Элективный курс "Русская литература как средство постижения евангельских истин. Милосердие"
элективный курс по литературе (5 класс) по теме
Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших и средних классов внедряется в МБОУ «Шомиковская ООШ» с 2010 года.
История современной русской литературы, и особенно литературы 19 века, в основном до сих пор основывается в значительной степени на критическом наследии революционных демократов с их материалистической идеологией и системой ценностей, которая отделена от православной христианской основы русской культуры. Ещё М.М. Пришвин в дневниковой записи 1921 года поставил не осуществленную до сих пор задачу «рассмотреть христианское основание русской литературы»
Помочь реализации данного направления призван элективный курс «Русская литература как средство постижения Евангельских истин». Содержание курса представлено в базовой программе лишь «вскользь». Программа делает акцент на национальные особенности мировосприятия русского человека, выраженные в произведениях древнерусской и русской литератур, культуре через сравнение с произведениями мировой литературы соответствующей эпохи. Изучение разделов происходит параллельно с программным курсом. Данный элективный курс не дублирует школьную программу по литературе, а дополняет, углубляет ее, дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в школе материал и акцентирует внимание учащихся на духовно – нравственных проблемах, поднимаемых авторами изучаемых произведений. Это позволит расширить литературный кругозор учащихся и повысить воспитательный потенциал предметной области «Литература».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст элективного курса "Русская литература как средство постижения евангельских истин" | 351.5 КБ |
Презентация "Сакральная география Руси" | 1.13 МБ |
Презентация "Милосердие" | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа элективного курса по литературе в 9 классе
« Литература как средство постижения Евангельских истин. Милосердие»
Пояснительная записка
Литература непосредственно воздействует на душу и ум учащихся.. Евангельские истины существуют уже более двух тысяч лет .И наряду с физическими законами существуют и духовно-нравственные законы «Евангелия», без соблюдения которых не прожить достойной жизни. Без знания этих законов невозможно понять ни произведений искусства, ни произведений русских писателей, так как русская литература с самого начала является христианской. По словам православной писательницы С.Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.
История современной русской литературы, и особенно литературы 19 века, в основном до сих пор основывается в значительной степени на критическом наследии революционных демократов с их материалистической идеологией и системой ценностей, которая отделена от православной христианской основы русской культуры. Ещё М.М. Пришвин в дневниковой записи 1921 года поставил не осуществленную до сих пор задачу «рассмотреть христианское основание русской литературы»
Помочь реализации данного направления призван элективный курс «Русская литература как средство постижения Евангельских истин», который состоит из введения, шести разделов и заключения. Содержание курса представлено в базовой программе лишь «вскользь». Изучение разделов происходит параллельно с программным курсом. Данный элективный курс не дублирует школьную программу по литературе, а дополняет, углубляет ее, дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в школе материал и акцентирует внимание учащихся на духовно – нравственных проблемах, поднимаемых авторами изучаемых произведений. Это позволит расширить литературный кругозор учащихся и повысить воспитательный потенциал предметной области. Курс рассчитан на 17 часов (из расчёта по 1 часу в неделю в течение двух четвертей) обучения в 9 классе. Он может быть использован как в общеобразовательных классах средней школы, так и в профильных классах с углубленным изучением литературы.
Цели элективного курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
- ознакомление учащихся с влиянием «Евангелия» на формирование мировоззрения писателей;
- показ школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы;
- осуществление межпредметных связей литературы и основ православной культуры, укрупнение дидактических компонентов;
- формирование личности ребенка, осознания им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций.
Структура курса
1.Введение-2 часа ;
Введение посвящено знакомству учащихся с основополагающими и наиболее известными сюжетами Библии, Евангелиями. Цель введения – подготовка к «видению» учащимися православных мотивов и их истолкованию в русской и древнерусской литературах.
1.1.Что понимать под термином «евангельские истины» в литературе? Тип христианской духовности – православие.(1Ч)
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Возлюби ближнего своего как самого себя.
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
ОБЯЗАННОСТЬ без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви делает человека ЖЕСТОКИМ
ПРАВДА без любви делает человека КРИТИКАНОМ
ВОСПИТАНИЕ без любви делает человека ДВУЛИКИМ
УМ без любви делает человека ХИТРЫМ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ без любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ
ВЛАСТЬ без любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ
ЧЕСТЬ без любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ
БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ
ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ
1.2. Библия: историко – литературный аспект. (1ч)
Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы.
2. Святая Русь (3ч)
2.1. Сакральная география Руси (1ч)
http://arhipovvv.narod.ru/03_Os_Istiryi_Angelskoe_merilo.html
Каждый народ, каждая цивилизация, каждая культура видит и понимает пространство особым уникальным образом. Всегда существует некоторый код, который служит отличительным признаком национального мифа о территории. Сакральной географии, — которая предопределяла у наших предков восприятие окружающего мира в его пространственном измерении. Нормы сакральной географии легли в основу эпосов, житий, преданий, легенд, мифов и волшебных сказок.
1. Все русские города в процессе своего развития стремятся к кругу. А круг – символ вечности, в частности – вечного Царства Небесного.
2. В городах, где главным является собор в честь Спасителя или Божией Матери, градостроительная композиция определяется фигурой креста. Там, где соборным храмом города является храм в честь Святой Троицы, определяющей фигурой оказывается треугольник.
3. Организующим началом градостроительных композиций русских городов после Крещения Руси, их доминантой являются храмы (или храмы и монастыри).
4. Расположение и наименование храмов и монастырей относительно священного или геометрического центра города подчинено определенным богословским представлениям и в определенных случаях – представлениям о Небесном Граде, Новом Иерусалиме.
5. Образы Нового Иерусалима в разной степени отчетливости и в разных интерпретациях встречаются только в столицах Русской земли, а также в городах, князья которых претендовали на великокняжеский титул и где были центры соответствующих епархий Церкви.
2.2 Православный код русской национальной культуры (1ч)
Православный смысл земного существования. В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существование человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм.
Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку они ничтожны и скоротечны, отношение к труду как способу самодисциплины.
2. Соборность. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Соборное переживание и поведение ориентировалось не на рассудок, а на "движение сердца" и эмоции, и в тоже время стремилось всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками.
3. Если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, то добродетели русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.
4.Следование православной этике: ориентация на милость (а не на правосудие),благословение, покаяние, честь, совесть,самопожертвование.
2.3. Особенности православной архитектуры. Рассказы Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик»
- 1.Появление архитектуры как искусства связано на Руси с принятием христианства в Х веке, и учителями русских были византийские зодчие, но полного копирования византийских образцов не было практически никогда: почти сразу же появились свои национальные формы:
- Многоголовие храмов;
- Храмы венчаются небольшими, слегка вытянутыми вверх куполами, поставленными на высокий многогранный или круглый в плане постамент, который называется «шеей» (византийские традиции – завершение храма пологим куполом, подобным краю солнца, показавшемуся над горизонтом).
- Первоначально купола были полуциркульные, монгольский период отмечен появлением «шеломов» - куполов в виде воинского шлема, а в 16=17 веках на смену приходят «маковки» или «луковицы». «Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к небесному. Это завершение храма - как бы огненный язык , увенчанный крестом и к кресту заостряющийся (образ свечи)… Золотой цвет – это символ божественной энергии и сияния святости на земле, и золотые языки куполов – это и священный огонь господа, и воспламененное им горение человеческой души к нему».(Е.Трубецкой)
- Звонница – конструкция исконно русская - основана на горизонтали и арке и тем самым соединяет в себе основательность связи с землёй и образ неба.
3. Милосердие и соборность в древнерусской литературе. (2ч)
3.1. Поучение Владимира Мономаха (ч.1)
Понимание человека как неотъемлемой части Бога, необходимость следования его заповедям.
3.2. «Слово о полку Игореве» (1ч)
Вся древнерусская литература глубоко патриотична: проникнута любовью ко всему живому( причём живыми считаются и трава, и река, и древо) и огромная боль за «братское нелюбие», противоречащее идее должной жизни. Именно отказ от следования христианской заповеди «ЖИТИЕ БРАТИИ ВКУПЕ, ДРУГ ДРУГУ ПОСОБЛЯЯ И БРАТ БРАТУ ПОМОГАЯЯ» привело к трехсотлетним несчастьям на русской земле.
4. Толкование Евангельских истин в русских и зарубежных произведениях (2ч)
4.1. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» и Братья Гримм «Белоснежка и 7 гномов (1ч)
Образ русской жизни – жить по милости:
- 7 богатырей принимают царевну без всяких условий (условия 7 гномов к Белоснежке);
- Мачеха умирает с тоски, свадьба лишь после похорон (в сказке братьев Гримм молодожены убивают мачеху на свадьбе);
- В «Сказке о золотой рыбке» рыбка по закону ничего не должна старику, но тот просит о милости, и рыбка выполняет просьбы.
4.2. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда» (1ч)
Неизбежность для человека отвечать за свои слова и поступки;
побудить задуматься над тем, что невыполнение духовно-нравственных законов ведёт к огромным потерям. Иоанн Златоуст : «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня, все грехи ниже её». «Не надо быть святым, чтобы быть милосердным; достаточно быть милосердным, чтобы стать святым.»
5. Образ должной жизни в православии. (3 ч).
Стремление к идеалам нравственного совершенства : жертвенность, сострадание. Любовь – это высшая милость, жертва… ближнему.
5.1 Маргарита Тучкова. (1ч)
Денис Давыдов. « Дневник»
http://www.taday.ru/text/216801.html
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/lyudi_boji/2009/05/04/23778.html
5.2 Доктор Пирогов(1ч)
А.И.Куприн «Чудесный доктор
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=406&op=bio
5.3 Ю.П. Вревская (1ч)
И.С.Тургенев. « Памяти Ю.П. Вревской»
http://historylib.org/historybooks/Irina-Semashko_100-velikikh-zhenshchin/40
6. Семинар : « Анализ дел милосердия православных святых на основе их житий» (по свободному выбору учащихся) (1ч)
7. Истолкование милосердия в творчестве Л.Толстого (2ч)
Отрицание Л.Толстым теории «Среды», влияющей на человека, на его формирование, на его поступки. По словам писателя, Бог вложил в человека совесть, которая сама указывает на образ должного поведения.
7.1 Отрывок из «Войны и мира» «Петя Ростов» (1ч)
Параллели духовных и бездуховных образов: Давыдов – Дорохов; Ростов- Дорохов ( отношение к пленному французу-барабанщику). Традиции русского воинства – освящение оружия, дабы подымать его только для защиты, а не для убийства.
7.2 Рассказ «После бала» (1ч)
Действие рассказа происходит в последний день Масленицы – прощеное воскресенье , т.е. рассказчик становится свидетелем того, что « братцы не милосердствовали», отец Вареньки приказ об экзекуции беглого солдата отдает в Прощеное воскресение, да и сам герой не прощает Вареньку только потому, что она дочь полковника. Да и Чистый понедельник начинается для него с того, что « пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян». Непрощение приводит к оскуднению любви, к тому, « что никуда не годился» впоследствии герой, и жизнь пошла наперекосяк.
8. Православные мотивы в литературе наших дней. (1ч)
8.1. Рустик Вязовский «Рождественский подарок» (1ч)
Традиции святоотеческой духовности в рассказе. Возможность дел милосердия для каждого человека. Православный праздник и радость.
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1372
9. Заключение (1ч)
9.1 Конференция. «Обращение современников к образу православной жизни на примере жизни близлежащих деревень». (1ч)
В нашей округе по сей день бытуют православные традиции дел милосердия:
- похороны умершего;
- проводы на службу в армию;
- соборное строительство жилья;
- соборное проведение свадеб;
- посещение больного, заключенных;
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | |
1 | Введение | 2 часа | ||
1 | 1.1 | Что понимать под термином «евангельские истины» в литературе? Тип христианской духовности – православие. | 1 час | Лекция учителя с элементами беседы |
2 | 1.2 | Библия: историко – литературный аспект. Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы | 1 час | Слово учителя, сообщения учащихся. |
2 | Святая Русь | 3 часа | ||
3 | 2.1 | Сакральная география Руси | 1 час | Лекция |
4 | 2.2 | Православный код русской национальной культуры | 1 час | Лекция |
5 | 2.3 | Особенности православной архитектуры. Рассказы Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» | 1 час | Работа с текстом, проблемный семинар |
3 | Милосердие и соборность в древнерусской литературе. | 2 часа | ||
6 | 3.1 | Поучение Владимира Мономаха | 1 час | Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах |
7 | 3.2 | «Слово о полку Игореве» | 1 час | Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах |
4. | Толкование евангельских истин в русских и зарубежных произведениях | 2 часа | ||
8 | 4.1 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» и Братья Гримм «Белоснежка и 7 гномов | 1 час | Работа с текстом. Составление сравнительных характеристик поступков и характеров персонажей. |
9 | 4.2 | Оскар Уайльд «Мальчик-звезда» | 1 час | Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах |
5 | Образ должной жизни в православии. | 3 часа | ||
10 | 5.1 | Маргарита Тучкова. Денис Давыдов. «Дневник» | 1 час | Работа с текстом, подготовка интерен-странички, презентации |
11 | 5.2 | Доктор Пирогов А.И.Куприн «Чудесный доктор | 1 час | Работа с текстом, подготовка интерен-странички, презентации |
12 | 5.3 | Ю.П. Вревская И.С.Тургенев. « Памяти Ю.П. Вревской» | 1 час | Работа с текстом, подготовка интерен-странички, презентации |
13 | 6 | Семинар : « Анализ дел милосердия православных святых на основе их житий» (по свободному выбору учащихся) | 1 час | Составление презентаций. Письменная работа «Да святится имя Твое». |
7 | Истолкование милосердия в творчестве Л.Толстого | 2 часа | ||
14 | 7.1 | Отрывок из «Война и мир» «Петя Ростов» | 1 час | Работа с текстом, беседа |
15 | 7.2 | Рассказ «После бала» | 1 час | Работа с текстом, дискуссия, письменный ответ на вопрос |
8. | Православные мотивы в литературе наших дней. | 1 час | ||
16 | 8.1 | Иерей Рустик Вязовский «Рождественский подарок» | 1 час | Общение с автором рассказа через сети интернета |
9 | Заключение | 1 час | ||
17 | 9.1 | Конференция. «Обращение современников к образу православной жизни на примере жизни жителей близлежащих деревень». | 1 час | Интернет-газета, создание творческих работ, работа в группах. |
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- работа с текстом
- проблемный семинар
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе, творческих, исследовательских работ;
- составление сценариев для слайд-фильмов;
- рецензирование;
- работа с текстами;
- круглые столы, работа в группах;
- доклады;
- составление энциклопедии быта;
- групповая работа;
При изучении курса ученик сможет выбрать вид отчетных работ из предложенного списка; литературу, по которой будет готовить собственные работы; объект изучения (произведения русской или мировой литературы).
Динамика интереса к обучению будет фиксироваться анкетированием на первом и последнем занятии; собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
Ученик получает «зачёт» при условии:
- выполнения обязательных работ в указанный срок с соблюдением стандартных требований к оформлению;
- за исследовательскую работу, проведенную по собственной инициативе;
- публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр);
Итоговый результат курса – конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Литература
1.. Безродный М.В. Из истории русского христианства.- М.: Логос, 1992.
2.. Белая Г. Художественный мир современной прозы.М., 1983.
3.. Библия. - М.: Российское библейское общество, 1995.
4.. Грачева И. Грани самоцветов. - Литература в школе. №2, 1998.
5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1996.
6. Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) , учебно-методического комплекса "Вокруг тебя - Мир..." 5 класс, 2000 год.
7.. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. .
8. Калинин Ю.А. Библия : историко – литературный аспект. - Русский язык и литература в школах Украины, №3, 1989.
9.. Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа. Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991.
10. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе 19-20 веков. М.,1990..
11.Крылова З. «Возвращение прекрасной Маргариты»- «Отчизна» №3,1991г.
12.Иеромонах Силуан Кузин «Не время ли начать жить по-христиански?!» -ООО «Чебоксарская типография №1»
34. Лихачёв Д.С. Письма о добром и вечном. – М.: НПО «Школа» Открытый мир, 1996.
13. Лумина С. Монолог Пилата. Огонёк, № 47 – М.: 1997.
14. Любомудров А.М. Церковность как критерий культуры .Русская литература и христианство. СПб., 2002..№4, 1996г.
15. Пичугина Г.П. «И.С.Тургенев и Ю.П. Вревская».- Литература в школе №3, 1997г.
16. Попова Е В. Духовные ценности в отечественной философии и литературе. Литература в школе. № 7, 2003.
17. Рослякова Л. Если пренебречь любовью.- Литература в школе. №4, 1995.
18. Телегин С.М. Миф Москвы как выражение мифа России».- Литература в школе №5, 1997г.
19.Шолпо И.Л. «Мастера и геростраты».- Литература в школе
20. «О милосердии к ближнему» по учению Святых Отцев», Москава, Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997г.
21. «Окамененное нечувствие (о жестокосердии) поучения Святых Отцов-М.: «Рарог», 1998.
Приложение
Тема урока: Милосердие
Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе изучения одного из основных понятий христианского мировоззрения – милосердие с привлечением святоотеческого наследия, воспитывать личность, способную осуществить осмысленный выбор в своей жизни
Задача:
1.Познакомить учащихся с такими духовно-нравственными понятиями как милосердие, милостыня, любовь к врагам.
2.Показать учащимся, что высокие духовно-нравственные ценности все больше открываются для нас в православной этике, в движении не вперед, а вверх, к Богу.
3. Показать на примере жизни окружающих школу деревень традиции, укрепившие милосердное отношение к окружающим.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с презентацией, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, милостыня, любовь к врагам.
Средства наглядности: презентация, тарелочные весы с черными камушками вместо гирь, видеоролик о акции милосердия учениками 3 класса Екатеринбургской гимназии (4 минуты.)
Ход урока
Учитель: Тема сегодняшнего урока – милосердие. Это одно из самых красивых слов на свете, а что же оно означает?
Ученики: это сердце, которое любит , милует, жалеет.
Учитель: Правильно! А кто знает, что самое ценное на всем белом свете?
Предполагаемые ответы: жизнь, здоровье, мама…
Учитель: (работа со 2 слайдом презентации) Самое дорогое на свете – это человеческая душа. В богословии есть утверждение, что ангелы не могут творить. И только человека Бог создал по своему образу и подобию, только у человека есть Богообразная черта – творить. Вот почему Сатане нужен Человек , чтобы его руками творить на земле зло. И поэтому между Богом и Сатаной идёт непрестанная борьба за душу человека. И сейчас каждый для самого себя должен ответить: кто я? Я на стороне зла ? Или на стороне добра? Одно из двух. Середины между этими понятиями нет!
(работа с 3 слайдом презентации) Подымите руки, кто крещён? Все крещены! А почему нас крестят?(ответы детей). Правильно. Нас крестили для того, чтобы мы творили добро, а ангел хранитель дан для нашей защиты и как учитель в добрых делах. Голос совести – это голос ангела. Он всегда с нами. А мы всегда ли с ним?
Предполагаемые ответы детей: Да! Мы на стороне добра, мы всегда слушаем ангела –хранителя…
Учитель: Всегда ли? Вот ваша совесть говорит: «Надо сделать уроки!». Вы всегда её слушаетесь? Не всегда. Значит, вы не всегда вместе со своим ангелом-хранителем.
(работа с 4 слайдом презентации) Это роспись Владимирского храма художника В.М. Васнецова «Страшный суд». Ангел Господень стоит здесь с весами, на которых будут взвешиваться все дела добра и милосердия на одних, все злые деяния – на других . Это суд над душой человека.
Как быть человеку в конце жизни, если он никому не помог, не утешил плачущего, не пришёл к больному… Неужели дела милости столь важны?
(работа с 5 слайдом презентации Да! В Евангелии говорится: «Будьте милостивы, и вы получите царствие небесное». Иоанн Златоуст объясняет: «Бог не говорит : «Поститесь, и получите царствие небесное». Бог не говорит : «Будьте девственны, и получите царствие небесное». Он говорит: «Будьте милостивы, и получите царствие небесное».
Иоанн Креститель также утверждает: «Человек всего более должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком».
«Как может – говорит Златоуст,- подавать милостыню, живущий в бедности? Ведь у них нет ни золота, ни многих одежд. Но у них есть хлеб и холодная вода; есть слово, чтобы утешить несчастного; есть кров, чтобы принять странника».
(работа с 6 слайдом презентации) « Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно.
На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться быть добрым в самых маленьких и легких делах: подайте стакан холодной и чистой воды, кусок хлеба». Иоанн Крестьянкин.
(работа с 7 слайдом презентации)
Семь дел милосердия для чужого тела (обговаривание с учащимися)
- Кормить голодных
- Поить жаждущих
- Одевать нагих
- Принимать бесприютных
- Посещать больных
- Навещать узников
- Хоронить мёртвых
Учитель: Мне особенно хочется остановиться на последнем деле милосердия хоронить мёртвых. Вы все знаете, что если у нас в деревнях кто-нибудь умирает, то в дом покойника несут кто муку, кто масло, кто мёд. Мужчины идут копать могилу, кто-то мастерит гроб, кто-то крест, кто-то из соседей варит пиво… Почему всё это делается? (Предполагаемые ответы детей:» Потому что жалеют умершего»).
Учитель: И это тоже верно. Смерть – это большое горе. И односельчане идут в дом к умершему, чтобы утешить близких словом, помочь материально: ведь похороны требуют очень больших непредвиденных затрат.
Две недели назад в нашей деревне хоронили человека, от которого отказались родственники. Он пролежал более месяца в морге. И жители деревни решили его похоронить сами: кто-то привёз его из морга, кто-то копал могилу, кто-то готовил еду, кто-то отпел его в церкви.
Как можно назвать поступок жителей деревни?
Как можно назвать обычай похорон в наших деревнях? Да! Это милосердие, вошедшее в традицию жизни наших деревень; это милосердное отношение к ближним.
(работа с 8 слайдом презентации) Как вы понимаете следующий афоризм?
Быть милосердным – значит делать всё, что в наших силах.
(Ответы учащихся)
Учитель: Ребята! Мне очень хочется познакомить вас со сказкой О.Уайльда «Мальчик – звезда» . Она длинная, поэтому мы будем читать только отрывок. А чтобы понять её, я перескажу вам краткое содержание сказки…
В одну морозную ночь в небе загорелась яркая звезда и упала в лес. Лесорубы подбежали и увидели на месте падения звезды младенца. Один из лесорубов сжалился и взял малыша с собой. Он рос очень красивым мальчиком, но очень жестоким: обижал людей и животных, был высокомерен, но самое плохое было то, что рядом с ним становились жестокими и ребята с улицы.
Однажды к ним в деревню пришла нищенка, мальчик-звезда и его друзья оскорбляли её, швыряли в неё камнями. А когда женщина призналась, что она его мать, что очень давно ищет его , то он очень оскорбил её, унизил. И нищенка ушла вся в слезах.
Ребята, что бы мы ни наполняли: стакан ли, бидон или ведро, пусть даже каплями…они все равно когда-нибудь переполнятся. Так и в мальчике-звезде: зло переполнило его и вышло наружу. Он стал страшным, как жаба. И теперь все стали смеяться над ним и указывать на него пальцем. Мальчик-звезда понял, что он так наказан за все свои плохие поступки, ну а самый страшный из которых - оскорбление матери.
Мальчик-звезда отправляется на её поиски, чтобы вымолить прощение. Три года он ходит и ищет её, но никто не говорит с ним, никто не подает ему воды и куска хлеба, не пускает его переночевать. Иногда ему кажется, что мать идёт впереди его, он подбегает, но не находит её.
(На столе тарелочные весы и черные камушки: после перечисления каждого из плохих дел кладём на чашу весов по камушку).
И вот в отчаянье он спрашивает Крота, не видел ли он его матери.
-Ты выколол мне глаза, и хочешь, чтобы я увидел твою мать? – ответил Крот.
Мальчик-звезда обратился к Коноплянке, не видела ли она с высоты его матери. На что Коноплянка отвечает: «Ты подрезал мне крылья, а теперь хочешь, чтобы я взлетела?»
Мальчик-звезда обратился к Белочке, Не видела ли она его матери?
- Ты убил мою мать, не ищешь ли ты свою мать, чтобы тоже убить её,-сказала Белочка.
Учитель: Ребята! А перевесила чаша с какими делами? (Ответы учащихся). А какие злые дела он совершал до этого? (На столе тарелочные весы и черные камушки: после перечисления каждого из плохих дел кладём на чашу весов по камушку). (Ответы учащихся).
Никто не помог ему. А однажды у городских ворот его поймали стражники и продали его в рабство самому злому и коварному волшебнику…
И вот волшебник отправляет его в лес на поиски белой золотой монеты…
Будем читать по ролям со слов:
«Но когда он подходил к опушке леса, из чащи до него долетел крик, – казалось, кто-то взывает о помощи. И, позабыв про свою беду, он побежал на этот крик и увидел маленького Зайчонка, который попал в силок, расставленный каким-то охотником.
И Мальчик-звезда сжалился над Зайчонком, и освободил его из силка, и сказал ему:
– Сам я всего лишь раб, но тебе я могу даровать свободу.
А Зайчонок ответил ему так:
– Да, ты даровал мне свободу, скажи, чем могу я отблагодарить тебя?
(Ребята, мальчик-звезда всего лишь раб. У него нет ничего, он голоден, одежда его изорвана, но он совершил милосердный поступок. Какой именно? Да. Помог ближнему. Давайте читать дальше.)
И Мальчик-звезда сказал ему:
– Я ищу монету из белого золота, но нигде не могу найти её, а если я не принесу её своему хозяину, он побьёт меня.
– Ступай за мной, – сказал Зайчонок, – и я отведу тебя туда, куда тебе нужно, потому что я знаю, где спрятана эта монета и зачем.
Тогда Мальчик-звезда последовал за маленьким Зайчонком, и что же он увидел? В дупле большого дуба лежала монета из белого золота, которую он искал. И Мальчик-звезда несказанно обрадовался, схватил её и сказал Зайчонку:
– За услугу, которую я оказал тебе, ты отблагодарил меня сторицей, и за добро, что я для тебя сделал, ты воздал мне стократ.
– Нет, – отвечал Зайчонок, – как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой. – И он проворно поскакал прочь, а Мальчик-звезда направился в город.
Теперь следует сказать, что у городских ворот сидел прокажённый.
(Комментарий учителя: В те времена свирепствовала страшная болезнь – проказа. Она была неизлечимой: у человека начинала гнить кожа так, что было видно мясо и вены. Когда сгнивали многие участки кожи, человек умирал. Нельзя было без содрогания смотреть на них. К ним никто не приближался, никто их к себе не пускал и не разговаривал. А чтобы кто-то случайно не подошёл к больному, прокажённый должен был звонить в колокольчик, а если его у него не было, то кричать : «Заразен! Заразен!» Люди в страхе отбегали от них. Читаем дальше).
Лицо его скрывал серый холщовый капюшон, и глаза его горели в прорезях, словно угли, и, когда он увидел приближавшегося к воротам Мальчика-звезду, он загремел своей деревянной миской, и зазвонил в свой колокольчик, и крикнул ему так:
– Подай мне милостыню, или я должен буду умереть с голоду. Ибо они изгнали меня из города, и нет никого, кто бы сжалился надо мной.
– Увы! – вскричал Мальчик-звезда. – У меня в кошельке есть только одна-единственная монета, и если я не отнесу её моему хозяину, он прибьёт меня, потому что я его раб.
Но прокажённый стал просить его и умолять и делал это до тех пор, пока Мальчик-звезда не сжалился над ним и не отдал ему монету из белого золота.
Когда же он подошёл к дому Волшебника, тот отворил калитку, и впустил его в сад, и спросил его:
– Ты принёс монету из белого золота?
И Мальчик-звезда ответил:
– Нет, у меня её нет.
И тогда Волшебник набросился на него, и стал его колотить, и поставил перед ним пустой деревянный лоток для хлеба, и сказал:
– Ешь. – И поставил перед ним пустую чашку и сказал: – Пей. – И снова бросил его в темницу.
Учитель: Так повторялось 3 раза, и все 3 монеты мальчик-звезда отдал прокажённому. Когда он отдал третью монету, все вдруг низко поклонились ему, из города вышли знатные горожане и признали в нём короля их страны. Мальчик-звезда подумал, что все вышли поиздеваться над ним, а оказалось, что он стал красив как прежде.
(На одной чаше весов все чёрные камушки, на другие кладём 4 белых камушка с тем, чтобы они обязательно перевесили черные камни).
Какие милосердные дела совершил мальчик-звезда?
(Ответы учащихся: спас зайца, 3 раза подал милостыню).
А что такое милостыня ? (продолжение работы с 8 слайдом) Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.
«Когда ты подал милостыню, ты увеличил количество добра в мире»
Авва Дорофей
Ребята! Мальчик-звезда столько жил и столько сделал зла, а тут 3 дня, и все ему простилось: он стал красив, как прежде, стал королём, нашел отца и мать, которые и были королём и королевой этой страны. Почему? Не знаете? Иоанн Златоуст говорит: «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня, все грехи ниже её». Значит, милосердие на свете сильнее всего.
(работа с 9 ,10 слайдами презентации). Учебный диалог с учащимися).
Учитель: А теперь давайте посмотрим с вами ролик о том, как занимаются делами милосердия ученики 4 класса Екатеринбургской гимназии (гиперссылка видеоролика с Интернета на 9 слайде)
Вы сможете просмотреть её по этой ссылке:
http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5643&Itemid=36 ).
Учитель: Как мы должны жить?
Отвты: Мы должны делать добро, помогать всем.
Учитель: Правильно! Принося добро людям, пусть даже в самых малых делах, мы приучаем себя быть всегда добрыми. А вершина милосердия – помогать даже своим врагам. В минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Вывод: (работа с 11,12 слайдом презентации) Не надо быть святым, чтобы быть милосердным; достаточно быть милосердным, чтобы стать святым.
Домашнее задание на 13 слайде. В конце дня положи на весы все свои добрые дела.
Что перевесило?
Милосердие или зло? А твои весы – это твоя совесть. Она всегда подскажет, правильно ли ты взвесил!
Интегрированный урок: « Курс путеводной звезды Рим - Византия – Москва 3 Рим»
Виды деятельности учащихся на занятии
1)теоретически анализ различной учебной информации
2)анализировать сущность явлений, событий
3)причинно-следственные связи
4)составление логических схем
5)ключевые слова в тексте, видеозаписи( МХК: культура Византии, григорианские песнопения, православные церковные обряды)
6)производить группировку материала
7)составление православного иконостаса
8)Сценка «Приём послов»
Сравнительные таблицы
Материалы к уроку: репродукции икон, видеофильмы, аудиозаписи ,
Филолог: На прошлых уроках мы с вами узнали, что Иисус Христос по факту своего рождения стал одним из жителей Древнего Рима, и Рим был провозглашен вечным городом. Иудеи в Риме были на положении рабов, а граждане – это свободные римляне, но мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме и прописан там. По факту рождения он является подданным Рима. Поэтому даже при перемещении географического положения государства, название ему остается Рим. В день рождения Иисуса в небе над Вифлеемом загорелась ярчайшая звезда, указавшая волхвам путь к божественному младенцу. Поэтому эта звезда и была названа «Путеводной звездой». В русском языке Путеводная звезда – фразеологизм, означающий: руководящая, направляющая мысль; идея, указывающая правильное направление по звёздам. И это не миф, до сих пор в некоторых случаях местонахождение узнают по Полярной звезде.
И наша путеводная звезда сейчас в Древнем Риме. Вспомним его.
Историк:1. Что дала античность миру?
Филолог: Ребята, вспомним вместе с вами, какие жанры литературы мы изучили с вами, изучая Древнюю Грецию и Древний Рим? Ответы учащихся: легенды, мифы, поэмы( О героях и богах), расставляют карточки с видами жанров.
Древний мир
Мифы Легенды Поэмы
Геракл Бог РА Илиада
Одиссея
Энеида
Главная идея литературы Древнего мира?- Человек без бога -НИКТО.
Историк: 2. Что привело к падению Рима?
Филолог:24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа эта была не просто победой над римскими легионами. Началась новая страница истории. Да, Рим не оправдал имени «вечного города», и им стало другое государство – Византия. Наша путеводная звезда отправляется в Византию. Она теперь стала 2 Римом и просуществовала 1000 лет. Сюда со многих государств стекались люди для получения образования, здесь работали величайшие художники средневековья. Почти все важнейшие рукописи древнего Рима хранились в Византии. Жители государства называли себя ромеями, но по преимуществу это были греки и славяне. А писали и говорили они на греческом языке.
Историк.1. Возникновение Византийского государства
Театральная сценка «Прием послов».
Вопрос к классу после постановки: Можно ли в политике обойтись без коварства и лицемерия?
Филолог: Открытость дипломатии Древнего мира полностью затмила хитрость Одиссея в политике Византийских императоров. Это получило свое отражение и в литературе этого времени. Знатные и богатые византийцы гордились своей образованностью и любили к месту блеснуть цитатой из сочинения древних авторов.
Жанры античной литературы : мифы. Легенды, поэмы(боги, герои)
С появлением Иисуса Христа всё изменилось, даже время!
_До н,Э______________ И.Х. _____________________Н.Эра
Литература светская Христианская литература
поэма эпиграмма героический эпос унт видения, проповеди ,жития притчи
(Чтение в группах отрывков из жанров христианской литературы).
Византийцы воспринимали весь мир сквозь призму Нового Завета. А вся русская литература вытекает из христианской. Поэтому нам очень важно знать её истоки и особенности.
После смерти Иисуса слово Божие проповедовали 12 его апостолов (апостол – посылать, посланный). Надо заметить, что Иисус был замечательным поэтом, писателем и оратором. Апостолы старались в своих проповедях подробно рассказать о Иисусе и его учении, и друзья апостолов Марк, Матфей и Лука написали каждый по Евангелию. А четвертое Евангелие написал один из апостолов , самый любимый им, у которого жила его мать Мария, Иоанн. Так в нашей жизни появилось 4 евангелия.
Евангелие в переводе с греческого означает – благая весть. Так что же это за благая весть? Мы знаем, что первые люди были изгнаны из рая, и бог забыл о них. А Евангелие говорит, что Бог вспомнил о человеке и стал так близок к нему, что сам стал человеком.
Именно эти книги и написали 4 евангелиста.
Группы расскажут о них ...(домашнее задание: символы евангелистов, отличительные черты их Еванггелий).
Новая литература породила новые жанры в христианской литературе, которые не умирают до настоящего времени. (Выступление групп с жанрами евангелия :притча, видение, житие, проповедь).
Главная мысль нагорной проповеди : возлюби врага своего. «Если вы будете любить любящих вас, то какая вам за это благодать? Язычники тоже делают так. А вы возлюбите того, кто не любит вас». Будьте совершенны! Вот призыв.
Главная миссия видений – они являются только чистым сердцем людям, а это те, кто не обременён мыслями о деньгах, злобой, враждой , ненавистью.
Жития святых – первые святые до 4 века в основном все мученики. Римский император видел в них опасность для своего трона: императоры обожествляли себя. Считали, что род свой ведут от Зевса или Юпитера. Христиане же считали их идолами и не поклонялись, выступали против всего пантеона богов вместе с императором. За это были преданы огню и другим пыткам.
Притча возникла на востоке и широко применялась в устном народном творчестве, так как выводы по притче, в отличие от басни , слушателю приходилось делать самому. Прослушайте притчу и сделайте выводы.
Да, ребята, эта литература принесла в жизнь новые идеи. Познакомимся с ними.
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Возлюби ближнего своего как самого себя.
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Ребята, эти этические идеалы Нового Завета положены в основы законодательства всех прогрессивных государств.
А какие же идеи принесло христианство в культуру и искусство?
Учитель рисования и черчения.
Филолог: В литературу навсегда вошли новые образы – ИХ, Марии, апостолов, Иоанна Крестителя, Иуды, Понтия Пилата
Евангелие заключает в себе метафоры, аллегории, символы. Это необходимо, чтобы донести до человека сокровенный духовный смысл писания. Постараемся их сейчас обнаружить в данном тексте.
Посмотрите на символы Христианства, какие из них вы знаете? Основной принцип Христианства – это символичность.
Голубь с веточкой в клюве – символ мира
αω - альфа и омега, начало и конец, символ Христа
Крест - символ страданий и испытаний, через которые прошёл Иисус, победив смерть ради жизни. Это светлый символ c 4 века, как Елена воздвигла крест господень.
Пальмовые и еловые ветви- символ вечной жизни.
Верба – символ торжества Иисуса на земле _ вербное воскресение.
Рыба – символ христианства по начальным буквам имени Христа – ихтиандрус (рыба)
В литературе появились новые сюжеты, а в календаре - новые праздники: благовещение, рождество, крещение, распятие, воскресение…. Теперь перед вами задача – разместите правильно на календаре эти христианские праздники (составьте логическую схему).
Историк:: Теперь рассмотрим с вами причины падения византийского государства.
Филолог: Ребята, давайте прослушаем с вами притчу о виноградаре(аудиокассета)
Итак, о чём она? Христианство стало государственной религией, и многие политики стали принимать его ради корыстных целей, неискренне.
Да, византийское государство не справилось с возложенными на него испытаниями «вечного города»: верующие правители вели нехристианскую политику, не смогли защитить своей православной веры: заключили унию с римским папой. Если в 1054 году Византия отвергла предложение унии, то слабое государство в 1438-1439 заключила Флорентийскую.
И виноградарь отдал виноградник другому. Куда ведёт свой курс Путеводная звезда ? На Москву. Москва – 3 Рим.
Летописи: « - Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И мы пришли к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем , как и рассказать об этом. Знаем только, что служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы»
Учитель: Итак, Москва стала наследницей вековых культурных и нравственных традиций Рима и Византии.
Русское православие всегда играло важную роль в ходе мировых событий – это сопротивление силам зла. Оно третий и последний Рим, «а четвертому не бывати»,- писал старец Филофей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Все русские города в процессе своего развития стремятся к кругу. А круг – символ вечности, в частности – вечного Царства Небесного. 2. В городах, где главным является собор в честь Спасителя или Божией Матери, градостроительная композиция определяется фигурой креста. Там, где соборным храмом города является храм в честь Святой Троицы, определяющей фигурой оказывается треугольник.
Идеализированный план Москвы. Вместо Троицкого собора в данном чертеже центром выбрано Лобное место. Город Москва посвящен Св. Троице по имени центрального – Троицкого – собора на Красной площади
Если город продолжал развиваться, то храмы, расположенные по сторонам от центрального собора, стремились посвящать так, чтобы прежде всего образовался «Деисис» (Деисус, моление с греческого), а именно: если в центре – храм Спасителя, то по сторонам – храмы Богоматери и Иоанна Крестителя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"
Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".
Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...
Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Поиск истины в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»
Конспект открытого урока, проводимого в рамках методической недели....
Урок литературы в 7 классе "Тема сострадания, милосердия, доброты в рассказе "Кукушка" И.А.Бунина
Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, использованы современные методы и приёмы обучения...
Конспект урока литературы в 10-ом классе «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»
Урок позволит продолжить обучение навыкам сопоставительного анализа художественных произведений, поможет сформировать у учащихся активную интеллектуально-познавательную деятельность по изучению ...