Тема :" Русская народная баллада "Кочегар"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mioourok_literatury_v_5_klasse.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Русская народная баллада «Кочегар»

5 класс

        

Цель урока: познакомить учащихся с  городской или мещанской балладой на примере русской народной баллады «Кочегар»;

развивать умение анализа лирическое произведение.

ХОД УРОКА

Актуализация опорных знаний

-Что такое народная баллада?

(Народная баллада - это один из наиболее древних фольклорных жанров, небольшой рассказ в стихотворной форме с острым напряженным сюжетом)

- Какие виды баллад вам известны?

(Исторические, семейно-бытовые, разбойничьи, страшные, трагические)

-Назовите основные признаки баллады

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка, явный или скрытый диалог)

 

Объяснение нового материала

Слово учителя:

В конце ХIХ столетия возникает особая разновидность русской народной баллады, которую называют городской или мещанской балладой. Многие из этих баллад стали популярными народными песнями.

-Послушайте балладу и подумайте, какова тема баллады «Кочегар»

(Подготовленный ученик читает балладу)

Анализ художественного произведения:

1.Какова тема баллады?

 (Темой баллады является трагическая смерть кочегара)

2.Что стало причиной смерти кочегара?

Причиной смерти кочегара стала тропическая жара

Пойди, заяви ты, что я заболел

И вахту, не кончив, бросаю.

Весь потом истек, от жары изнемог,

Работать нет сил – умираю.

3.Какими художественными средствами создается в балладе ощущение тропической жары?

(Ощущение тропической жары создается при помощи лексического повтора слова жара, а также художественной детали - восковой свечи:

В руках восковую свечу он держал,

Воск таял, жарою согретый.

4.Какая строфа готовит читателей к рассказу о смерти кочегара?

( Не слышно на палубе песен,

И Красное море шумит,
А берег суровый и тесен-

Как вспомнишь, так сердце болит… )

5.Как передается отношение к погибшему кочегару?

( Отношение к погибшему кочегару передается при помощи описания матросских слез:

Пришел корабельный священник-старик,

И слезы у многих блеснули.)

6. Какие художественные детали упоминаются в балладе и каково их поэтическое назначение?

(Художественная деталь - колосник, обгорелый и ржавый- усиливает трагизм баллады)

7. Какой художественный прием используется в последней строфе и какова его цель?

В последней строфе используется прием антитезы. Старушка-мать упоминается в конце баллады для противопоставления между человеческим горем и безмятежностью моря

  Напрасно старушка ждет сына домой,

  Ей скажут, она зарыдает…

  А волны бегут от винта за кормой,

  И след их вдали пропадает.

8.Как вы считаете, зачем вводится пейзажный зачин и пейзажная концовка?

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка соотносится с изображением человеческих отношений)

9. Каково ваше отношение к событиям, описанным в балладе?

Итог урока.

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение баллады.

Ответить на вопрос: «Как проявляется отношение автора к тому, о чем он рассказывает?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Тест для 5 класса по теме "Русское народное искусство"

Предлагаемый материал предназначен для учителей изобразительного искусства для 5 класса по теме "Русское народное искусство" Данный тест  можно использовать для повторения уже пройденного материа...

Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"

Данный урок проводится во 2 классе в блоге "Гори,гори ясно!",по программе Сергеевой,Критской.На уроке учащиеся в занимательной,игровой форме знакомятся с народными музыкальными инструментами,познают а...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...