Пути исканий Пьера Безухова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Пьер Безухов - носитель высоких нравственных идеалов.В его жизни больше ошибок, разочарований, потому что он добрее и доверчивее Андрея Болконского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл per_bezukhov.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Пути исканий Пьера Безухова.

Цель урока: познакомить учащихся с толстовским героем – носителем высоких нравственных идеалов, помочь разобраться в его характере;

Проследить путь исканий этого героя;

Воспитывать учащихся в духе патриотизма и гуманизма на примере этого героя.

Ход урока.

  1. Проверка д/з. Этапы жизненного пути А. Болконского, отметить духовные кризисы и возрождения.

  • Проблемный вопрос. Почему умирает А. Б.?

    А) социальные проблемы:  аристократ, но в обществе скучно, но от народа далёк (пример с прудом, брезгует купаться с солдатами) ;

Б) недосягаемые ценности, которые поманили, позвали, но остались недосягаемые (любовь земная – невозможна, слава – ничто)

В) чувство связи со всеми, всепрощающую христианскую любовь испытывает лишь тогда, когда отрекается от жизни. Отказываясь от личного, А. перестаёт жить, и наоборот, едва лишь в нём просыпается чувство личной любви к Наташе, втягивающее его в земную жизнь, как мгновенно у А. исчезает чувство связи со всеми. Быть частицей целого князь А. не может – несовместимо для него.)

Новая тема.

Как и у А. Б. вся жизнь Пьера- поиски смысла жизни.

  • В/К Больше или меньше ошибок, заблуждений, разочарований в его жизни? Почему

 (Больше. Добрее, доверчивее)

  • Какие вопросы волновали П. всю жизнь?                   ---Стр. 50, 55  Т 2.

  • Где впервые встречаемся с Пьером? Какое впечатление он произвёл и почему?

                                                                                                  Т 1 Стр. 11, 23, 25.

А А. Болконский  о нём?         (Ты один живой человек среди нашего света)  Почему? (Нет корысти, личного интереса, не заискивает , нет  авторитетов)

  • В чём заключались его заблуждения?

1) Попойки с Анатолем Курагиным, Долоховым.                   Т 1.  Стр. 32, 36, 50.

 

2) Женитьба на Элен                                                       Т 1 Стр. 192, 193, 196, Т. 2. Стр. 135

                                                                                            Т. 2. Стр. 22-24.

3) Дуэль с Долоховым                                                 Т. 2. Ч. 1. Гл. 5.

4) Вступление в масонскую ложу.                    

  • Что привело его к этому                        Т. 2.  Стр. 59

А) (Хочет понять, что дурно, что хорошо, что надо любить и ненавидеть, для чего надо жить и что такое я, что такое жизнь, что смерть.)

Б) масонство ему представлялось братством людей, соединённых целью поддерживать друг друга на пути добродетелей.

Добродетели эти были                                           Т 2. Стр 59

Кажется, идеи неплохие, и Пьер говорит: «Да…кажется для этого надо жить»

Вдохновленный, П. решает начать преобразования  в деревне: освободить крестьян от крепостной зависимости, женщины с детьми не должны посылаться на работу, построить школы, больницы, приюты. Он ездит по деревням, ео встречают с хлебом-солью.

НО! Везде был обман.                                            Т. 2.  Стр. 80

Но и в масонстве он не нашёл себя, видит, что всё это подставное, обман.     Т. 2 стр. 221  

                                                                                                                   130,    223.

Наступает очередной кризис в душе Пьера, на него находит тоска               Т. 2. Стр. 224

  • Каково его отношение к войне, на которую стремится Б.?

Обратимся к войне 1812 года, к Боодинское сражение.

  • С какой целью отправляется П. на Бородинское поле? (посмотреть)
  • Что видит он по дороге из Можайска? (большое количество раненых, повязанных, окровавленными тряпками тряпками, и все с детским любопытством смотрели на белую шляпу П. и зелёный фрак.                          
  • Проблемный вопрос.  Для чего вводит этот эпизод? Что хотел показать Т., изображая белую шляпу П.?                        Т.3 Стр. 145.

  • Какое значение имело его наблюдение на Бородинском поле?

                                                                                    Т.3 Стр. 171, 172

  • Что понял П., что вынес из сражения, глядя на солдат?           Т.3 Стр 219-220.

Пьер, в отличие от А. Б. сумел соединить в душе своей любовь ко всем, слился с солдатами, не брезгует есть облизанной ложкой кавардачок.            Т 3 стр 218

 Понял, что простота, правда и сила за простыми людьми               Т 3 стр 269

  • В осаждённой Москве у Пьера появляется мысль убить Наполеона, так как считает, что он несёт несчастье людям .                                               Т 3 Стр 270

Он старается быть ближе к простым людям, спасает девочку во время пожара, помогает армянской семье.                                                             Т 3 Стр 296, 298

  • Как повлиял на его плен? Что он испытал и к каким мыслям он пришёл?

Во время расстрела пленных П. ощутил в себе утрату в прежние идеалы  Т 4 Стр 34.

  • Духовное перерождение П. началось ещё при встрече с солдатами, когда он понял, что нужно быть такими как они и  завершается встречей в плену с Платоном Каратаевым- простым срлдатом, воплощением всего русского, доброго, круглого.

П. видит размеренность и аккуратность в движениях П. К., даже когда тот раздевается  и сушит обувь. Что-то приятное и успокаивающее почувствовал П. в его размеренных и круглых движениях.                                                           Т. 4 Стр. 34

Но главное, что покоряет П. в этом человеке-это любовное отношение к миру, это любовь благоговейная.                                                                   Т 4 Стр 35

Этот человек обладает особым даром любви, которая исцеляющее подействовала на П.

Каратаев-символ воплощения мирных свойств крестьянского характера, «непостижимое, круглое и вечное олицетворение духа простоты, добра и правды» Это человек, способный выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь. В нём торжествует жизнелюбивая религиозность, основанная на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру, не требующей никаких наград.             Т.4  Стр. 37.

Общение  с П. К. приводит П. к более глубокому пониманию смысла жизни: «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой. На каких-то незыблемых основах воздвигался в его душе.»                                                                      Т4. Стр34.

  • В чём же нашёл смысл жизни Пьер?              Т. 4 Стр. 117.

Пьеру открывается в плену тайна народной веры в бога, основанной не на отречении от мира (как у А. Б. ), а на деятельной любви к нему.  Полное согласие индивидуального с миром .                                                                                Т4. Стр 121-122.

Христианские чувства , Б. в минуты  смерти представляются Т. слишком аристократичными и надменными по отношению ко всему мирскому, интимному, чем живёт человек.

Христианство Каратаева и Пьера нисходит в мир, освещает жизнь, любовь, семейные отношения. Т. призывает читателя полюбить мир.

Пройдя через плен, приняв каратаевский взгляд на мир, Пьер________Т.4 Стр 157

  • Что озаряло всегда жизнь Пьера, несмотря на то, что он и не знал об этом?

                                                                                              Т. 2 Стр. 271-272.

                                                                                             ( любовь к Наташе Р.)

  • Как можно оценить его поведение на балу?       Т 2 Стр 153
  • Каково было его состояние после сватовства А. Болконского  к Наташе и почему? Т.2 Стр 221, 271

Проанализировать диалог П. с Курагиным.  Как этот поступок характеризует его?

                                                                                                            Т. 2 Стр. 275.

Пьер решил для себя: «Надо…, чтобы быть с нею мужем и женой» Т4. Стр. 171, 174.

  • Каким мы видим П. в эпилоге?                               Стр 204.

  • Завершился ли путь исканий П. Б. ?

( посмотрим на стрелки графика, сравнить с Болконским, мы узнаём в эпилоге, что Пьер посещает какие-то кружки, возможно, он будет один из декабристов)

Д/З   Подготовить сообщение о нравственных исканиях Пьера Безухова  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».

Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТПочему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и прим...

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...

ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война ...

Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"

Презентация к уроку литературы в 10 классе  " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе  "Война и мир"....