Пояснительная записка к элективному курсу "Русская литература ХIХ века"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме
В пояснительной записке к элективному курсу "Русская литература ХIХ века" представлены цели и задачи курса, основные методики изучения курса, рекомендуемый объем знаний, формы подведения итогов и способы оценивания достижения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_elektivnomu_kursu.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Русская культура ХIХ века» предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру России ХIХ века. Он формирует личность старшеклассника, его духовный мир, развивает чувство прекрасного,
Обращение к ХIХ веку не случайно. ХIХ век – век перелома, сложен как явление, противоречив. Он вместил в себя золотой век русской культуры, и в то же время он подготовил почву трагическим событиям ХХ века, имевшим влияние на всю мировую историю. ХIХ век – век наивысшего расцвета дворянских усадеб, которые являлись средоточием самой культуры, и век их разорения и упадка; время дуэлей, когда дрались из-за пустяка, потому что это угрожало чести, и время, когда дуэль специально вводилась властями, чтобы поднять этот самый дух чести; время великих творений, предназначенных для души и духа, и столь же великих творений для комфорта человеческого тела. Культура и прогресс – два понятия, отметившие ХIХ век. И чтобы понять характер этого века, надо говорить о нем в двух направлениях. Поэтому, начиная курс лекций о культуре ХIХ века, с традиционных моментов объяснения целей и задач курса, мы на первом занятии останавливаемся на таких понятиях, как культура и цивилизация, их сущности, неразрывности, плавном перетекании одного в другое, отмечаем сходство и различие, опасность для культуры, заложенную в цивилизации.
Конечно, знакомство с русской культурой ХIХ века невозможно уложить в рамки 17 часов. Обширный материал требует намного больше времени. Поэтому мы останавливаемся на самых основных областях, сферах, понятиях, на основе которых и складывается представление о культуре ХIХ века.
Невозможно обойти вниманием такой уникальный феномен русской культуры ХIХ века, как дуэль - символ золотого века благородства и чести. Современному школьнику ничего или мало что говорит словосочетание «чувство чести» (point d honneur), описать или объяснить им, что честь дворянина ценилась выше самой жизни, довольно сложно – слишком далеко от них отстоят эти времена, совсем иным ценностям подчинена их жизнь. Но сделать это необходимо, и даже не столько для того, чтобы были понятнее страницы произведений классической литературы, сколько с целью восстановления связи времен, понимания духа русского человека, его истории. Поэтому при изучении данной темы на занятиях уместно обратиться и к художественной, и к мемуарной литературе, что позволит увидеть дуэль изнутри.
Вообще, изучая явления культуры ХIХ века, эффективнее обратиться к имитационному моделированию, методу проектов, то есть к интерактивным методам работы: вжиться в роль, «примерить на себя».
Функция данного элективного курса: дополнить и углубить базовый предмет – русскую литературу. Элективный курс отвечает интересам учащихся, поступающих на факультеты гуманитарного профиля.
Цели курса:
- Сформировать в сознании учащихся целостную художественную картину ХIХ века, рассмотрев все области культуры в их взаимосвязи: музыку, живопись, архитектуру, литературу, театр.
- Развивать целостное, системное мышление, способное к диалектическому пониманию искусства и жизни, к восприятию мира во взаимосвязях, в единстве, в движении.
Задачи курса:
- удовлетворить интересы учащихся в гуманитарной области знаний и подготовить к поступлению в высшие учебные заведения гуманитарного профиля;
- научить свободно владеть теоретическими понятиями, фактами из области культуры;
- формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний;
- научить видеть проявления одного и того же явления в разных областях культурной жизни, сопоставлять, сравнивать;
- приобщая к культурному наследию прошлого, вырабатывать чувство меры и вкуса, понимание истинных ценностей человеческой жизни и деятельности;
- давать оценку произведениям искусства с точки зрения вечных ценностей;
- совершенствовать речь учащихся.
Для успешной реализации педагогической задачи – повышения уровня эмоциональной отзывчивости и творческой активности учащихся – предлагаются следующие типы уроков: урок-экскурсия, урок-исследование», урок-вернисаж, урок-представление, музыкальная гостиная, урок-панорама.
Основные приоритеты методики изучения элективного курса:
- междисциплинарная интеграция: литература – музыка – архитектура – театр – живопись;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- применение интерактивных методов работы (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов);
- личностно-деятельностный подход и субъект-субъектный подход (большое внимание к личности учащегося, равноправное взаимодействие учителя и ученика).
Ведущее место в обучении отводится коллективным методам работы: творческая мастерская, драматизация, коллективная творческая работа, а также методам исследовательского и поискового характера.
Элективный курс « Русская культура ХIХ века» включает в себя следующие разделы:
- введение;
- быт русского дворянства;
- образование в России ХIХ века;
- театр ХIХ века;
- живопись и архитектура ХIХ века;
- музыкальная жизнь ХIХ века.
Ожидаемый результат курса «Русская культура ХIХ века»
Учащиеся должны:
- верно понимать значение курса в своем дальнейшем интеллектуальном развитии: знать основные термины, уметь применять их в своей речи, свободно владеть информацией, полученной на занятиях курса;
- иметь глубокие и системные знания о русской культуре ХIХ века, сведения о которой изначально учащиеся получали на таких предметах, как литература, история, музыка;
- уметь оценивать явления культуры с точки зрения непреходящих ценностей.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся:
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может быть проведено в форме зачета по контрольным вопросам или творческой работы: реферат по заданной теме, мини-исследование, мультимедийная презентация.
С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, можно использовать портфолио достижений учащегося.
Темы зачетных работ по программе элективного курса «Русская культура ХIХ века»:
Сценарии на темы
- «Дуэльный ритуал ХIХ века» (на основе художественных произведений)
- Музыкальный вечер в дворянской семье (с указанием периода ХIХ века)
- Вечер русского романса (по художественным и музыкальным произведениям ХIХ века)
- Вечер в Дворянском собрании (бальный ритуал ХIХ века).
Творческие работы на темы:
- Образ дома в русской живописи второй половины XIX века.
- особенности садово-паркового искусства ХIХ века.
- Русский романс в произведениях русских писателей ХIХ века
- Изображение охоты в произведениях русских писателей ХIХ века
- Быт русского купечества в картинах П. Федотова.
- Репертуарное своеобразие русской театральной жизни второй половины XIX века.
- Роль детали, вещи в портретах-картинах И. Крамского.
- Личность современника в портретном наследии И. Репина.
Работы прикладного характера:
- Создание моделей костюмов по одному из произведений русской классики (рисунки, одежда для кукол из картона).
- Эскизы декораций к драматическим произведениям М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского, А.П.Чехова.
- Куклы в костюме светской дамы или денди ХIХ века.
- Куклы в народном костюме ХIХ века.
- Веер светской дамы ХIХ века.
- Рисунки мебели ХIХ века с учетом сословных различий.
- Эскиз комнаты Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (герой художественного произведения на выбор учащегося).
- Эскизы женских украшений героинь художественных произведений ХIХ века (на выбор, с опорой на текст).
- Практическое пособие для дам в рисунках «Как использовать язык мушки».
- Девичий или женский альбом ХIХ века (бумажный вариант с записями, стихами, записочками и рисунками).
Рекомендуемый объём знаний
по элективному курсу «Русская культура ХIХ века»
Тема Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры
Понятия: культура, цивилизация, диалог культур, духовность-комфорт, система жизненных ценностей
Произведения:
Ф.И.Тютчев «Наш век»;
Ф. М. Достоевский «Подросток»;
И. С. Тургенев «Гамлет и Дон-Кихот»;
Тема Костюм нового времени
Понятия: одежда ампира, боливар, бидермайер, стиль рококо, кринолин, корсет, буржуазный и купеческий стили, «реформаторский мешок», визитка, смокинг
Произведения:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»;
Л. Н. Толстой «Война и мир»;
И. С. Тургенев «Отцы и дети»;
А. П. Чехов Рассказы
Тема Быт русской усадьбы ХIХ века
Понятия: садово-парковое искусство, усадьба, портик, флигель; бал, дуэль
Произведения:
романы И. С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
А. Бестужев-Марлинский Рассказы
Тема Театральное искусство ХIХ века
Понятия: Большой театр, Малый театр, Александрийский театр и др. театры; национальный театр, репертуар, премьера, бенефис, амплуа
Произведения:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев Пьесы
А. Н. Островский Пьесы
А. В. Сухово-Кобылин Пьесы
А. П. Чехов Пьесы
Тема Развитие русской архитектуры
Понятия: историзм, урбанизм, национальное в архитектуре, ампир, монумент, эклектика
Произведения:
К. Тон «Храм Христа Спасителя» (Москва),
«Большой Кремлевский дворец» (Москва);
В. Шервуд «Исторический музей» (Москва);
А. Померанцев «Верхние торговые ряды» (Москва);
Д. Чичагов «Здание Московской городской Думы»;
А. Опекушин «Памятник А. С. Пушкину» (Москва)
Тема Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».
Понятия: общественно-типическое в живописи, «передвижники», художественная выставка художественная галерея
Произведения:
К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»;
А. Иванов «Явление Христа народу», «Аппиева дорога»;
В. Перов «Тройка», «Сельский ход на Пасху», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах»;
И. Крамской «Христос в пустыне», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова»
Тема Портрет в русской живописи
Понятия: цветовое решение портрета, композиция портрета, лаконизм, психологизм в портрете
Произведения:
И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова»;
И. Е. Репин «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова», «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет Н. И. Пирогова»
Тема Пейзаж в русской живописи
Понятия: «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм национальный пейзаж, композиция пейзажа, психологизм пейзажа
Произведения:
И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна – большая вода», «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем»;
И. Шишкин «Рожь», «В сосновом лесу»;
Ф. Васильев «Мокрый луг», «Оттепель»;
А. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре»;
В. Поленов «Московский дворик»
И. Левитан «У омута», «Над вечным покоем»;
И. Шишкин «Рожь», «В сосновом лесу»;
Ф. Васильев «Мокрый луг»;
И. Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»
Тема Русский городской и профессиональный романс
Понятия: песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара
Произведения:
М. Глинка «Я помню чудное мгновение» (сл. А. Пушкина), «Ночной смотр» (сл. В. Жуковского), «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника);
А. Даргомыжский «И скучно, и грустно» (сл. М. Лермонтова), «Титулярный советник» (сл. П. Вайнберга);
Н. Римский-Корсаков «Пророк» (сл. А. Пушкина)
ПЕСНИ
«Вечерний звон»; «Вдоль по Питерской»; «Эй, ухнем»; «Степь да степь кругом»;
ГОРОДСКОЙ РОМАНС
П. Булахов «Гори, гори, моя звезда» (сл. В. Чуевского);
Е. Шашина «Выхожу один я на дорогу» (сл. М. Лермонтова);
В. Абаза «Утро туманное»
Тема Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки»
Понятия: «Могучая кучка», музыкальная драма, домашнее музицирование, живопись и музыка (внешнее и внутреннее), саксофон
Произведения:
А. Бородин симфония № 2 (си-минор) «Богатырская», ч. 1
«Князь Игорь», хор «Солнцу красному слава!», ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»;
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»: вступление к опере, каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа», сцена таяния Снегурочки и заключительный хор, «Сказка о царе Салтане, полет шмеля; «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индейского гостя, песня Веденецкого гостя
Тематический план
Тематический план включает в себя основное содержание всех тем курса с указанием времени на их изучение. Курс рассчитан на 17 часов.
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
Введение | ||
1. | Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры. | 1 |
Культура русского быта ХIХ века (6 часов) | ||
2. | Дворянские гнезда. Быт русской усадьбы. Сады и парки | 1 |
3. | Костюм Нового времени | 1 |
4. | Светская жизнь и ее формы: балы, маскарады, парады. | 1 |
5. | Жизнь на грани поединка. Русская дуэль. | 1 |
6. | Две дуэли (по романам Л.Н.Толстого «Война и мир» и И.С.Тургенева «Отцы и дети») | 1 |
7. | Русская охота | 1 |
Образование в России (1 час) | ||
8. | Сословный характер образования в России ХIХ века | 1 |
Театральная жизнь России ХIХ века (2 часа) | ||
9 | Домашние (крепостные), публичные театры в России | 1 |
10. | Профессиональный театр в России ХIХ века | 1 |
Художественное искусство и архитектура ХIХ века (4 часа) | ||
11. | «Музыка в камне» ХIХ века. Развитие русской архитектуры на примере Москвы и Петербурга. | 1 |
12. | Академизм и антиакадемизм в русской живописи. Явление меценатства в России | 1 |
13. | Портрет в русской живописи | 1 |
14. | Пейзаж в русской живописи | 1 |
Музыкальная жизнь ХIХ века (2 часа) | ||
15. | Русский городской и профессиональный романс | |
16. | Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки» | 1 |
Зачет по элективному курсу (1 час) | ||
17. | Творческий марафон | 1 |
Литература для учителя и учащихся
- Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. 1983.
- Беньяш Р. М. Катерина Семёнова. – Л.: Искусство, 1987. – 230 с.,64 ил., порт.
- Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1984
- Ефремова Л. А. Портрет в русской живописи. – М.: Олма-пресс Образование, 2004. – 96 с. - (Галерея мировой живописи).
- Иванова Ю. А., Казмирчук О. Ю., Кондратович Н. А., Корсунская Э. А. Жанровые сцены (1 часть). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).
- Иванова Ю. А., Кондратович Н. А. Жанровые сцены (2часть). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).
- Киреева Е.В. История костюма. М., 2003.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
- Манин В. С. Иван Шишкин. – М.; Слово/SLOVO, 1997.- 96 с., ил. – (Картинная галерея).
- Мир русской усадьбы. Каталог. Л.-М. 1995.
- Низовский А. Ю. Усадьбы России. / А. Низовский. – М.: Вече, 2005. – 320 с.: ил. – (Наши традиции).
- Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб., 1996.
- Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. М., 1993.
- Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся/ М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.; Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по литературе
Характеристика учебного предмета ( виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий )...
Пояснительная записка к элективному курсу "Сочинение в жанре письма"
Пояснительная записка....
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к программе по литературе для 7 класса
Пояснительная записка содержит цели и задачи в обучении литературе, календарно-тематическое планирование, перечень учебников и медиаресурсов....
пояснительная записка к КТП 7 литература
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта 2010 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литератур...
Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Пояснительная записка к элективному курсу по истории "История в лицах. Россия XX век"
Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы "Исторические личности и их роль в истории". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью след...