"Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
материал (литература, 10 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок38 КБ
Файл Презентация1013.96 КБ

Предварительный просмотр:

"Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Цель:

  1. На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования.
  2. Познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию.
  3. Работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа.
  4. Воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться.
  5. Совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.

Тип урока: Урок-семинар

Оборудование урока:

  1. Материалы фотовыставки “Лев Толстой”
  2. Текст романа

План урока:

  1. Вступительная беседа с учащимися
  2. Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”.
  3. Сообщение “Благотворительная деятельность Пьера”
  4. Сообщение “Любовь в жизни Пьера Безухова”
  5. Сообщение “Пьер на Бородинском поле”
  6. Сообщение “Пьер в плену”
  7. Работа с текстом, обобщение.
  8. Задание на дом
  9. Оценки за урок, комментирование.

Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом..

Оформление доски: “Люди, как реки…” (Л.Толстой);“…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь так просто”. (Л.Толстой);иллюстрации к роману из фотовыставки.

Ход урока

Вступительная беседа

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

- Вот как вы понимаете это высказывание Толстого?

- Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

(“Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…)

- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

Сегодня на семинаре мы и рассмотрим вопрос “Путь исканий Пьера Безухова”.

(Учащиеся записывают тему в тетради, учитель обращает внимание на иллюстрации на доске,которые являются символами сегодняшнего урока, предлагает прочитать и записать эпиграф к уроку;говорит о дальнейшей работе над планом-конспектом в тетрадях).

- Вы помните первое появление Пьера в романе?Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя, обратитесь к 1 главе 1 тома.

Слайд 1-2, 3-4

 Где и когда они успели так близко познакомиться  Пьер и Андрей?

Скоро мы прочтём в письме сестры князя Андрея,что она знает Пьера с детства. Их отцы - старик Болконский и Безухов - екатерининские вельможи;нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что их объединяет?

1. (Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”)

Затем учащимся предлагается открыть т 2,ч 2 (чтение по ролям “Встреча Пьера и Андрея).

- В чём суть спора князя Андрея и Пьера? Чья позиция вам ближе? Почему?

Все русские классики “подвергали проверке”нравственность, степень духовности своих героев.Не отошёл от этого и Толстой. Все его любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский - все они совершали жестокие ошибки.Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня - и потому Толстой не любит их. А те, кого он любит, ошибаются - и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он совершил много нелепых и непоправимых поступков: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем(помните?), поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.

2. (Сообщение “Любовь в жизни Пьера”) Слайд 5,8

Много разочарований испытал Пьер Безухов.Незнание жизни, наивность, простодушие приводят к тому, что терпит крах его попытка улучшить положение крестьян. Поиски истины приводят его к масонству. Слайд7

3. (Сообщение Благотворительная деятельность Пьера Безухова”)

Вы видите, Пьер вновь разочарован, в масонстве он увидел ложь, лицемерие, неспособность и нежелание изменить жизнь. И только сближение с народом в годину тяжёлых для Родины испытаний помогает ему найти выход их тупика. Толстой делает Пьера свидетелем мужества и героизма русских солдат, которые, не думая о славе,сражались и умирали в Бородинской битве.

4.(Сообщение “Пьер на Бородинском поле”) Слайды 9-10

(Горящая Москва. Страдания людей, казни, плен,встречи с простыми людьми - всё это сроднило Пьера с народом. “Солдатом быть, просто солдатом…”. “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”,- думает Пьер.

5.(Сообщение “Пьер в плену”) слайд 12-13

История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом оторванной от народа интеллигенции. Толстой ещё тогда считал, что истина в народе, и потому-то Пьер познал истину,сблизившись с народом. Следует лишь подумать, в той ли части народа нужно искать истину и та ли это истина.

А теперь - внимание! Мы подошли с вами к самому главному и сложному вопросу.

- За что всё-таки осуждали Толстого? Ведь далеко не все были согласны с теорией великого русского писателя?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте скажем,что понял Пьер “всем существом своим, жизнью, находясь в плену”? (Предполагается, что развернётся небольшая дискуссия).

- Каким мы видим в эпилоге Пьера? Кто обратил внимание на краткую выразительную оценку российских порядков, которую дал Безухов? Слайд 14

Итог урока

  1. В чём нашёл смысл жизни Пьер Безухов?
  2. Почему Толстому близок образ Пьера?
  3. Какое значение для нас, читателей 21 века, имеет толстовский критерий красоты?

 Задание на дом.

А) Завершить работу над планом-конспектом, отредактировать записи.

Б) Тема следующего урока “Истинный героизм в изображении Толстого”.

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизненный путь Пьера Безухова

Слайд 2

Первая встреча Женитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном К аратаевым С частливая семейная жизнь

Слайд 3

В салоне Анны Павловны Шерер Неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен.

Слайд 5

Женитьба Пьера на Элен Пьера буквально женят на Элен , фактически без его на то согласия.

Слайд 6

Дуэль с Долоховым “ Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали”. Нерешительность персонажей передает и описание природы — оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Слайд 7

Встреча с Баздеевым - вступление в масонство “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни ”

Слайд 8

Любовь к Наташе Ростовой "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей".

Слайд 9

Пребывание на Бородинском поле

Слайд 10

Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты.

Слайд 12

Встреча с Платоном Каратаевым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».

Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТПочему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и прим...

Пути исканий Пьера Безухова.

Пьер Безухов - носитель высоких нравственных идеалов.В его жизни больше ошибок, разочарований, потому что он добрее и доверчивее Андрея Болконского....

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...

ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война ...

Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"

Презентация к уроку литературы в 10 классе  " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе  "Война и мир"....