Элективный курс "Современная русская литература"
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Данный элективный курс предлагает старшеклассникам углубить свои знания по современной русской литературе (с 1980-х по текущий год). Программа не только знакомит старшеклассников с тематикой последних лет, но и вовлекает учеников в аналитические, полемические беседы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по современной русской литературе | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»
Количество часов: 34
Рассчитан для проведения в11 классе
Автор: Шапова Л.В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 п.Чульман Нерюнгринского р-на Республики Саха (Якутия)
№ | Тема занятия | Содержание | Задачи | |
Блок 1 | Введение. | |||
Основные направления в современной российской литературе | Глобальные изменения в идеологии и экономике России, информатизация существенно повлияли на содержание и стилистику художественной литературы и читательские потребности. | Дать краткую характеристику основным направлениям художественной литературы в России конца 20 – начала 21 века. | ||
Предтеча современной литературы: А.Солженицын, И.Бродский, А.Адамович и др. | В советский период (70-80-ые годы 20 века) творчество некоторых писателей-новаторов концептуально отличалось и от классической и от литературы социалистического реализма. Их идеи и стилистика стали основой современных литературных направлений. | Проследить связь литературы последнего десятилетия советского периода с современной художественной литературой. | ||
Блок 2 | Неореализм | |||
Обзор современной художественной литературы. Фазиль Искандер. Сборник сатирических повестей «Сандро из Чегема» | Произведениям Искандера свойственны терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая романтика. Но одновременно в них сильны философские тона. Герои Искандера многонациональны (греки, абхазцы, русские, татары...), все чаще посещают их горькие раздумья: а правильно ли прожита жизнь, все ли сделано для того, что встретить последний час достойно? Все рассказы в цикле «Сандро из Чегема» связаны друг с другом, они как бы проникают один в другой, продолжая главную мысль - люди разные, но они обязаны оставаться людьми в любых обстоятельствах. | Показать глубокую гуманистическую сущность произведения Ф.Искандера. | ||
Людмила Улицкая. Повесть «Медея и ее дети» | История крымской гречанки Медеи — это история любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет тягостного одиночества, радости единения и горечи измены. Стремление героини раскрыть свою душу, поделиться теплом наталкивается на непонимание самых, казалось бы, близких людей, оказывается им ненужным... | Познакомить с жанром интимной прозы - «прозой нюансов» , тончайшим проявлением человеческой природы | ||
Владимир Маканин. Роман «Андеграунд или Герой нашего времени». | Андергаунд - это подполье. Это нечто темное, подземное, символизирующее глубинное бессознательное человека. Вся страна в представлении писателя (писателя-бомжа Петровича или Владимира Маканина) - это общага, в которой всем есть комната или хотя бы угол: «Мы - подсознание России. Нас тут прописали. При любом здесь раскладе нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги». Главный герой Петрович стал выражением коллективного "Я" всех общажников. Наверное, в этом и состоит призвание литератора: без публикаций, даже без рукописей всегда сохранять способность мыслить и чувствовать) за всех. | Выявить традиции новаторство в изображении темы «писатель и общество» | ||
Андрей Геласимов . «Степные боги» | Тема этого произведения – отношения детей во время войны. Дело происходит в деревне Разгуляевка. Пленные японцы проживают в шахтах недалеко от деревни. В одной из шахт без видимых причин умирает много народу. Японский врач Хиротаро наблюдает мутацию степных трав. Он один знает тайну рудника. | |||
Блок 3 | Военная и послевоенная тематика | |||
Андрей Битов. Роман «Пушкинский дом» | Главный герой романа — ленинградский филолог Лёва Одоевцев, представитель поколения шестидесятников Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом. | Показать роль русской интеллигенции в формировании духовности народа в период сталинских репрессий | ||
Владимир Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» | Роман-анекдот – редкое явление в литературе. Именно в рамках этого жанра писатель смог выразить своё отношение к советской действительности тридцатых-сороковых годов. | Проследить гоголевские традиции в прозе Войновича. | ||
Эдуард Кочергин. Роман «Ангелова кукла». | В автобиографической книге Э.Кочергин рассказывает о себе, о том, как он после ареста родителей попал в детприемник. Описывается жизнь в Ленинграде в 50-е, 60-е годы и путешествия автора по русскому северу. Но в каждой новелле автор описывает людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Его окружение – это люди с искалеченной судьбой, но с живой душой. | Проследить нравственные ценности, отстаиваемые и детдомовцем и писателем. Углубить знания учащихся о жанре «новелла». | ||
Блок 4 | Фантазии о будущем | |||
Татьяна Толстая. Роман «Кысь» | Роман «Кысь» — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов. «Кысь» — литературное открытие последних лет. За этот роман Татьяна Толстая была удостоена премии «Триумф». | Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия» и «сатирический памфлет». | ||
Андрей Рубанов. «Хлорофилия». | Фантастический роман. Время действия – будущее. Лондон, Токио, Нью-Йорк, Петербург давно проглочены океаном. Луна заселяется. Превращение в зверей и траву . Чуткие писатели слышат эхо и совсем отдаленных времен... | Углубить знания о жанре «фантастика» | ||
Владимир Сорокин. Повесть «День опричника» | Повесть посвящена известному опричнику Малюте Скуратову. Следуя за главным героем, читатель выясняет, во что превратилась Россия к 2027 году, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгораживающей ее от Запада. | Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия», «политическая сатира». | ||
Борис Стругацкий. «Обитаемый остров» | Действие романа происходит в будущем. Исследователь космоса, молодой землянин Максим Каммерер при попытке посадки на неизвестную планету терпит крушение. Максим оказывается в лесу, атмосфера пригодна для дыхания. Цивилизация встречает Максима враждебно. | Углубить знания о жанре «фантастика». | ||
Блок 5 | Драматургия | |||
Евгений Гришковец. «Рубашка» | "Рубашка" - городской роман. Его герой - человек провинциальный, какое-то время назад приехавший в Москву. Это короткий, динамичный роман о любви. Один день из жизни героя. Любовь, которая сильно все меняет. | Познакомить с современной драматургией (киносценарий) | ||
Нина Садур . «Панночка». | Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий». | Углубить знания по теме «совремнная драматургия», авангард | ||
Елена Чижова. «Время женщин» | Действие происходит в Ленинграде в середине прошлого века. История о трех пожилых женщинах, воспитавших ребенка – инвалида соседки по коммуналке, в сегодняшние времена видится чем-то исключительным. Речь идет о горе и радости, сострадании и предательстве, доброте и зле. О таких простых и вечных истинах, что происходящее порой кажется сказкой. | |||
Блок 6 | «Женская проза» | |||
Виктория Токарева. Сборник рассказов «О том, чего не было» | Творчество писательницы, которая продолжает "чеховскую традицию в литературе", отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. "Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется" - такова философия ее творчества. | Проследить основные аспекты бытовой прозы. | ||
Дина Рубина . Сборник рассказов «Мастер – тарабука». | Все рассказы объединены одной темой – влюбленные подростки. | Организовать полемическую беседу «Быть влюбленным – это …» | ||
Блок 7 | Детективы | |||
Борис Акунин. Обзор детективных романов. | Монашка Пелагея и тайный советник Эраст Фандорин. Что их объединяет? Умение разгадать любую тайну. | Углубить знания о жанре «детектив». | ||
Михаил Елизаров. «Библиотекарь». | Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д. А. Громова. | Познакомить с современной литературой с элементами мистики. | ||
Александр Терехов . «Каменный мост» | Герой нового романа Александра Терехова – бывший эфэсбэшник – проводит расследование трагической истории, случившейся много лет назад: в июне 1943 года сын сталинского наркома из ревности застрелил дочь посла Уманского и покончил с собой. Но так ли было на самом деле?
| Дать понятия о жанрах «роман-версия» и «роман-исповедь». Понятие беллетристика» | ||
Блок 8 | Русский постмодернизм | |||
Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» | Роман «Чапаев и Пустота» сам автор характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром, а также в наши дни, а также, как и всегда у Пелевина, в виртуальном пространстве, где с главным героем встречаются Кавабата, Шварценеггер, «просто Мария»... | Знакомство с необычным жанром - дзэн-буддистским романом. Русский постмодернизм | ||
Александр Кабаков. «Московские сказки» | Писатель виртуозно перелагает на новорусский лад известные сказки и легенды: о Царевне-лягушке и ковре-самолете, Красной Шапочке и неразменном пятаке, о строительстве Вавилонской башни и вечном страннике Агасфере. И все эти чудеса происходят с героями в современной Москве, городе странном, полном мистических совпадений | Углубить понятие жанра «сказка» | ||
Лев Данилкин . «Юрий Гагарин» | Есть множество точек зрения, в которых Гагарин предстает то супергероем, то рубаха-парнем, то шутником, то алкоголиком, который волочится чуть ли не за каждой юбкой, то интеллектуалом, читавшим Толстого, Циолковского и, конечно, Сент-Экзюпери. Первый космонавт в серии «ЖЗЛ» — не светлый юноша и не ярый коммунист. «Гагарин — проводник идей Циолковского и Королева — есть антидот от пошлости», в которую превратился капитализм как образ будущего. Гагарин — это целый космос, великая мечта о Вселенной. | Показать, как хорошая литература восстанавливает историческую правду. | ||
Людмила Петрушевская. «Пуськи бятые» | «Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились». | Рассмотреть необычное произведение с точки зрения морфологии и морфемики. | ||
Блок 9 | Мир молодых | |||
Захар Прилепин «Санькя» | Молодые люди, через душу которых происходит разлом на своих и чужих, на мир и насилие. Автор словно даёт взглянуть изнутри, каково быть таким человеком именно в наше жёсткое время. И ещё автор прямо описывает настроение людей, опять же наших, здесь и сейчас, обстановку в государстве, в нашей с вами России. Кто она для нас? Какой она будет? Что мы должны сделать для неё? | Организовать диспут «Ты и Время». | ||
Юз Алешковский «Предпоследняя жизнь. Записки везунчика» | Мальчик с уникальными языковыми способностями , со странным именем Владимир Ильич Олух родился в начале 1970-х. Его дед служил охранником у Сталина, и с его рассказа об этих славных временах и начинается роман. У англоговорящего внука открылись совсем другие способности — к зарабатыванию денег. Весь роман — это описание занятий, которые герой сменяет: мелкая фарцовка, торговля иконами и антиквариатом, валютные операции… Другая сюжетная линия — любовь юноши. | Организовать полемическую беседу: «Ваше отношение к главному герою?» | ||
Блок 10 | Концептуализм | |||
Лев Рубинштейн. «Домашнее музицирование» | Книга известного современного автора представляет собой наиболее полное на сегодняшний день собрание поэтических текстов, опубликованных в периодической печати эссе | Углубить знания учащихся о жанре «эссе» | ||
Сергей Гандлевский. Стихотворения. | Стихи разных лет. | Познакомить с современной поэзией на примере творчества Гандлевского. | ||
Михаил Шишкин. «Венерин волос» | В книге выделяются три сюжетных пласта: жизнь толмача, рассказы беженцев и дневники певицы. | Дать представление о полифонии сюжетов, своеобразии жанра «интервью» | ||
Владимир «Адольфыч» Нестеренко. «Чужая». | Блоггеры – писатели будущего? | Организовать диспут-прогноз : литература через 5, 10,… 25 лет? | ||
Круглый стол: «Книга, которая произвела на меня сильное впечатление» | Выявить уровень начитанности и умение анализировать художественное произведение | |||
Контрольный тест |
Пояснительная записка
В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.
Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Но именно читатель в конечном счете решает, насколько «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.
Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
Цель нашего курса
- становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
- помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции
Безусловно, лишь немногие из предложенных произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. 33 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;
- уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;
- уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;
- уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;
- изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.
- уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.
Формы контроля за знаниями учащихся.
- Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.
- Семинары и коллоквиумы.
- Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.
- Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
- Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
- Написание сочинений, докладов, рефератов.
- Создание компьютерных презентаций.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Зачет по курсу.
Список литературы для учащихся
В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.
Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.
Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.
Литературные ресурсы Интернета
«Букинист» – mybooka.narod.ru
«Дебют» – www.mydebut.ru
«Вавилон» – www.vavilon.ru
«Графомания» – www.grafomania.msk.ru
«Интерактивная фантастика» – if.gr.ru
«Современная русская поэзия» – poet.da.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»
Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опи...
Элективный курс "Русская литература как средство постижения евангельских истин. Милосердие"
Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших и средних классов внедряется в МБОУ «Шомиковская ООШ» с 2010 года. ...
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)
Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....
Элективный курс по литературе "Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе"
Рабочая программа, тематическое планирование, презентация...
Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Пояснительная записка к элективному курсу "Русская литература ХIХ века"
В пояснительной записке к элективному курсу "Русская литература ХIХ века" представлены цели и задачи курса, основные методики изучения курса, рекомендуемый объем знаний, формы подведения итогов и спос...