией) произведение своеобразно по-своему. На поверхности только малая толика для понимания (подобно айсбергу: лишь малая часть его над водой, остальное сокрыто под водою). А то, что в глубине – мы должны понять сами, поработав с текстом. -Какую задачу на уроке вы для себя уяснили?
Б) Мини-игра «Ассоциации»: - Написать ассоциативные слова к словосочетанию «писатель С.Есенин».
В помощь можно прочесть и стихотворение Н.Брауна:
В этом имени - слово "есень". Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь - рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности и чистоты. Только скажут - Сергей Есенин, Всей России встают черты.
В) Целеполагание. Учащиеся пишут ассоциативные слова и затем показывают учителю и одноклассникам. Среди ответов учащихся всегда появятся такие, как «осень» (грусть), «синь» (небо, тайна, загадка), «Русь». Учитель объявляет тему урока, и вместе с учениками определяются цели и задачи урока. 1) Работаем над стихотворением «Песнь о собаке» Стихотворение читается в классе, проводится первичная беседа - Скажите, каким вам видится человек, который написал эти строки? (чуткий, добрый, отзывчивый, заботливый…) Да, с ранних лет у этого человека зарождалась та великая любовь и жалость ко всему живому, которая затем вылилась и в его произведения. Его мать вспоминала: «Птиц, щенят всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать». Любовь ко всему живому осталась у него на всю жизнь. И вот что примечательно: он и о собаке пишет, как о человеке: До вечера она их ласкала… Велика сила материнской любви. И страшно, что среди людей сеется зло, что человек не способен на жалость: Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. Правильно, на то он и «хозяин». Обращаемся к словарю, находим: Хозяин- - то же, что владелец.
- переносное знач.: полновластный распорядитель.
- человек, который ведет хозяйство и т.д.
- Какое же из данных значений подходит к этой ситуации?
Дети увидят в «хозяине» полновластного распорядителя, хозяина чужой судьбы, безжалостного властелина. Но не в переносном значении, а в прямом, ибо Семерых их поклал в мешок… Человек - «хозяин» не в состоянии понять ни собачье счастье, ни её горе. Да и человечье-то не всегда понимаем бывает... А вот писателю жалко. «Грустная сказка» - жизнь. Об этом он поведает нам и в других произведениях, не только в стихотворении «Песнь о собаке»
|
Записывают тему
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока
Выстраивают ассоциативные ряды
Учащиеся пишут ассоциативные слова
Определяют цели и задачи урока
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения
Работают со словарём |
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе Личностные УУД: умение находить ответ, формирование эмоциональной сферы
|
2)Работаем над портретом -А теперь внимательно посмотрите на портрет С.А.Есенина, думаю, что вы узнали этого писателя. С портрета смотрит на вас светлоокий юноша. Его задумчивые голубые глаза полны печали: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Нет, в своём сердце Сергей Есенин никогда не покидал ни родимый дом, ни «голубую Русь». |
Высказывают свою точку зрения
Просматривают видеослайд
|
Познавательные УУД: выделение важной информации, отбор значимого
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (определение содержания моральной нормы на основе существенных признаков) Нравственно-этическое оценивание (норма милосердия=заповеди любви)
Познавательные УУД: логические –выдвижение своих гипотез
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника,
Личностные: Самопознание («я» и мое место в мире), нравственно-этическая ориентация
|
3)Биографическая справка Родился поэт на Рязанщине. Поэтичная русская земля.… Любовался красотой лугов, жадно впитывал в себя игру света в чистых рощах. Дышал воздухом ржаных полей, вслушивался в дикие посвисты метелей. Все написанное им связано с землёй и с тем, что живёт на ней. А ещё во взгляде, как и в его стихах, много грусти. - Откуда грусть? Дети могут вспомнить, что детство Серёжи Есенина прошло без родителей, а это оставило неизгладимую травму в душе его. В одном из ранних писем читаем: «Радость там, где у порога не слышны стоны». Стало быть, в своей жизни он много их слышал (и не где-то, а «у порога»). Поэт видит и подмечает все; на все тревожное, грустное и горькое откликается его ранимая душа. Даже там, где речь идет не только о человеке, он страдает. Перечитайте его стихи: «Корова», «Лисица», «Табун». Все они полны сострадания, все они проникнуты гуманизмом в высоком смысле этого слова. Гуманизм - гуманность, человечность по отношению к людям. Человечный - достойный человека, отзывчивый, гуманный Сам поэт заявил : Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть… Мы с вами уже привыкли к тому, что Есенин – поэт, он пишет стихи. И не просто поэт, он лирик. -А как вы понимаете значение слова лирик? Это, наверно, человек, у которого чувство на первом месте. Такому человеку понятна боль другого живого существа, он откликается на зов о помощи, ему знакомы такие чувства, как жалость, сочувствие и сострадание. Дома дети работали над словарём нравственных категорий: Милосердие - готовность помочь кому-то, просить кого-то из сострадания, человеколюбия. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим- нибудь несчастьем, горем. Но оказывается, не только стихи писал С. Есенин, в его творчестве нашла место и проза. Да ещё какая! И очень важно, что и здесь он остается лириком. Рассказ «Бобыль и Дружок» и стихотворение «Песнь о собаке» написаны примерно в один период. Разные по жанру, они близки, и близки именно своим лиризмом, гуманистическими идеями. Дети читали дома рассказ, им известны определённые моменты биографии писателя, поэтому можно задать вопрос: -Случаен ли рассказ «Бобыль и Дружок»? Конечно же, нет. В нём весь Есенин – лирик, со своим одиночеством, тоской, грустью, милосердием и любовью ко всему живому на земле. Жизнь – «грустная сказка», и это знает писатель: когда нет понимания, нет рядом живой души, способной хотя бы не делом, а словом или взглядом помочь (помочь – значит понять), тогда жизнь превращается именно в «грустную сказку». Исследователь творчества Есенина писатель Юрий Прокушев на наш вопрос ответил так: «Было бы рискованно назвать их (сюда же относит литературовед и рассказ «У белой воды») «проходными» или «случайными» для молодого поэта. Они близки его ранним стихам, близки тем социально-нравственным проблемам, тем мировоззренческим поиском истины, смысла жизни, которые были столь характерны для Есенина в годы юности. Верность дружбы. Верность любви. Жизнь – духовная и плотская. В чем её смысл? Что есть добро? Что есть счастье? Что есть грех? Его преодоление. К этим вечным проблемам бытия человеческого, всегда волнующе современным, пытается подойти, художественно по- своему, молодой автор».
|
Слушают учителя Делают умозаключения
Принимают участие в диалоге
Высказывают свою точку зрения
Работают со словарем нравственных категорий (ведется с 5 кл.), устанавливают отношения между ценностными ориентирами
Обсуждают, высказывают свои мысли Слушают учителя
|
2.Коммуникативная фаза (общение с произведением и анализ текста) Организация художественной деятельности учащихся. Актуализация изученного материала
|
|
|
Познавательные: Свободное восприятие текста Эмоциональное восприятие текста | 1)Чтение рассказа Эмоциональное восприятие текста – на фоне музыки.
| Слушают (читают) |
Личностные: самоопределение (жизненные ориентиры) Познавательные: Понимание и оценка, формулирование проблемы Коммуникативные: умение произвольно выстраивать монологическую речь, вести диалог ( с писателем, со сверстниками)
| 2)«Свободный микрофон» Учитель предлагает детям поделиться впечатлениями от прочитанного.
| Делятся впечатлениями, выслушивают ответы товарищей, дают первичную оценку |
Познавательные: Общеучебные – смысловое чтение, восприятие текста
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, вести диалог, слушать собеседника.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование основ личности
Познавательные: Логические: отбор в тексте значимого, умение выделять ключевую информацию, выбор оснований для сравнения
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование основ личности
|
3)Анализ текста - Каков сюжет повествования?
Сюжетная линия невелика. Старик, для которого отрадой в жизни была только собака Дружок, жил бобылём. В голоде и холоде коротал он свой век. Весна, от которой он ждал чуда, обострила его болячки, и он умер. Не вынес разлуки с другом и его верный Дружок, смерть его застала на могиле Бобыля. Но сколько добра в этой по-настоящему искренней дружбе.… И сколько равнодушия вокруг… «Художественно по- своему» раскрыл это своим читателям молодой писатель, обнажив все нюансы человеческой души, заставив пережить нас вместе со своими героями тяготы и невзгоды. Можно спросить учащихся, не показалось ли им странным название рассказа? Что здесь: имена или клички? Бобыль в рассказе - это старик, но Бобыль не собственное имя. Словарь Ожегова: Имя – личное название человека, даваемое при рождении. Кличка – 1. имя домашнего животного 2. прозвище человека. Прозвище - название, данное человеку. Бобыль (устар.) – безземельный, одинокий крестьянин-бедняк. Перен.: жить бобылем одиноко, без родных. Бобылём старика назвали именно потому, что он жил один. Назвали люди. Дали ему прозвище, то есть кличку. Они и обращаются к нему только так: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку…» -Ласковое это прозвище? Нет, оно прямо-таки режет слух. -А какая кличка у собаки? Автор в самом начале повествования говорит: «… и была у неё ласковая кличка Дружок» -Кто дал собаке кличку? Человек, Бобыль, её друг. И для собаки кличка – это её имя (см. словарь Ожегова). Получается, что у животного есть имя, а у человека его нет. Это страшно? Да. И грустно – тоже. «Грустная сказка» - жизнь. -А какие сказочные элементы нам встретились в начале повествования? Дети скажут о том, что многие сказки начинаются с «жили-были…»; здесь, в тексте читаем: «жил…» (потому что он жил один). Неправильный порядок слов, инверсия (вначале сказуемое - глагол) также часто встречается в фольклорной сказке. Перечитав первые два предложения первого абзаца, можно спросить, грустная или радостная сказка ждет нас впереди, с чем это связано? Выстраивается следующая цепочка: «своя хата» - не надо просить ни у кого крова «Радостная сказка» «…и собака» - собака - друг человека, радость (Радость связана с линией «Бобыль собака») «жил…» - один, одинокий, тоскливо одному «Грустная сказка» «на краю деревни» - страшно жить на отшибе «старый Бобыль» - одиночество, близость смерти (Грусть связана с линией «Бобыль люди») -Чем же жил Бобыль? Он « ходил по миру, сбирал куски хлеба, так и кормился». На вопрос, почему советовали люди Бобылю «бросить» Дружка, кто-то из детей скажет, что односельчане жалели его, ведь одному легче прокормиться. Но большинство заметят обратное: это не жалость, это непонимание беды человеческой, человеческого одиночества. С собакой Бобылю легче доживать век, она понимала своего друга. Какая сила кроется в строках: «Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобой не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою…» -О каких взаимоотношениях Бобыля и Дружка мы узнаём? Работаем с текстом. Дети приводят конкретные примеры. Бобыль «никогда не расставался со своей собакой». Наши друзья понимали друг друга даже по взгляду: Бобыль взглянет на собаку «грустными глазами», ничего не говоря… (Примеров множество в тексте). Не на правах «хозяина» Бобыль, а на правах друга. Поэтому и не брал он краюшку хлеба, если вдруг его люди укоряли собакой.
-Бобыль – собака – люди.… На какой антитезе построено повествование? Бобыль и собака Бобыль, собак и люди ↓ ↓ любовь, взаимопонимание, равнодушие, отсутствие добро взаимопонимания, зло Мы уже говорили о том, что «Бобыль и Дружок» и «Песнь о собаке» были написаны одновременно. Есенину исполнилось всего двадцать лет. Но эти произведения «близки друг другу гуманистическим пафосом». Согласны ли вы с мнением критика? Нужно дать возможность детям высказаться. Они непременно отметят, что оба произведения проникнуты заботой, любовью и … равнодушием.
|
Ведут диалог с текстом, диалог с писателем
Принимают участие в обсуждении
Работают со словарем
Ведут диалог с текстом
Принимают участие в обсуждении
Ведут диалог с текстом
Принимают участие в обсуждении |
Коммуникативные УУД: определение цели, функций участника, способов работы, высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов (выявление проблемы, альтернативы, принятие решения) Управление поведением партнера, умение корректировать.
Познавательные Общеучебные смысловое чтение, умение строить речевое высказывание, извлечение информации из текста, отбор значимого; восприятие текста, умение выступать перед аудиторией Логические: выделение существенного
Регулятивные: способность определять цели предстоящей работы в группе, последовательность действий
Личностные: самоопределение через прослеживание судьбы героев, их взаимоотношений, действия нравственной оценки, формирование эмоциональной сферы
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание
Познавательные Общеучебные- понимание и оценка языка произведения
|
4)Работа в группах. Исследование текста Учащимся предлагается найти слова – характеристики: Бобыль | Дружок | 1.«грустные глаза» - много повидал в жизни, 2. «угрюмый был, редко с кем разговаривал» – одинок, угрюм, 3. «обнимет Дружка, приголубит» - ласковый, любит своего друга | 1.«заглядывает ласково в лицо» - всё понимает, 2. «глаза серые, умные» - умная собака, 3. «ходит, тоскует», «воет над могилой» - любит друга |
-А как называет писатель жизнь Бобыля? «Грустная сказка». Её-то и рассказывает Бобыль своему другу. Мы не знаем, о чём конкретно поведал он собаке. Но слова «задумается», «начинает вспоминать прожитое», «с болью молвит» говорят о том, что далеко не сладкая жизнь была у старика. Возможно, пережил он и старуху, и своих детей… -К какому художественному приёму прибегнул писатель, назвав жизнь старика «грустной сказкой»? (Это явная метафора). Писатель построил своё повествование так, что мы вместе с героями переживаем зиму, весну, беспокоимся о том, выживут ли они. Далее можно предложить ребятам определить, каковы же временные рамки в рассказе, что несёт каждый из периодов нашим героям. Если время ограничено, то предварительно можно предложить поработать в группах или дать индивидуальные задания: Время | Как определяем в тексте | Каково состояние героев | 1.Осень | То, что было до момента «настанет зима, подует…» | «ходил он по миру, сбирал куски хлеба» | 2.Зима | «Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметёт позёмкой, надует большие сугробы» | «ходит по сугробам», «пробирается от двора к двору», «хата старая, нетоплена», «а дров – ни полена», «запряжёт …Дружка в салазки…», «затопит лежанку» (трудно выживать героям) | 3.Весна | «Устала плакать вьюга», «зазвенела капель с крыши», «тают снега», «заиграло красное солнышко, побежали ручьи -колокольчики», «набухли почки», «стаял снег», «обсушилась земля», «ветла распустилась» | «заживём …с весною», «стали ноги подкашиваться, кашель грудь задавил, поясница болит – ломит», «глаза уж совсем помутнели», «реже старик выходит из хаты», «заболел Бобыль, не встаёт, не слезает», (надежды были, но с весной все болезни обострились) | 4.Лето (или конец весны) | «На могиле цветочки», «кукушка грустила, жалобно над могилой куковала» | «умер Бобыль никому не нужный», «…умер Дружок на могиле» |
По ходу работы возможна беседа по следующим вопросам: -Как герои переносят зимние невзгоды? -Почему именно зимой Бобыль рассказывает Дружку «грустную сказку»? -Обратите внимание на образ – символ Печь. (Печь – символ дома, домашнего очага, уюта, а она нетопленая…) -Ждали ли чуда вы от весны, надеялись ли? Вот так во временные рамки «Осень – Лето» укладывается и «грустная сказка», и «чудная сказка». -А что имел в виду автор, назвав «чудной сказкой»? Докажите текстом. Это сказка о дружбе Бобыля и Дружка. («Зашептались на могиле цветочки, нашептали они чудную сказку о дружбе птичкам») Дети приведут примеры из текста, доказывающие, что отношения Бобыля и Дружка основаны на любви и взаимопонимании. Например: « Пойдет Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок рядом» или: «Ходит Бобыль по сугробам… и Дружок тут бежит…» Все тяготы «грустной жизни» наши герои переносили вместе, тем самым скрашивая эту непростую жизнь. -А почему не хотелось умирать старику, ведь он уже отжил свой век? На этот вопрос не может быть нескольких вариантов ответов. Ответ один: ему жаль оставлять Дружка, не надеется он на людей. Перечитаем описание смерти старика. Это очень красивое описание. «Душа отлетела», когда он собаку прижал к сердцу. Безысходно горе собачье, и мы ещё раз перечитаем этот момент и обратим внимание на следующие словосочетания: «ходит, тоскует» Дружок, «жалобно завоет», «пригорюнилась» собака, «смотрит жалобно, стонет». -А как люди отнеслись к этому событию? Да, они «убрали, обмыли, в гроб положили» мертвеца по русскому обычаю; конечно, отпели в церкви. Они не оставили его лежать на лавке, но они забыли о том, что в собаке ещё теплилась жизнь. -Мог ли быть иной исход? Возможно. И ребята приведут свои версии. Но люди «гонят собаку от церкви», им не понять собачьего горя (они и человечье одиночество не понимали). Собака «от горя и голода на ногах шатается», но никто не накормил её, не приласкал, не заглянул ласково в глаза. Что это? Непонимание? Равнодушие? Жестокость! -Так ли природа отнеслась к смерти старика и собаки? Нет, природа не осталась равнодушной: «зашептались цветочки», «кукушка грустила, жалобно на могиле куковала». Обращаем внимание на песенно-фольклорную основу последнего абзаца. Что здесь? Лирическая народная песня? Плач? Здесь боль, скорбь, тоска и радость. Радость от того, что была такая дружба, о ней надо всем рассказать; пусть птички разнесут эту «чудесную сказку». Говоря о стихах Есенина, мы отмечаем, что они многоцветны: голубой, малиновый, алый, розовый, белый… -А какова же цветопись в этом рассказе? Чёрный – «земля зачернела», «слякоть весенняя», «земля на могиле». Белый – наше видение: сугробы, вьюга. Серый – глаза у собаки «серые, умные». Зелёный – «ветла распустилась». Красный – «красное солнышко». Но никто, пожалуй, из читателей не видит ни одного оттенка цвета, кроме чёрного и белого. Бесцветна жизнь двух существ, её скрашивала и расцвечивала только их взаимная любовь и дружба. Даже весна обманула надежды героев.
-Какова интонация рассказа? (Спокойная, печальная – на протяжении всего повествования. Радостно-печальная – в конце).
|
Работают в группах
Ведут диалог с текстом
Принимают участие в обсуждении
Работают с текстом
Работают с текстом
Ведут диалог с текстом, диалог с писателем |
3.Посткоммуникативная фаза
|
|
|
Регулятивные УУД: оценка и др.
Коммуникативные: высказывание мысли, умение слушать собеседника
| 1)Вывод по уроку: - С помощью каких художественных средств и приёмов создаются образы героев и раскрывается их внутренний мир? - Закончите предложение: « Постигая тайны Есенина-писателя, …..». -Что же сказал нам писатель своим произведением? Какова его главная мысль? На этот вопрос нужно дать возможность детям высказаться. Может быть, писатель напомнил нам о том, что в извечной суетности человек забывает, что он Человек.… Не сберегли люди ни Бобыля, ни Дружка. Непонимание других всегда усиливает одиночество. Молодой автор заставил каждого из нас заглянуть в глубины своей души и пересмотреть все ценности, на которых строится жизнь каждого. Ведь недаром мы сейчас пережили вместе с героями вьюжную зиму, ждали чуда от весны и питали надежды.… Сейчас мы были свидетелями одинокой старости и смерти. Неужели всё это пройдёт бесследно?! Чувство щемящего одиночества, которое вызвало в читателе тихое, грустное повествование, я думаю, заденет душу маленького читателя, разбудит в нём Человека. Отзывчивое сердце Есенина данным повествованием откликнулось на чужую боль. Ю.Прокушев об одном из циклов стихов Есенина сказал: «Каждое стихотворение – своеобразный слепок с души поэта». Мне кажется, что это можно сказать и о данном рассказе. Здесь - весь Есенин… Бобыль, одинокий и угрюмый, так и не нашедший приюта и понимания среди людей, смотрящий на мир «своими грустными глазами». Благодарю детей за урок и очень надеюсь, что он заденет каждого за живое. И захочется быть внимательнее по отношению к другим, добрым, заботливым, чутким. И если дети уйдут с урока с такими чувствами, то цели урок достиг. 2)Подведение итогов урока, рефлексия 3)Домашнее задание (1-3- одно, по выбору учащихся): 1.Ответ-рассуждение на вопрос: Рассказ «Бобыль и Дружок» - «своеобразный слепок с души поэта». Согласны ли вы с этим утверждением критика Ю.Прокушева? 2. Составьте опорную схему-конспект (ОСК) «Способы, приёмы раскрытия Есениным внутреннего мира героев рассказа «Бобыль и Дружок» 3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе. 4. Продолжать отбор материалов к Проекту «Доброта» |
Высказываются, дают оценку |
P.S
Во-первых, почему речь идет не о планировании урока, а о сценировании? В этом случае сохраняется свобода педагогического действия. Учитель может варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися (в зависимости от ситуации), хотя и сохранит четкую, заранее выстроенную стратегию движения (а не слепо, «от» и «до» реализовывать план). В нашем случае реальна импровизация, и я не планирую и даже не могу знать, что конкретно произойдет на уроке. Шаблонность отсутствует.
На данном уроке отсутствует и внешняя дидактика: учащиеся учатся, а не поучаются. Главная задача урока – взволновав словом писателя, заставить самостоятельно читать и думать, рассуждать и делать оценочные выводы, отстаивать свою точку зрения не огульно, а осознанно, используя в качестве доводов текст.
Урок, где художественная деятельность учащихся организована по законам драматургии (на уроке есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка) и педагогики сотрудничества – это уроки погружения в мир писателя, мир художественного произведения и осознание своего читательского мира, осознание своей личности.
Построение учебного занятия на основе художественной деятельности с учётом фаз художественного восприятия позволяет связать в практической работе на уроке литературы эвристическую и эстетическую функции обучения в одно целое, то есть создать эффективные условия для развития личности, условия для формирования ключевых компетенций, УУД и творческого потенциала учащихся. Художественно-деятельностный подход к изучению творчества писателя способствует развитию таких образовательных приоритетов, как креативность, способность к аналитической деятельности, коммуникативная грамотность, способность к саморазвитию.
Что касается, выполнения задания №4 (Продолжать отбор материалов к Проекту «Доброта»), то стоит отметить, что работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет также работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.