Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
программа занятий, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_vek_russkoy_literatury.doc | 520 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов.
Возраст учащихся 10-го класса и их гипотетическое духовное и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым и А.Чеховым. Это- объективная реальность. Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты- постоянство и незыблемость.
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.
Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.
Цели:
-научить школьников самостоятельно добывать знания;
-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Задачи:
-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке или может проводиться по 1 часу в неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий- практическое занятие, семинар. экскурсия.
Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение и оценка результатов обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.
Ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты данного курса:
-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
-формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.
-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
Оценка знаний, умений, навыков
В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
-оценка устных высказываний;
-анализ таблиц, опорных схем. цитатных планов;
- редактирование письменных работ;
Итоговый контроль:
-тематическое тестирование;
-проверка рефератов и исследовательских работ;
-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.
Содержание курса
Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.
Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
А.С.Пушкин.
Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.
Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.
Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.
Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.
Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.
Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира
М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».
Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)
Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.
Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.
«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.
А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.
Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..
Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.
И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».
Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.
И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
(1859 г.)
Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.
Теория литературы: психологизм.
Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.
Теория литературы: поэтический цикл
А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.
Н.А.Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )
Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)
Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.
М.Е.Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.
«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.
«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)
Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.
Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.
Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.
Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.
Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.
Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой . нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.
Теория литературы: мировая литература, литературный образ.
А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.
Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова.
А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.
«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»
Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.
Защита творческих проектов.
Темы творческих проектов.
- «Любовь- претрудная школа жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
- Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»
- У. Шекспир и А.Н.Островский- великие драматурги европейского театра.
- Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова _Щедрина)
- Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.
- История одного романса ( по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
- А.А.Фет в музыке.
- «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
- «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)
10.Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова( по роману «Преступление и наказание»)
11.Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.
12. Чехов и Левитан.
13. Своеобразие прозы А.П.Чехова.(на примере двух-трёх рассказов Чехова)
14. Особенности чеховского диалога.(на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)
15. Речь Катерины как средство её характеристики.(по пьесе Островского «Гроза»)
16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы А.Н.Островского «Гроза»
17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
18. Лермонтов о Лермонтове. ( обзор творчества М.Ю.Лермонтова)
19. Поэма Н.В Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.
20. Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.
21. Описание музыки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
22. Испытание любовью героев И.Тургенева. ( по одному- двум произведениям).
Литература.
- История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 2009.
- Литературно-критические статьи В.Г.Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина, И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана.
- Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.
- Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи . М., 2012
- Г.А.Иоффе. Русская литература второй половины 19 века. СПб, 2003
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | дата | Кол-во часов | Вид учебной деятельности |
1 | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. | 05.09 | 1 | Обзорная лекция |
2 | А.С.Пушкин | 12.09 19.09 | 2 | Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов. |
3. | Н.В.Гоголь | 26.09 03.10 | 2 | Работа с текстом, словарём литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя |
4. | М.Ю.Лермонтов | 10.10 17.10 | 2 | Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями |
5 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | 24.10 | 1 | Обзорная лекция |
6. | А.Н.Островский | 31.10 14.11 | 2 | Работа с текстом, анализ драматических произведений |
7. | И.А.Гончаров | 21.11 28.11 | 2 | Сопоставительный анализ. сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами |
8. | И.С.Тургенев | 05.12 12.12 | 2 | Сопоставительный анализ, беседа, творческая работа, работа в группах |
9. | Ф.И.Тютчев | 19.12 | 1 | Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями |
10. | А.А.Фет. | 26.12 | 1 | Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями |
11. | Н.А.Некрасов | 16.01 23.01 30.01 | 3 | Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности |
12. | М.Е.Салтыков- Щедрин | 06.02 13.02 20.02 | 3 | Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа, |
13. | Ф.М.Достоевский | 27.02 06.03 | 2 | Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция |
14. | Л.Н. Толстой | 13.03 20.03 03.04 10.04 | 4 | Мини-лекция, семинар с элементами дискуссии, |
15. | А.П.Чехов | 17.04 24.04 01.05-28.04 08.05 | 4 | Сообщения учащихся, анализ текста, семинар, |
16. | Защита проектов | 15.05 22.05 29.05 | 3 | Презентация творческих проектов |
Всего: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса
Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...
Рекомендации проведения занятий элективного курса "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков"
Данная работа представлялась на конкурс методических и дидактических средств обучения. Элективный курс по теме "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков" был апробирован в старших класса...
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...