ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья (8, 9, 10 класс)
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патриотических чувств у школьников для развития гражданственности и любви к Родине подчеркивается как одна из главных задач классного руководителя. Также обсуждаются методы, приемы и формы, которые помогают эффективно проводить патриотическое воспитание в школе. В заключении делается вывод о том, что активное участие классного руководителя в этом процессе, способствует формированию у школьников глубоких и надежных патриотических убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание школьников | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
И. А. Васинкина,
воспитатель высшей категории / классный руководитель,
ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«К патриотизму нельзя призывать – его нужно заботливо воспитывать»
академик Д. С. Лихачёв
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм»
В. В. Путин
В современной России необходимость воспитания патриотизма вновь стала актуальна. Эта тема подвергается серьезным испытаниям, так как изменилась наша страна и отношение к ней. Пересматриваются отношения к её историческому прошлому, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Принципы патриотического воспитания рассматриваются на государственном уровне и закреплены в нормативно – правовых документах. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Президент затронул эту тему в одном из Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственности, назвал важнейшие из этих ценностей: «справедливость, свободу, жизнь человека, мир, семейные традиции, патриотизм, веру в Россию, единство российской нации».
Не смотря на усилия государства в сфере патриотического воспитания в обществе наблюдаются проблемы, кризис духовно-нравственных ценностей. Доступ современной молодежи к различным источникам информации, в которой она не всегда умеет правильно ориентироваться, привел к следующим последствиям. Проявление агрессивных форм таких как «русофобия», «антипатриотизм», обострение националистического настроения. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Происходит разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде. Серьезной национальной проблемой последнего десятилетия является неконтролируемая миграция иностранцев-нелегалов. Рост миграции ведет к падению уровня образования и культуры русского населения. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об угрозе потери русской идентичности из-за наплыва мигрантов и такими темпами русские в России превратятся в национальное меньшинство.
Появляется необходимость в совершенствовании и правильно организованном воспитательном процессе. При этом особое внимание должно быть уделено патриотическому воспитанию, как приоритетному. Патриотами люди не рождаются; честь, достоинство, любовь и гордость за отечество не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Приведу в аргумент цитату Путина В.В. «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
Важной стороной в организации патриотического воспитания в лицее является его включенность в основные виды деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Особенности и цель моей работы, как классного руководителя - развитие патриотического воспитания учащихся через разностороннюю, комплексную и системную деятельность, способствующую воспитанию и развитию жизнеспособной личности, патриотов своего отечества с четкой гражданской позицией.
На формирование патриотических чувств школьников влияют как система учебных занятий, так и традиционные формы внеклассной работы: классные часы, беседы, уроки мужества, праздники, игры - викторины, выставки. Также используются инновационные формы работы такие как участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотры видеофильмов.
Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко– юбилейных дат, встречи с ветеранами.
Основные направления патриотического воспитания: культурно-историческое воспитание, духовно-нравственное воспитание, гражданско-правовое воспитание, военно-историческое и героико-патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительное воспитание.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию предусматривает их реализацию.
Решая задачи патриотического воспитания лицей применяет как традиционные, так и инновационные формы работы. Одно из нововведений, приобщение детей к государственной символике, закреплено в методических рекомендациях Министерства просвещения. Каждая учебная неделя в лицее начинается с линейки, с поднятия флага и исполнения государственного гимна. По понедельникам ведется курс внеурочной деятельности "Разговоры о важном". Темы этого урока разнообразны, но все они посвящены гражданско-патриотическому воспитанию.
Хочется отметить важные мероприятия, которые были проведены.
Понимание роли и места своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства в целом осуществляется через знакомство учащихся с историко-документальными выставками Государственного архива РМЭ, музея истории города Йошкар-Олы.
Одна из форм краеведческой работы - посещение выставочных центров Йошкар-Олы, приобщение детей к миру искусства. «Культурный код народов Поволжья», «Путь длиною в век», «Праздники по-русски», знакомство с марийской письменностью в сотрудничестве с Национальной художественной галереей – это программы, которые посетили дети нашего класса.
Духовно-нравственное воспитание формируется непосредственно на уроках доброты. Такими уроками становятся встречи с интересными людьми. Встреча учащихся со священником – это добрая традиция. Иерей - храма Рождества Христова отец Никита – регулярный гость лицея. Священник беседует с детьми на жизненные темы, которые волнуют каждого из нас, благословляет детей на «Последнем звонке».
Уроком доброты стала встреча с добровольческим движением «Маяк». Организатор и участники «Маяка» рассказывали о своей помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, о судьбах несчастных людей, о том, как доброе дело может изменить путь несчастного человека.
С началом специальной военной операции учащиеся лицея принимают активное участие в разных акциях: "Письмо солдату", "Открытка солдату", поздравление с праздниками. Лицей сотрудничает с добровольческим фондом «Сердце матери». Волонтеры центра провели с учащимися мастер-класс по изготовлению окопных свечей. В свою очередь дети активно продолжают вносить свой вклад и посильную помощь в добровольческой деятельности.
Встреча с председателем добровольческой ассоциации «Клуб воинской славы» Республики Татарстан. Руководители клуба рассказывали детям о поисковой деятельности пропавших без вести защитников отечества. Это воспитывает у школьников чувство уважения к делам прошлых поколений, гордости за успехи и достижения земляков - современников.
Участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения оказали гости следующей встречи, которая была посвящена дню вывода войск из Афганистана. Для учеников это была незабываемая встреча и оставила неизгладимый след в сердцах.
Классный час на тему «Голос блокады» о творчестве Ленинградской поэтессы О.Берггольц, «Разговор о важном» тема «Непокоренные», посещение экспозиции «Выстоял. Сражался. Победил!» Национальной библиотеки им.С.Чавайна – все это пробудило в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период Ленинградской блокады, которая стала не только эпизодом войны, но и символом и примером мужества для всех жителей Земли. Ребята присоединились к акции «Лента памяти»: ученица нашего класса читала стихотворение О. Берггольц «Ленинградская поэма». Сотрудниками Национальной художественной галереи для учащихся лицея был проведен урок мужества "Дорогой жизни в Марий Эл" ко Дню снятия блокады Ленинграда. На уроке ребята услышали истории, рассказанные детьми, жившими в блокадном городе, увидели документальные фотографии и произведения из коллекции Русского музея, в том числе – рисунки, созданные юными художниками в осажденном Ленинграде.
27 января - День памяти жертв Холокоста. В преддверии этой даты был проведен классный час на тему: «Холокост - трагедия народа», в котором участвовали дети.
Сплочению и сотрудничеству класса способствуют использование игровых технологий. Советником директора по воспитанию был организован мультимедийный квест «Великие битвы Победы» и интеллектуальная игра на знание основных событий Сталинградской битвы для обучающихся 9-10 классов.
Одно из направлений патриотического воспитания – спортивно-оздоровительное воспитание. Общелицейский спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества, сплотил ребят и никого не оставил равнодушным. Соревнования стали настоящим праздником спорта, здоровья и молодости!
Приобщение учащихся к народной культуре через народные праздники и традиции также является одним из направлений патриотического воспитания. Фольклорный праздник «Масленица – блинница, весны именинница», который провели ребята нашего класса, оставил полное и яркое представление о русском народном празднике. Участники получили культурно-исторический опыт, обогащение духовного мира, почувствовали себя частью нашего великого народа.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется отметить, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в деятельности педагогов. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список источников:
- Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова.– СПб: КАРО, 2004. – 221 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.Ни один человек не рождает...
Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников
Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое....
«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)
«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)...
Основные направления патриотического воспитания на уроках истории
Доклад на заседании методического объединения учителей общественных наук...
Основные направления патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....
Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя
laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...