Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТ
Почему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и применения его на уроках, во-вторых, использовать интерес к нему детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.
ИКТ играют определенную роль в развитии личности, в частности дают школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивают максимальную свободу выбора, активизацию творчества; позволяют повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.
Учитель может использовать ИКТ:
- при планировании;
- при подготовке уроков;
- в дополнительном образовании (презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям);
- в проектной деятельности (поиск информации, ее обработка, создание презентаций);
- на уроке (и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний). Это могут быть создание таблиц, схем, диаграмм. иллюстраций к произведениям, модулей, работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися), работа с видеотрывками в компьютерных программах.
Во внеурочной деятельности - поиск в Интернете информации, иллюстраций, музыки к произведениям, биографических сведений о писателях, в словарях – значения каких-то слов, понятий, отрывков из статей о творчестве писателей, информации о музеях и т.д.; портретов писателей, фотографий памятников и т.д.; иллюстраций картин к стихотворениям, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д., создание минипроектов, иллюстраций, мультфильмов, сказок, различных пособий для урока и т.д.
Для примера представлен план открытого урока в 10 классе по литературе в интеграции с ИКТ по теме: «Путь исканий Пьера Безухова», основная цель которого формирование и развитие у учащихся общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе (работа в Exсel); развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения; развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности, Следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 705.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект интегрированного урока по литературе и ИКТ по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Цель урока: учебная – формирование у учащихся умения применять знания, полученные на уроках информатики, на уроках литературы (работа в Exсel); развитие умений работать с информацией, полученной на уроке, подобранной дома и найденной в Интернете; развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения.
развивающая – развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности; развитие речи, интереса, памяти и воображения через использование методики создания и защиты своих работ, проверки имеющихся знаний и выполнения других задач; развитие презентативных умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе.
воспитательная – воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях (создание схемы в Excel), умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание чувства уважения к жизни другого человека, понимания, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработка своего отношение к позиции автора.
Оснащение урока: доска с названием темы, целью, стоящей перед учащимися, опорными фразами, высказывание Толстого (слайд из «Школы Кирилла и Мефодия», выведенный на экран; см. Приложение 1), экран, проектор, оснащенные рабочие места (индивидуальные компьютеры)
Ход урока | |
1.Повторение пройденного материала. | Беседа по вопросам. Что такое «диалектика души» по Толстому? ( Ребята отмечают, что «диалектика» - это развитие, и говорят о том, что любимые герои Толстого проходят свой путь развития, душа их ищет, развивается, идет к совершенствованию через взлеты и падения, ошибки и победы). Что обозначает фраза Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». (Учащиеся должны увидеть соответствие содержания этой фразы с понятием «диалектика души» и пояснить образные выражения). |
2.Сообщение темы и цели урока. | Мы должны, следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора. А для удобства разговора вычертить этот путь при помощи возможностей Excel. |
3.Изложение программного материала. | Любимые герои Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Мы уже с вами анализировали путь исканий князя Андрея, а сегодня попробуем проанализировать духовные искания Пьера Безухова. |
4.Работа с текстом романа. | Но начнем мы, как всегда, с описания внешности героя. Найдите в тексте 1 тома портрет Пьера и объясните, чем герой отличается от других. (Учащиеся говорят о его внешней неповоротливости, громоздкости, неуклюжести и в то же время о его искренности, непосредственности, душевности, открытости, наивности. Этим герой разительно отличается от всего света (за исключением князя Андрея). |
5.Использование для работы домашнего задания (поиск в Интернете портретов Пьера Безухова) | Кроме этого, вы дома искали портреты героя. Сейчас ваша задача определить, какой из портретов больше подходит под описание Толстого и почему. (По мере выступления детей на экране появляется портрет, о котором идет речь). (См. Приложение 2). |
6.Основная часть (работа на компьютере по двое) | В Exсel создать по домашним заготовкам (составление таблицы: соответствие этапам жизненного пути глав романа) путь исканий Пьера (схема) (См. Приложение 3.) |
7.Защита проектов (проект выводится на экран) | Во время защиты учащиеся объясняют, почему они расположили точки именно так, что происходило с героем в это моменты. Остальные слушатели вносят свои коррективы, задают вопросы. |
8. Показ отрывка из к/ф «Война и мир» (Пьер в Москве) | Какие качества Пьера наиболее ярко проявляются в этом отрывке? (Учащиеся отмечают его любовь к людям, желание им помочь, патриотизм, близость к простому народу, способность Пьера чужую боль почувствовать как свою). |
9. Итог урока | Для вывода давайте соотнесем фразы, написанные на доске, с основными этапами жизни Пьера. 1.«…вы видите, какой я добрый и славный малый…» (начало пути) 2 . «С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать» (женитьба Пьера, его жизнь в свете, разрыв с женой) «…самого себя довести до высшей степени совершенства» (Пьер в масонском обществе) «Жизнь есть все. Жизнь есть бог» (Пьер на Бородинском сражении, в Москве, в плену, в декабристском обществе). |
10. Вывод. | Жизненный путь любимых героев Толстого – это путь духовных исканий, ведущих к простоте, добру и правде». Каждый из них «всеми силами души» ищет одного: «быть вполне хорошими». Это обычные люди, и им не удается избежать ошибок. Однако, по мнению Толстого, лучше двигаться вперед и ошибаться, чем остановиться в духовном развитии: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная пустота». |
11. Домашнее задание | В Школе информатизации задание (ответ на вопрос: «Докажите, что Пьер Безухов – воплощение милосердия, добра и любви ко всем людям») |
Варианты работ учащихся
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Пути исканий Пьера Безухова.
Пьер Безухов - носитель высоких нравственных идеалов.В его жизни больше ошибок, разочарований, потому что он добрее и доверчивее Андрея Болконского....
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»
Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война ...