Пути исканий Пьера Безухова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Пьер Безухов - носитель высоких нравственных идеалов.В его жизни больше ошибок, разочарований, потому что он добрее и доверчивее Андрея Болконского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
per_bezukhov.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пути исканий Пьера Безухова.
Цель урока: познакомить учащихся с толстовским героем – носителем высоких нравственных идеалов, помочь разобраться в его характере;
Проследить путь исканий этого героя;
Воспитывать учащихся в духе патриотизма и гуманизма на примере этого героя.
Ход урока.
- Проверка д/з. Этапы жизненного пути А. Болконского, отметить духовные кризисы и возрождения.
- Проблемный вопрос. Почему умирает А. Б.?
А) социальные проблемы: аристократ, но в обществе скучно, но от народа далёк (пример с прудом, брезгует купаться с солдатами) ;
Б) недосягаемые ценности, которые поманили, позвали, но остались недосягаемые (любовь земная – невозможна, слава – ничто)
В) чувство связи со всеми, всепрощающую христианскую любовь испытывает лишь тогда, когда отрекается от жизни. Отказываясь от личного, А. перестаёт жить, и наоборот, едва лишь в нём просыпается чувство личной любви к Наташе, втягивающее его в земную жизнь, как мгновенно у А. исчезает чувство связи со всеми. Быть частицей целого князь А. не может – несовместимо для него.)
Новая тема.
Как и у А. Б. вся жизнь Пьера- поиски смысла жизни.
- В/К Больше или меньше ошибок, заблуждений, разочарований в его жизни? Почему
(Больше. Добрее, доверчивее)
- Какие вопросы волновали П. всю жизнь? ---Стр. 50, 55 Т 2.
- Где впервые встречаемся с Пьером? Какое впечатление он произвёл и почему?
Т 1 Стр. 11, 23, 25.
А А. Болконский о нём? (Ты один живой человек среди нашего света) Почему? (Нет корысти, личного интереса, не заискивает , нет авторитетов)
- В чём заключались его заблуждения?
1) Попойки с Анатолем Курагиным, Долоховым. Т 1. Стр. 32, 36, 50.
2) Женитьба на Элен Т 1 Стр. 192, 193, 196, Т. 2. Стр. 135
Т. 2. Стр. 22-24.
3) Дуэль с Долоховым Т. 2. Ч. 1. Гл. 5.
4) Вступление в масонскую ложу.
- Что привело его к этому Т. 2. Стр. 59
А) (Хочет понять, что дурно, что хорошо, что надо любить и ненавидеть, для чего надо жить и что такое я, что такое жизнь, что смерть.)
Б) масонство ему представлялось братством людей, соединённых целью поддерживать друг друга на пути добродетелей.
Добродетели эти были Т 2. Стр 59
Кажется, идеи неплохие, и Пьер говорит: «Да…кажется для этого надо жить»
Вдохновленный, П. решает начать преобразования в деревне: освободить крестьян от крепостной зависимости, женщины с детьми не должны посылаться на работу, построить школы, больницы, приюты. Он ездит по деревням, ео встречают с хлебом-солью.
НО! Везде был обман. Т. 2. Стр. 80
Но и в масонстве он не нашёл себя, видит, что всё это подставное, обман. Т. 2 стр. 221
130, 223.
Наступает очередной кризис в душе Пьера, на него находит тоска Т. 2. Стр. 224
- Каково его отношение к войне, на которую стремится Б.?
Обратимся к войне 1812 года, к Боодинское сражение.
- С какой целью отправляется П. на Бородинское поле? (посмотреть)
- Что видит он по дороге из Можайска? (большое количество раненых, повязанных, окровавленными тряпками тряпками, и все с детским любопытством смотрели на белую шляпу П. и зелёный фрак.
- Проблемный вопрос. Для чего вводит этот эпизод? Что хотел показать Т., изображая белую шляпу П.? Т.3 Стр. 145.
- Какое значение имело его наблюдение на Бородинском поле?
Т.3 Стр. 171, 172
- Что понял П., что вынес из сражения, глядя на солдат? Т.3 Стр 219-220.
Пьер, в отличие от А. Б. сумел соединить в душе своей любовь ко всем, слился с солдатами, не брезгует есть облизанной ложкой кавардачок. Т 3 стр 218
Понял, что простота, правда и сила за простыми людьми Т 3 стр 269
- В осаждённой Москве у Пьера появляется мысль убить Наполеона, так как считает, что он несёт несчастье людям . Т 3 Стр 270
Он старается быть ближе к простым людям, спасает девочку во время пожара, помогает армянской семье. Т 3 Стр 296, 298
- Как повлиял на его плен? Что он испытал и к каким мыслям он пришёл?
Во время расстрела пленных П. ощутил в себе утрату в прежние идеалы Т 4 Стр 34.
- Духовное перерождение П. началось ещё при встрече с солдатами, когда он понял, что нужно быть такими как они и завершается встречей в плену с Платоном Каратаевым- простым срлдатом, воплощением всего русского, доброго, круглого.
П. видит размеренность и аккуратность в движениях П. К., даже когда тот раздевается и сушит обувь. Что-то приятное и успокаивающее почувствовал П. в его размеренных и круглых движениях. Т. 4 Стр. 34
Но главное, что покоряет П. в этом человеке-это любовное отношение к миру, это любовь благоговейная. Т 4 Стр 35
Этот человек обладает особым даром любви, которая исцеляющее подействовала на П.
Каратаев-символ воплощения мирных свойств крестьянского характера, «непостижимое, круглое и вечное олицетворение духа простоты, добра и правды» Это человек, способный выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь. В нём торжествует жизнелюбивая религиозность, основанная на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру, не требующей никаких наград. Т.4 Стр. 37.
Общение с П. К. приводит П. к более глубокому пониманию смысла жизни: «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой. На каких-то незыблемых основах воздвигался в его душе.» Т4. Стр34.
- В чём же нашёл смысл жизни Пьер? Т. 4 Стр. 117.
Пьеру открывается в плену тайна народной веры в бога, основанной не на отречении от мира (как у А. Б. ), а на деятельной любви к нему. Полное согласие индивидуального с миром . Т4. Стр 121-122.
Христианские чувства , Б. в минуты смерти представляются Т. слишком аристократичными и надменными по отношению ко всему мирскому, интимному, чем живёт человек.
Христианство Каратаева и Пьера нисходит в мир, освещает жизнь, любовь, семейные отношения. Т. призывает читателя полюбить мир.
Пройдя через плен, приняв каратаевский взгляд на мир, Пьер________Т.4 Стр 157
- Что озаряло всегда жизнь Пьера, несмотря на то, что он и не знал об этом?
Т. 2 Стр. 271-272.
( любовь к Наташе Р.)
- Как можно оценить его поведение на балу? Т 2 Стр 153
- Каково было его состояние после сватовства А. Болконского к Наташе и почему? Т.2 Стр 221, 271
Проанализировать диалог П. с Курагиным. Как этот поступок характеризует его?
Т. 2 Стр. 275.
Пьер решил для себя: «Надо…, чтобы быть с нею мужем и женой» Т4. Стр. 171, 174.
- Каким мы видим П. в эпилоге? Стр 204.
- Завершился ли путь исканий П. Б. ?
( посмотрим на стрелки графика, сравнить с Болконским, мы узнаём в эпилоге, что Пьер посещает какие-то кружки, возможно, он будет один из декабристов)
Д/З Подготовить сообщение о нравственных исканиях Пьера Безухова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».
Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТПочему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и прим...
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".
Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....
Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»
Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война ...
Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"
Презентация к уроку литературы в 10 классе " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир"....