Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Конспкт урока, посвященного философской поэзии Ф.И.Тютчева, с презентацией, аудиозаписями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 36
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
НАПРАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЕ
ТЕМА УРОКА: «Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РОМАШКОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Тема урока: «Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева»
Цели и задачи урока: определить, как разрешает философские проблемы бытия в своем творчестве Ф.И.Тютчев, обучение анализу поэтического текста.
Оборудование урока: мультимедиа, презентация, аудиозапись стихотворений Ф.И.Тютчева в исполнении И.Смоктуновского и М.Казакова, звукозапись пьесы Л.В.Бетховена «Silence» ( «Молчание»)
Ход урока
Новый материал.
Презентация. Слайд 1.
Слово учителя. Ф.И.Тютчев был современником многих политических и социальных катастроф, «роковых минут» мира, поэтому творчество поэта насыщено глубокими раздумьями о корнях бытия, о том, какое место занимает человек в этом мире, в чём его предназначение. В поисках ответов Тютчев создал свою концепцию мироздания, свою мифологию, в которой действуют Океан, Солнце, Сон, Смерть, Мать-Земля, Заря, День, Ночь, Рок…
Многие исследователи творчества Тютчева отмечали, что его поэзия – это единое зрелище, мистерия, вселенский спектакль. «То, что происходит перед нашими глазами, уже не действительность, — писал и сам Тютчев. – Это как бы сценическое представление одной большой драмы, задуманной и поставленной по всем правилам искусства».
В центре тютчевской мифологии – первозданный Хаос. Образ Хаоса возник в античности. Его понимали как космическое первоединство, в котором всё погибает и всё рождается вновь.
Хаос – центр мировой системы, созданной Тютчевым. Хаос – изначальная стихия бытия, бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создав цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной, тонкая плёнка, которая не изолирует две эти сферы
Презентация. Слайд 2.
Анализ стихотворения «День и Ночь»
На сколько частей можно поделить стихотворение и почему?
Каким представляет день Тютчев?
Что несет день людям?
Какие слова в первой части стихотворения являются ключевыми по вашему мнению?
Какие средства выразительности использует автор, рисуя день?
Какими словами автор рисует ночь? Что тревожит поэта?
Как вы думаете, какой частью суток управляет Космос, а какой – Хаос? Почему?
Комментарий учителя. В поэзии Тютчева Хаос и Космос являются антиподами: Хаос – беспорядок, плоть, общность, чувства; Космос – порядок, интеллект, индивидуальность, дух, но они друг без друга существовать не могут. Поэзия Тютчева – это диалог и борьба Хаоса и Космоса
Чтение стихотворения «Два голоса». Презентация, слайд 3.
Беседа.
И вновь вопрос: чей голос мы слышим в первой части стихотворения?... чей во второй?...
Мы познакомились на уроке уже с двумя тютчевскими стихотворениями, рисующими картину бытия. Что общего в их архитектонике? (Деление на две части, подобно тому, как мир поделён на Космос и Хаос)
Какая составляющая мироздания в стихотворении «Два голоса» несёт ощущение бесконечных возможностей жизни, а какая - чувство стесненности, ограниченности, временности всякой жизненной формы?
Как вы считаете, почему стихотворение автор заканчивает словами Хаоса:
Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец
(Голос Хаоса звучит ободряющим призывом, исполненным верою в силу духа человечества)
Презентация, слайд 4. Аудиозапись стихотворения «О, вещая душа моя…» в исполнении И.Смоктуновского.
А где ж сам человек? Каким он ощущает себя в этом раздираемом великими силами мире?
(Он тоже, как и этот мир, раздираем между Космосом и Хаосом и ощущает свою душу жилицей двух миров.)
Чтение стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?» в исполнении И.Смоктуновского . Презентация, слайд 5.
Каковы желания лирического героя?
Вывод: человек желает слиться с Хаосом («родным»), но при этом сохранить свою индивидуальность. Он ( человек) стал бесконечно одинок.
Слово учителя. (На фоне пьесы Л.В.Бетховена «Silense») Презентация, слайд 6
Это одиночество – и благо, и трагедия. Благодетельность одиночества в том, что человек в романтическом мире Тютчева – творец, созидающий новый мир: «Есть целый мир в душей твоей / Таинственно-волшебных дум…» . Но эти чувства и мечты недоступны другим, ими можно любоваться только в одиночестве:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
(«Silentium»,1830)
Жизнь человека неизбывно трагична: «Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?» — писал Тютчев. Но неужели нет выхода? Есть!
Презентация, слайд 7
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Вывод. Только вера в Бога, по мнению Тютчева, может дать человеку надежду не стать рабом холодного логичного Космоса и не ввергнуться в бездну страстей Хаоса.
Презентация. Слайд 8.
Слово учителя. Русский философский романтизм достиг в творчестве Тютчева новых высот, раскрыл сложность и противоречивость бытия. На рубеже двух эпох Тютчева объявили своим учителем символисты. Андрей Белый и Владимир Соловьёв видели в нём философа-мыслителя, певца Мировой души. Владимир Брюсов писал: «К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее философское содержание, можно, наконец, остановиться на ее чисто художественных достоинствах. Со всех трех точек зрения, поэзия Тютчева заслуживает величайшего внимания».
Звучит отрывок из пьесы Л.В.Бетховена «Silense» («Молчание»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы.Тени сизые смесились...
Цели:Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…»....
Пейзаж в поэтическом мире Ф.И.Тютчева
Урок литературы в 6-ом классе. Заочное путешествие в музей Ф.И.Тютчева....
«В поэтическом мире Ф.И.Тютчева»
.подготовила: учитель I категорииМБОУ СОШ № 16 г.ВладимирШутова Е.Б. «В поэтическом мире Ф.И.Тютчева»Второе столетие живет литературное наследие Федора Ивановича Тютчева, волнуя читателей поэтиче...
Самый большой урок в мире: Составляющие ЗОЖ
5 секретов ЗОЖ. Игра с использованием мультимедийного оборудования....
Киноуроки в школах России и мира» - важная составляющая воспитания и образования современных школьника. Опыт проведения социальной практики».
Из опыта работы в проекте "О будущем," реализующем систему воспитания "Киноуроки в школах России и мира"...
- Мне нравится (1)