Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы 5 класс.
Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя.
Сравнительна характеристика героев рассказа.
Цели: 1.Обучение умению отбирать материал из текста в
соответствии с темой.
2.Обучение умению составлять сравнительные харак-
теристики героев.
3.Выяснение мотивов действий Жилина и бездействий
Костылина.
Оформление доски:
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
Сравнительная характеристика героев рассказа.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Сам погибай, а товарища выручай.
Пословицы.
Репродукции с изображением План:
Жилина и Костылина. 1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен:
а) место жительства в плену;
б) питание пленных;
в) занятия;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
Ход урока:
- На предыдущих уроках познакомились с малым эпическим жанром –рассказом, выясним его жанровые особенности.
- Для того, чтобы перейти к теме урока, проведем небольшую разминку ( учащиеся сигнализируют хлопком или другим жестом в том случае, если суждение правильное)
1.События происходят осенью (-)
2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)
3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)
7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)
8.Второй раз Жилин бежал один(+)
9Во время второго побега ему помогли Дина и русские
Солдаты(+)
10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск
не поехал(+)
Целеполагание:
- На первый взгляд кажется, что в рассказе всё понятно, но в то же время многое остаётся неясным. Что после прочтения рассказа вам осталось неясным? В чём бы вы хотели разобраться?
После ответов учащихся учитель обобщает:
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?
-Кто является главным героем?
-Как раскрывается характер каждого из героев в сложной ситуации?
На все поставленные вопросы дать ответы нам поможет сравнительная характеристика героев. В ходе урока , пользуясь планом, записанным на доске, учащиеся заполняют таблицу.
Формы работы: выборочное чтение, пересказ , инсценирование эпизодов, заранее подготовленные сообщения , чтение по ролям и др.
Жилин | Костылин |
Военное Звание (выбороч- ное чтение) | офицер | офицер |
Внешняя характ-ка (заранее подгот. Сообщ.) | Невелик ростом, но удал и т.д. | Грузный мужчина, толстый, красный, пот с него так и льёт. |
Плен (чтение по ролям) | Попадает в плен, т.к. Костылин бросил его одного | Струсил и ускакал. |
Место жи- тельства в плену. (пересказ эпизода) | Горный татар | ский аул, сарай. |
Питание Пленных (выборочн. чтение) | Лепёшки из п сырое да вод + Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины | росяной муки или тесто а |
Занятия в плену (пересказ эпизодов) | -писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег; -рукодельничал, учился понимать татарский язык и др. | -писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег; - считал дни, спал. |
Подготовка к побегу (инсцениро- вание) | АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ (хотя обстоят | ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ ельства одинаковые) |
Первый Побег (заранее подготовл. сообщении) | Выносливость. «Не годится товарища бросать» | Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя. |
Второй побег (общие выводы) | Не смирился с судьбой и совершает побег один. | Смирется с судьбой, ждёт освобождения. |
После заполнении таблицы обращаемся к вопросам, поставленным в начале урока.
-Работа с эпиграфами.
-Рефлексия: Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?
В качестве домашнего задания учащимся предлагается миниатюра на тему: «За что я ценю Жилина и осуждаю Костылина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев"
Презентация подготовлена к уроку литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев". В неё включен кроссворд по рассказу ...
Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"
Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...
Сравнительная характеристика героев (таблицы для учащихся).
Сравнительная характеристика героев: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова; Владимир Дубровский и Маша Троекурова....
Сравнительная характеристика героев романа "Война и мир" Кутузова и Наполеона (таблица)
В таблице представлена характеристика Кутузова и Наполеона с указанием глав романа и эпизодов для дальнейшего её заполнения примерами из текста с опорой на тезисы....
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.
Урок развития речи по литературе.Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.Цели: дать понятие о сравнении; учиться сравнивать литературных ге...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....