Урок литературы в 5 классе по теме "Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей.
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Данный урок структурирован с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей.
Тема и номер урока «Мифы народов мира»
Базовый учебник «Литература. 5 класс» под редакцией Б.А.Ланина
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный компьютер, мифологический словарь, учебник «Литература. 5 класс» под редакцией Б.А.Ланина.
Цели урока:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской культуре, к культурам других народов.
Ученик получит возможность использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.)
Метапредметные: развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Ученик получит возможность для формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять сферу своих интересов.
Предметные: понимание связи мифов с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Ученик получит возможностьустанавливать связь между мифами разных народов, вести самостоятельную исследовательскую работу.
Структура и ход урока
- Организационный момент.
- Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель предлагает ученикам посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Возвращение с Олимпа»
http://www.multfilm.ru/file/file_2278.html-
3. После просмотра видеофрагмента учитель предлагает определить жанр произведений, по мотивам которых создан мультфильм.
Ученики выдвигают предположение.
- 4. Учитель организовывает беседу по известному учащимся материалу.
Беседа:
- - Что такое миф?
- Что роднит миф со сказкой?
- Чем они отличаются?
- С мифами каких народов вы познакомились в начальных классах?
- Почему древние люди придумывали мифы?
Ученики вспоминают ранее изученный материал, сопоставляют славянские и древнегреческие мифы, мифы и сказки, формулируют ответы на вопросы учителя.
5. Определение темы и цели урока.
Учитель просит сформулировать тему урока и определить, для чего нужно изучать мифы.
Ученики размышлют, прогнозируют, формулируют тему и цель изучения мифов.
6. Актуализация знаний.
- Учитель предлагает ребятам решить кроссворд.
Кроссворд «Боги и герои Древней Греции».
http://LearningApps.org/display?v=nx00qmbt-
Ученики вспоминают героев мифов, заполняют ответами клетки кроссворда.
Методы: фронтальная работа
7. Изучение нового материала.
- Учитель предлагает учащимся учебно-практическую задачу: сравнить героев различных мифов и письменно ответить на вопросы (в форме таблицы).
Кого и за что наказывали боги? | Кого и за что награждали боги? |
- Методы: индивидуальная работа
Учащиеся сталкиваются с затруднениями в выполнении задания.
Учитель переводит учебно-практическую задачу в учебно-познавательную и предлагает учащимся определить пути решения затруднения.
Ученики предлагают свои пути решения: поиск материала в учебнике, мифологическом словаре, в Интернете.
Для выполнения данного задания учитель советует разделиться на группы, распределить между собой распечатанные из книги Н.А.Куна мифы: «Сизиф», «Тантал», «Тирренские разбойники», «Пигмалион», «Мидас», «Арахна».
Базовый уровень: ученики читают текст мифа, характеризуют героев, оценивают их поступки, заполняют таблицу.
Повышенный уровень: самостоятельно подбирают мифы для заполнения таблицы и дополняют своими примерами.
Учитель наблюдает за работой учащихся, консультирует.
Методы: индивидуальная, групповая, парная.
- Результат взаимодействия: ребята учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
8. Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
9. Конкурс «Знатоки фразеологизмов».
Учитель просит объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из древнегреческих мифов и сохранившихся в русском языке.
Базовый уровень: учащиеся вытягивают себе листочек с толкованием значения выражения, находят само выражение, написанное на доске, и прикрепляют к рядом листочек.
Выражения: ахиллесова пята, яблоко раздора, троянский конь, титанические усилия, олимпийское спокойствие, сизифов труд, танталовы муки.
Толкование:
1. Очень грязное место.
2. Самое слабое место человека.
3. Символ опасности, находящийся рядом.
4. Бессмысленный, бесполезный труд.
5. Невыносимые, нескончаемые мучения от сознания близости желаемого и невозможности его достичь.
6. Подарок с тайным умыслом.
7. Причины ссоры, вражды.
Повышенный уровень: определить значение фразеологизмов по словарю.
Фразеологизмы: титанические усилия, олимпийское спокойствие, кануть в лету, между Сциллой и Харибтой, панический страх, ящик Пандоры.
Ученики выявляют происхождение фразеологизмов, объясняют их значение.
Методы: парная, индивидуальная.
10. Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
11. Физкультминутка.
Учитель предлагает провести в классе в честь древнегреческих богов олимпийские игры. Для этого учащиеся должны продемонстрировать движения любимого вида спорта.
12. Творческое задание.
Базовый уровень: читать текст учебника «Боги свои и чужие».
Повышенный уровень: написать рассуждение на тему «Боги Олимпа. Какие они?»
13. Самоконтроль, взаимоконтроль выполненного творческого задания.
14. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся заполнить анкету:
- Понравился ли вам урок?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Как бы вы продолжили фразу: «Оказывается...»
15. Задание на дом.
Базовый уровень (на выбор учащегося):
1.Читать в учебнике статью «Дельфы», выполнить задание учебника №1, 2, стр. 54.
2. Приготовить вопросы для викторины по теме урока.
Повышенный уровень (на выбор учащегося):
1. Подготовить сообщение на тему «Олимпийские игры и мифология: какая связь между ними».
2. Пользуясь Мифологическим словарем (полиграфическое издание) или Мифологической энциклопедией в сети Интернет ( http://myfhology.narod.ru/ ) определить, каким занятиям людей покровительствовали Олимпийские боги.
15. Подведение итогов.
Учитель оценивает деятельность учащихся, ставит оценки.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявле ния информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Мультипликационный фильм «Возвращение с Олимпа» | Мультиме диа | Видеофраг- мент | |
2 | Кроссворд «Боги и герои Древней Греции» | Мультиме диа | Кроссворд | |
3 | Мифологический словарь | Интернет | С ловарная статья |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/11/picture-6025.jpg)
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226153-1363941110.jpg)
Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»
Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426347-1395859440.jpg)
Проектная деятельность учащихся 5 класса при изучении темы «Мифы Древней Греции»
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят перед современным учителем главную задачу развития субъектности ученика. Школа должна создать условия для самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-497491-1475433665.jpg)
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1182846-1572618690.jpg)
Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".
Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии" для учеников 6 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971400-1510263882.jpg)
Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"
Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007752-1517844529.jpg)
Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"
Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...