ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
(Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
(Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст произведения (1 , 2 т.), иллюстрации.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Тема урока, постановка цели.
- Вопросы на знание текста.
- Чтение и анализ отдельных эпизодов:
- Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи французской революции.
- Дружба Пьера с князем Андреем.
- У Анатоля Курагина.
- Наследник ( эпизод с портфелем ).
- Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
- В среде масонов.
- Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян. На пароме с А. Болконским.
- Неудовлетворённость деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
- Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис.
- Вспыхнувшее чувство к Наташе.
5. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Тема урока «Путь идейно –нравственных исканий Пьера Безухова». Цель урока : через чтение и анализ эпизодов раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.
- Вопросы на знание текста романа.
Вы к сегодняшнему уроку должны были ознакомиться с главами, в которых речь идёт о Пьере Безухове. Я хочу предложить вам несколько вопросов на знание текста с целью, чтобы вы сами для себя отметили, насколько профессиональны вы как читатели.
- При каких обстоятельствах в романе впервые появляется Пьер Безухов?
- Как были наказаны за историю с квартальным Анатоль Курагин, Долохов и Пьер Безухов?
- Как изменилось положение Пьера со смертью отца?
- Какое событие произошло в жизни Пьера? ( т. 1 ч.3 )
- Каковы обстоятельства дуэли Пьера с Долоховым?
- О чём говорили князь Андрей и Пьер на пароме в Богучарове?
- Хозяйственная деятельность Пьера в киевских имениях. В чём она заключалась? ( т.2 ч.2 гл.10 )
- В каком эпизоде выясняется, что Пьер не умеет обращаться с оружием?
(дуэль с Долоховым; Пьер спрашивает у секунданта, куда нужно нажимать).
- Повествование в романе строится с позиции авторского всеведения. Однако целый ряд эпизодов « увиден глазами персонажей ». Приведите пример эпизодов, увиденных глазами Пьера ( Бородинское сражение ).
4.Чтение и анализ отдельных эпизодов.
Сегодня мы с вами попытаемся прочитать эти главы с литературоведческой точки зрения, дать оценку образу Пьера Безухова. Обращаясь к ряду эпизодов, вы поймёте, насколько всё значимо в романах Толстого, насколько важна каждая деталь в тексте его произведений.
Одним из важнейших свойств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.
Его любимые герои – Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определённый перелом.
Мы уже познакомились с духовными исканиями Андрея Болконского. Подобно князю Андрею, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Пьер шёл по иным жизненным дорогам, иные испытания он перенёс, но им тоже всегда руководило желание быть хорошим.
- Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи французской революции.
- Где мы впервые знакомимся с героем? Найдите страницы в романе, зачитайте, на что нужно обратить внимание, на что сделать акцент; что выделить, что нам поможет в оценке героя.
- Что и как говорит о Пьере Толстой?
- Чем выделяется среди гостей Пьер?
- Пьер в оценке других героев.
- Что говорят или думают о Пьере гости салона и сама хозяйка?
- Как относится к Пьеру Андрей Болконский? Какие слова в тексте являются тому подтверждением?
- Какая улыбка у Пьера?
Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. В салоне А. П. Шерер Пьер защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нём главу революционной Франции.
Чувствуется, что Пьер особенно дорог автору. Толстой говорит о своём герое, как говорит о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Нечто отцовское слышится и в доброй иронии автора, часто свойственной словам его о Пьере.
Пьер – незаконный сын графа Безухова, известного екатерининского вельможи, ставший наследником титула и огромного состояния, «массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках», его отличает умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд. Он умён, склонен к философским рассуждениям, мягок и добросердечен, сострадателен к другим, добр, непрактичен и подвержен страстям. Ему характерна непосредственнось, искренность, горячность; он не будет вести разговоры лишь для времяпрепровождения. А. Болконский характеризует Пьера как единственного
« живого человека » среди всего света.
- Дружба Пьера с князем Андреем.
(очень важный момент в жизни Пьера)
Т. 1 ч. 1 гл. 5, 6 Разговор Пьера и князя Андрея.
- О чём они беседуют?
- Каково отношение А. Болконского к Пьеру в данном эпизоде?
- Как Пьер относится к Болконскому?
- Почему Пьер дорожил этой дружбой?
3. У Анатоля Курагина.
Т. 1 ч. 1 гл. 6
- Как изображён здесь Пьер?
- Как к нему относится автор?
В Пьере постоянно идёт борьба духовного с чувственным; внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов. Он поклонник Руссо, Монтескье, увлёкших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании А. Курагина, ведет беспутную жизнь, и здесь в нём проявляется то разгульно – барское начало, воплощением которого был когда-то его отец.
4. Наследник.
- Почему Пьер становится богатым наследником?
- Эпизод с портфелем.
5. Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
- Почему князю Василию и Элен удаётся « окрутить» Пьера?
Под влиянием молодости и окружающей обстановки Пьер совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на Элен ( чувственное одерживает верх над духовным). Но Пьер всё больше осознаёт, что его жена – безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.
Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.
- Как ведёт себя Пьер?
Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрых началах.
- Какой ценой удалось Пьеру вырваться из курагинского плена?
- Объясните внутренний монолог Пьера ( его содержание и построение ) на станции в Торжке.
- Какое состояние Пьера передано сравнением с винтом, вертящимся вхолостую?
( «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» ).
6. В среде масонов.
Т.2 ч.1 гл.6,7 ; ч.2 гл.1-4; ч.3 гл.7
В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева.
- Что привело Пьера к масонам?
- В чём и как эпизод вступления Пьера в масонский орден соотнесён с изображением великосветского салона А. П. Шерер?
- Как понимает учение масонов Пьер?
Пьер задумывается над вопросами о смысле жизни человека.
« Проповедник » ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве, любви.
Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.
7. Хозяйственная деятельность Пьера. На пароме с А. Болконским.
Т. 2 ч. 2 гл. 10
Мечтательный, непрактичный, доверчивый Пьер искренне стремится облегчить положение своих крестьян.
- Расскажите, какие новшества вводит Пьер и к чему это приводит?
- Почему хозяйственная деятельность Пьера оказывается безрезультатной? Почему он терпит неудачу?
Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с А. Болконским. Сцена «На пароме» т. 2 ч. 2 гл. 11,12
- Каков главный вопрос спора?
- На чьей стороне автор?
- Почему этот разговор так важен?
( жизнь для других и жизнь для себя ).
8. Неудовлетворённость деятельностью масонов.
- Почему Пьер разочаровался в масонстве?
Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.
Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли в среду масонов. Многие из них искали средство расширения светских связей. Пьер убеждается, что масонов интересуют не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».
(Эгоистические потребности, прикрытые красивыми словами).
9. Духовный кризис.
( раскрыть понятие )
Пьером владеет глубокая ипохондрия ( «и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого» ). Он опять стал ездить в клуб, много пить. Пьер не видит выхода из сложившейся ситуации, утрачивает смысл жизни, утрачивает идеалы.
10. Любовь к Наташе.
Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающего всё его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чистыми и величественно прекрасными, как звёздное небо с яркой кометой, далёкое от шумных и грязных улиц города.
- Каким предстаёт перед нами Пьер в конце 2 тома?
- Что является тому причиной?
- Каковы жизненные итоги Пьера накануне 1812 года?
5. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...
Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"
Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
"Семейные традиции в художественной литературе" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Урок -диспут по обсуждению проблем семейных ценностей по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Открытый урок литературы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литератур...
Смоленская Икона Божией Матери в православии и в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" (проект)
Проект в рамках Олимпиады "История и культура храмов столицы"-2018, посвященный исследованию роли иконы Смоленской Иконы Божией Матери в православии и в романе Л.Н. Толстого "Война и ми...
Технологическая карта дистанционного урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Тема "Поиски плодотворной жизни Андрея Болконского".
Цель данного урока - анализ образа Андрея Болконского и его деятельности....