План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации составили основную часть урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «КАРТИНА МИРА В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА»
10 КЛАСС
(урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.)
Целый мир от красоты,
От велика и до мала …
(А.А. Фет. Между 1874 и 1886 гг.)
Цель урока: формирование основ поэтического языка Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Задачи урока:
Обучающие:
- Изучать поэтику Ф. Тютчева и А. Фета на примере стихотворений.
- Попытаться соотнести традиции философской лирики 2/2 XIX века с предшествующими периодами (классицизмом, романтизмом) и литературой XIX века в целом.
- Углублять представление о соотношении художественного мира и лирического героя.
- Учить устанавливать связи литературы с иными гуманитарными (лингвистика, философия, культурология) и образовательными дисциплинами (изобразительное, музыкальное и театральное искусства).
- Положить начало создания иллюстративного сборника Ф. Тютчева и А. Фета.
Развивающие:
- Развивать навыки сопоставительного анализа и сравнения поэтических категорий на примере конкретных стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета.
- Учить пользоваться основными инструментариями стихотворчества.
Воспитывающие:
- Обеспечивать уровни эстетической и нравственной оценки поэтических категорий и самоценности восприятия поэзии Ф. Тютчева и А. Фета.
- Воспитывать нравственное, ценностное и эстетическое чувство – чувство красоты языка.
- Организовывать продуктивную деятельность творческой атмосферы.
Оборудование урока: классная доска, мел, магниты на доску, указка, интерактивная доска, компьютер, проектор, сборники с художественными текстами, словари литературоведческих терминов, рабочая презентация, презентации с подобранным иллюстративным материалом, портреты Ф. Тютчева и А. Фета, музыкальный файл с композицией К. Дебюсси «Лунный свет».
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ученики! Присаживайтесь! Итак, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? Тему и задачи урока вы определите самостоятельно, но перед этим мы послушаем учеников Федора и Ивана. Они подготовили чтение стихотворений. Давайте послушаем их внимательно и попытаемся найти ключевые слова и выражения, которые помогут в формулировке темы. Ключевые слова и выражения вы впишите в листы, которые лежат у вас на столах.
- Подготовка к формулировке темы и задач урока.
[Ученики Федор и Иван в начале урока сидят на стульях в центре класса. После моего приветствия и задания они встают и читают свои тексты. В руках обоих – портреты. Читающий посвящение «Ф.И. Тютчеву» представляет собой человека из эпохи XIX века и держит в руках портрет А.А. Фета. Далее второй ученик – с портретом Ф.И. Тютчева – читает ответное послание: «А.А. Фету». Во время прочтения стихотворений тексты выводятся на экран, чтобы классу было удобнее находить ключевые слова и выражения.]
А.А. Фет. «Тютчеву Ф.И.»
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милой.
Твоей камене - повторять,
Прося стихи - я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу, чтоб ты
Во всех был видах предо мною. -
Вот почему спешу, - поэт!
К тебе я с просьбой и поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
1862
Ф.И. Тютчев. «А.А. Фету»
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
14 апреля 1862
[По окончании чтения стихотворений ученики обмениваются портретами и прикрепляют их на доску магнитами: таким образом, на левой части доски расположен портрет Ф.И. Тютчева, на правой – А.А. Фета. Затем садятся на свои рабочие места.]
Слово учителя:
Итак, какие ключевые слова и выражения вы записали? Что вас затронуло в этих текстах? На какие образы вы обратили внимание?
Предполагаемые ответы учащихся:
Ученики называют слова и выражения, которые они записали: «мой обожаемый поэт», «нарисован Аполлоном», «увлек волшебной силой», «поклонник вечной красоты», «сердечный мой поклон», «в душе я умилен».
[Если учащиеся записали не все слова и выражения, вывожу на экран интерактивной доски вспомогательный слайд с ключевыми словами и фразами: «мой обожаемый поэт», «твой портрет», «нарисован Аполлоном», «мечты твоей полет», «увлек волшебной силой», «поклонник вечной красоты», «давно смиренный пред судьбою»; «сердечный мой поклон», «пусть тебе молча скажет он (портрет)», «дорог был мне той привет», «в душе я умилен».]
Слово учителя:
Молодцы! Правильно все сказали. Посмотрите теперь внимательнее на эти выражения, на обращения… Как поэты обращаются друг к другу? Чем они дороги друг для друга? Чем важны?
Предполагаемые ответы учащихся:
Поэты относятся друг к другу с уважением, с почитанием, Фет уважает Тютчева как более опытного и мудрого поэта, хоть и современника. Выписанные выражения обращают нас к темам, которые являются ключевыми, центральными, основными для поэзии обоих авторов.
- Формулировка темы и задач урока
Слово учителя:
Хорошо, как вы думаете, какую тему мы сегодня берем на изучение? О чем будем говорить?
[Ученики называют варианты: «Мир в поэзии», «Волшебная сила поэзии», «Встреча поэтов»…]
Слово учителя:
Какие вы молодцы! А давайте теперь ваши варианты объединим в один большой и назовем тему: «Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета». Запишите, пожалуйста, на ваши листы. [Одновременно со своими словами вывожу тему на экран, чтобы ученики правильно записали тему.]
Давайте теперь представим, что вы редактор издательства и вам предложили подготовить иллюстративный поэтический сборник, посвященный картине мира и ее изображению. Ребята уже подготовили задание к нашему проекту. Давайте познакомимся с результатами их работы и послушаем – как редакторы на «мозговом штурме» в издательстве – варианты и предложения ваших коллег.
Вашей задачей будет определить темы стихотворений в презентации, занести на ваш «Редакторский лист», отметить ключевые образы, слова, фразы и, наконец, оценить саму презентацию коллег. Приступим…
- Презентация группами учащихся работ-проектов
[По очереди выходят группы-пары со своей презентацией. Презентации заранее копируются в компьютер учителя и находятся в одной папке. Один из учеников представляет проект-презентацию, выразительно читает один из текстов (второй текст читает ассистент), рассказывает о стихотворениях, которые были предложены для анализа, и о результатах работы. Особенно ученик рассказывает о подборке иллюстраций к текстам, объясняет выбор той или иной фотографии /картины /иллюстрации. Второй ученик – ассистент: ассистирует коллеге по проекту за компьютером и переключает слайды. Таким образом, о своих проектах рассказывает четыре группы. Выступление каждой из групп занимает не более 4 минут.]
Презентация 1. Тема: «Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Весенний дождь» и Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
Презентация 2. Тема: «Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» и А.А. Фета «Старые письма».
Презентация 3. Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений «Бессонница» Ф.И. Тютчева и «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А.А. Фета».
Презентация 4. Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений «Среди звезд» А.А. Фета и «Видение» Ф.И. Тютчева».
- Рефлексия класса. Обсуждение презентаций
Слово учителя:
Итак, оцените, пожалуйста, презентацию ребят, своих коллег по издательству. Что вы занесли на «Редакторский лист»? Что вас заинтересовало? Что вас заинтриговало? Испугало? И какие тексты вы бы добавили в формирующийся нами сборник? Поясните, почему?
[Отвечает несколько ребят в течение 5-6 минут. Тексты, выбранные учениками, записываю на широкой части доски: она разделена пополам, на левой части ее – около портрета Ф. Тютчева – записываем названия текстов Тютчева, на левой – соответственно – А. Фета. Таким образом мы формируем текстовый состав сборника.]
Слово учителя:
А теперь вашей задачей будет проиллюстрировать выбранные вами тексты и подготовить иллюстрации для сборника. Это будет вашим домашним заданием. Обратите внимание, что немаловажным для выбора иллюстрации будем текст не только тютчевский, но и фетовский: через сравнение двух текстов, на первый взгляд, абсолютно противоположных, мы понимаем каждый текст особенно. С другой стороны, мы рисуем общую, вселенскую, космическую картину мира, где миры Тютчева и Фета дополняют друг друга.
В заключение хотелось бы дополнить ваше представление о поэзии Тютчева и Фета и о картине мира, нарисованной ими, музыкальной композицией. Мне, например, нравится стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». И я думаю, что произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» наиболее полно и гармонично передает настроение лирического героя и текста. [Слушаем композицию. Во время звучания композиции (секунд через 30 после ее начала) читаю стихотворение А.А. Фета «Весь мир от красоты…», возвращая тем самым к эпиграфу урока.]
***
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Между 1874 и 1886
[Композиция длится 1-1,2 минуты. Выключаю, напоминаю о домашнем задании и завершаю урок.]
Спасибо за урок! До свидания.
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
14 апреля 1862
Презентация 2
* * * (А.А. Фет)
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
< 2 августа 1877 >
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг-
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
<1829>
Презентация 1
Весенний дождь (А.А. Фет)
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
< 1857 >
Весенняя гроза (Ф.И. Тютчев)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
<1828>; начало 1850-х гг.
Презентация 4
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу...
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
<Первая половина 1829>
Среди звезд (А.А. Фет)
Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл.
В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".
< 22 ноября 1876 >
Презентация 2
*** (Ф.И. Тютчев)
Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
И сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой —
И сколько горестных минут,
Любви и радости убитой…
Стоял я, молча, в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени…
<Не позднее апреля 1858>
Старые письма (А.А. Фет)
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
< 1859 >
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»
Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....
Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева
Конспкт урока, посвященного философской поэзии Ф.И.Тютчева, с презентацией, аудиозаписями....
Родная природа в поэзии В.И.Тютчева и А.А.Фета
Учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений...
Урок литературы в 6 классе на тему: «Звуки и краски в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
Урок литературы в 6 классе на тему:«Звуки и краски в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»...
Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
Межпредметные связи в данном уроке помогают в развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; развивают навыки ан...
Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
Межпредметные связи в данном уроке помогают в развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; развивают навыки ан...
Конспект урока "Краски и звуки в поэзии Ф.и.Тютчева и А.А.Фета"
Развитие общекультурной компетентности учащихся; содействовать воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; совершенствование навыков выразительного чтения наизусть стихотворений Тютч...