Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

программа занятий, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_vek_russkoy_literatury.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов.

Возраст учащихся 10-го класса и их гипотетическое духовное и  интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни  образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым  и А.Чеховым. Это- объективная реальность.  Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России  не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты- постоянство и незыблемость.

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы  и движением российской империи.  В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.

Цели: 

-научить школьников самостоятельно добывать знания;

-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Задачи:

-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

        Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке  или может проводиться по 1 часу в  неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.

        Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

        Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий- практическое занятие, семинар. экскурсия.

        Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение  и оценка результатов  обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые  результаты данного курса:

-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;

-формирование навыков  написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.

-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.

Оценка знаний, умений, навыков

В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.

Промежуточный контроль:

-оценка устных высказываний;

-анализ таблиц, опорных схем. цитатных планов;

- редактирование письменных работ;

Итоговый контроль:

-тематическое тестирование;

-проверка рефератов и исследовательских работ;

-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.

Содержание курса

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.  

Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

А.С.Пушкин.

Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы.  А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.

Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа  с текстом «История Пугачёвского  бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.

Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.

Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.  

Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира

М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».

Образ «лишнего человека»  в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)

Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.

«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.

А.Н.Островский.  Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни.   Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.

Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами  пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..

Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.

И.А.Гончаров.  Художественный мир писателя.  Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

(1859 г.)

 Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.

Теория литературы: психологизм.

Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

Теория литературы: поэтический цикл

А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

Н.А.Некрасов.  Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

М.Е.Салтыков- Щедрин.  М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)

Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.

Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

 Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.

Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды  Толстого на смысл жизни.

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой . нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.

Теория литературы: мировая литература, литературный образ.

А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения  Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.

Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам  А.П. Чехова.

 А.П.Чехов- драматург. Новаторство  в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»

Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.

Защита творческих проектов.

Темы творческих проектов.

  1. «Любовь- претрудная школа жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
  2. Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»
  3.  У. Шекспир и А.Н.Островский- великие драматурги европейского театра.
  4. Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова _Щедрина)
  5. Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.
  6. История одного романса ( по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
  7. А.А.Фет в музыке.
  8.  «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
  9. «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)

10.Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова( по роману «Преступление и наказание»)

11.Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.

12. Чехов и Левитан.

13. Своеобразие прозы А.П.Чехова.(на примере двух-трёх рассказов Чехова)

14. Особенности чеховского диалога.(на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)

15. Речь Катерины как средство её характеристики.(по пьесе Островского «Гроза»)

16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы  А.Н.Островского «Гроза»

17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

18. Лермонтов о Лермонтове. ( обзор творчества М.Ю.Лермонтова)

19. Поэма Н.В Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.

20. Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.

21. Описание музыки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

      22. Испытание любовью героев И.Тургенева. ( по одному- двум   произведениям).

Литература.

  1. История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 2009.
  2.  Литературно-критические статьи В.Г.Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина, И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана.
  3. Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.
  4. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи . М., 2012
  5. Г.А.Иоффе. Русская литература  второй половины 19 века. СПб, 2003

Календарно-тематическое планирование

Тема

дата

Кол-во часов

Вид учебной деятельности

1

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории.

05.09

1

 Обзорная лекция

2

А.С.Пушкин

12.09

19.09

2

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

3.

Н.В.Гоголь

26.09

03.10

2

Работа с текстом, словарём литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

4.

 М.Ю.Лермонтов

10.10

17.10

2

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

5

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

24.10

1

Обзорная лекция

6.

А.Н.Островский

31.10

14.11

2

Работа с текстом, анализ драматических произведений

7.

И.А.Гончаров

21.11

28.11

2

Сопоставительный анализ. сравнение, формулирование выводов, наблюдение  над языковыми средствами

8.

И.С.Тургенев

05.12

12.12

2

Сопоставительный анализ, беседа, творческая работа, работа в группах

9.

Ф.И.Тютчев

19.12

1

Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями

10.

А.А.Фет.

26.12

1

Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями

11.

Н.А.Некрасов

16.01

23.01

30.01

3

Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

12.

М.Е.Салтыков- Щедрин

06.02

13.02

20.02

3

Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа,

13.

Ф.М.Достоевский

27.02

06.03

2

Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция

14.

Л.Н. Толстой

13.03

20.03

03.04

10.04

4

Мини-лекция, семинар с элементами дискуссии,

15.

А.П.Чехов

17.04

24.04

01.05-28.04

08.05

4

Сообщения учащихся, анализ текста, семинар,

16.

Защита проектов

15.05

22.05

29.05

3

Презентация творческих проектов

Всего:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Рекомендации проведения занятий элективного курса "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков"

Данная работа представлялась на конкурс методических и дидактических средств обучения. Элективный курс по теме "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков" был апробирован в старших класса...

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...