Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТ

Почему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и применения его на уроках, во-вторых, использовать интерес к нему детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить  долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.

ИКТ  играют определенную роль в развитии личности, в частности дают  школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивают максимальную свободу выбора, активизацию творчества; позволяют повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.

Учитель может использовать ИКТ:

- при планировании;

- при подготовке уроков;

- в дополнительном образовании (презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям);

- в проектной деятельности (поиск информации, ее обработка, создание презентаций);

 - на уроке (и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний). Это могут быть создание таблиц, схем, диаграмм. иллюстраций к произведениям, модулей, работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися), работа с видеотрывками в компьютерных программах.

Во внеурочной деятельности -  поиск в Интернете информации, иллюстраций, музыки к произведениям, биографических сведений о писателях, в словарях – значения каких-то слов, понятий, отрывков из статей о творчестве писателей, информации о музеях и т.д.; портретов писателей, фотографий памятников и т.д.; иллюстраций картин к стихотворениям, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д., создание минипроектов, иллюстраций, мультфильмов, сказок, различных пособий для урока и т.д.

Для примера представлен план открытого урока в 10 классе по литературе в интеграции с ИКТ по теме: «Путь исканий Пьера Безухова», основная цель которого формирование и развитие у учащихся общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе (работа в Exсel);  развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения; развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности, Следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать  чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx705.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного урока по литературе и ИКТ по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)

Цель урока: учебная – формирование у учащихся умения применять знания, полученные на уроках информатики, на уроках литературы (работа в Exсel); развитие умений работать с информацией, полученной на уроке, подобранной дома  и найденной в Интернете; развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения.

развивающая – развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности; развитие речи, интереса, памяти и воображения через использование методики создания и защиты своих работ, проверки имеющихся знаний и выполнения других задач; развитие презентативных умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе.

воспитательная – воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях (создание схемы в Excel), умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание чувства уважения к жизни другого человека, понимания, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработка своего отношение к позиции автора.

Оснащение урока: доска с названием темы, целью, стоящей  перед учащимися, опорными фразами, высказывание Толстого (слайд из «Школы Кирилла и Мефодия», выведенный на экран; см. Приложение 1),  экран, проектор, оснащенные рабочие места (индивидуальные компьютеры)

                                                            Ход урока

1.Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам.

Что такое «диалектика души» по Толстому?

( Ребята отмечают, что «диалектика» - это развитие, и говорят о том, что любимые герои Толстого проходят свой путь развития, душа их ищет, развивается, идет к совершенствованию через взлеты и падения, ошибки и победы).

Что обозначает фраза Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

(Учащиеся должны увидеть соответствие содержания этой фразы с понятием «диалектика души» и пояснить образные выражения).

2.Сообщение темы и цели урока.

Мы должны, следуя за героем по страницам романа, понять,  какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать  чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора. А для удобства разговора вычертить этот путь при помощи возможностей Excel.

3.Изложение программного материала.

Любимые герои Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Мы уже с вами анализировали путь исканий князя Андрея, а сегодня попробуем проанализировать духовные искания Пьера Безухова.

4.Работа с текстом романа.

Но начнем мы, как всегда, с описания внешности героя. Найдите в тексте 1 тома портрет Пьера и объясните, чем герой отличается от других.

(Учащиеся говорят о его внешней неповоротливости, громоздкости, неуклюжести и в то же время о его искренности, непосредственности, душевности, открытости, наивности. Этим герой разительно отличается от всего света (за исключением князя Андрея).

5.Использование для работы домашнего задания (поиск в Интернете портретов Пьера Безухова)

Кроме этого, вы дома  искали портреты героя. Сейчас ваша задача определить, какой из портретов больше подходит под описание Толстого и почему. (По мере выступления детей на экране появляется портрет, о котором идет речь).

(См. Приложение 2).

6.Основная часть (работа на компьютере по двое)

В Exсel создать по домашним заготовкам (составление таблицы: соответствие этапам жизненного пути глав романа) путь исканий Пьера (схема) (См. Приложение 3.)

7.Защита проектов (проект выводится на экран)

Во время защиты учащиеся объясняют, почему они расположили точки именно так, что происходило с героем в это моменты. Остальные слушатели вносят свои коррективы, задают вопросы.

8. Показ отрывка из к/ф «Война и мир» (Пьер в Москве)

Какие качества Пьера наиболее ярко проявляются в этом отрывке?

(Учащиеся отмечают его любовь к людям, желание им помочь, патриотизм, близость к простому народу, способность Пьера чужую боль почувствовать как свою).

9. Итог урока

    Для вывода давайте соотнесем фразы, написанные на доске, с основными этапами жизни Пьера.

1.«…вы видите, какой я добрый и славный малый…» (начало пути)

 2 .  «С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать» (женитьба Пьера, его жизнь в свете, разрыв с женой)

  «…самого себя довести до высшей степени совершенства» (Пьер в масонском обществе)

«Жизнь есть все. Жизнь есть бог» (Пьер  на Бородинском сражении, в Москве, в плену, в декабристском обществе).

10. Вывод.

Жизненный путь любимых героев Толстого – это путь духовных исканий, ведущих к простоте, добру и правде». Каждый из них «всеми силами души» ищет одного: «быть вполне хорошими». Это обычные люди, и им не удается избежать ошибок. Однако, по мнению Толстого, лучше двигаться вперед и ошибаться, чем остановиться в духовном развитии: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная пустота».

11. Домашнее задание

В Школе информатизации задание (ответ на вопрос:  «Докажите, что Пьер Безухов – воплощение милосердия, добра и любви ко всем людям»)

Варианты работ учащихся

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Пути исканий Пьера Безухова.

Пьер Безухов - носитель высоких нравственных идеалов.В его жизни больше ошибок, разочарований, потому что он добрее и доверчивее Андрея Болконского....

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...

ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война ...