Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_5_klass.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «миф», с происхождением мифов, с героями мифов;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся;
- воспитание интереса к мировой истории культуре.
Задачи урока:
Образовательные. Сформировать представление о мифе, показать его отличие от сказки.
Развивающие. Развить умение осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, развить коммуникативные навыки.
Воспитательные. Воспитать гражданскую позицию и патриотические чувства.
Планируемые результаты:
Предметные. Ученики узнали, что такое миф, в чем отличие мифа от сказки; кто такие герои в древнегреческой мифологии; расширили знание о богах.
Метапредметные.
Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы, проводить смысловой анализ текстов мифов, анализировать представленную информацию.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать во фрагментах ролевых игр.
Личностные. Ученики осознали личностный смысл учения; проявили готовность к саморазвитию.
Оборудование: учебник, презентация с иллюстрациями и репродукциями картин по теме.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Здоровьесберегающие аспекты урока |
Организационный этап | - Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. | Настраиваются на работу | Психолого-педагогические 1. Создание доброжелательного микроклимата. 2. Снятие эмоционального напряжения учащихся. |
Этап актуализации знаний и подготовки к изучению нового материала | Внимание на экран. (На эл. доске детские рисунки) - Как можно расположить эти рисунки? - имя ученика, выйди к доске. - Да, можно рисунки можно расположить от беспорядочных линий и каракуль к изображению домов и людей, или от беспорядка-хаоса к порядку - Так древние люди видели создание Вселенной. | Отвечают на вопросы, строят высказывания. Делятся впечатлениями. | |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности | Предлагаю вам побыть в роли древнего человека. (аудиофрагмент) - Закройте глаза. Представьте, вокруг темно, холодно, раздаются неизвестные звуки… Отовсюду чувствуются опасность (в лесу – зверь, с небес – молния, грозящая пожаром, продолжительные дожди или засухи). - Откройте глаза. Что вы почувствовали? - Древний человек пытался объяснить происходящее, пытался понять, что его окружает, осмыслить. Так появляется миф. Тема урока - «Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции» - Что вы уже знаете про мифы? (выслушиваю ответы детей). - Знания есть, но пока они хаотичны (показываю на рисунки). - Так какова цель урока? - Значит цель урока (показываю на рисунки) привести эти знания к порядку, узнать, что такое миф, познакомиться с мифами | Прослушивание звуков природы. Погружение. Отвечают на вопросы, строят высказывания. Делятся впечатлениями Делают предположения. Уточняют, формулируют тему урока. Ставят цель. | Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2. Эмоциональная разрядка посредством просмотра отрывка. |
Этап активного освоения учебного материала | (В руках держу энциклопедию) - Что это? Зачем она нужна? Как энциклопедия может быть связана с темой урока?
- Действительно, в мифах, как и в энциклопедиях содержатся ответы на все вопросы древнего человека. (На слайде появляется: Миф = энциклопедия древнего человека). - Давайте откроем нашу энциклопедию, чтобы понять, на какие именно вопросы там находил ответы древний человек. | Слушают учителя. Делают предположения. | |
- А чем они отличаются? - У каждого народа есть свои мифы, или мифология. Есть древнегреческие, египетские, скандинавские и др. мифы.
- Лучше всех сохранились мифы Древней Греции. (показывает энциклопедию) - Открываем следующую страницу.
- Кто читал мифы Древней Греции? - Замечательно. Предлагаю проверить, как хорошо вы их знаете. (на экране изображение статуи Геракла) - Кто изображен на слайде? - Действительно, это статуя древнегреческого героя Геракл. - Как вы это поняли? - По определенным признакам, или атрибутам можно определить персонажа древнегреческой мифологии. Да и сюжет здесь знакомый. Битва Геракла с Немейским львом. Кстати, эту скульптуру можно внимательнее рассмотреть в нашем Эрмитаже. - Кто такие герои? Герои – это полубоги, полулюди. | Отвечают на вопросы, строят высказывания. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. | Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2.Стимулирование мотивации учащихся через игру | |
- Представим, что мы с вами древние греки. Представили? Настраиваемся. Мы древние греки - Игра «верю – не верю». Я буду называть вам факт, связанный с Гераклом, а вы определяете. Правда это или нет. Если правда – хлопаем в ладоши, если нет – ничего не делаем. - Еще раз – мы древние греки. - Например, (показать) Геракл – герой древнегреческих мифов (хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда. - Действительно, все утверждения оказались правдой. Но важно – правдой для древнего человека. Он верил, что Геракл существовал. В его честь устраивали праздники и называли города. - В этом и главное отличие мифа от сказки. В сказке все понимают, и рассказик в первую очередь, что это вымысел. - В мифе все, что происходит, для древнего человека – правда. | Знакомятся с правилами игры. Играют в игру «Верю/ Не верю»
| Психолого-педагогические 1. Создание условий для успешной деятельности для ребят. Организационно-педагогические 1. Смена деятельности, разнообразие деятельности. 2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения. Учебно-воспитательные 1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье. | |
Рефлексия | – Подведем итоги. Напомните, какой была цель урока? - О чем говорится в мифах? - Чем для древнего человека является миф?
- Как вы думаете, в современном мире существуют мифы? - Геракл для древнего человека как эльфы для современных исландцев. Пятьдесят четыре процента исландцев либо верят в них, либо говорят, что существование эльфов вполне возможно. И не нам их отговаривать. | Отвечают на вопросы, строят высказывания. Аргументируют, отвечают на вопросы. | 1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока. 2.Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты. 3.Формирование умения оценивать свою работу на занятии. |
Основные тексты
1 | 2 |
Асклепий - сын Аполлона— бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. | Жил в Греции такой целитель – Асклепий. Был его учитель – Известный мудростью Хирон. Кентавр – мифический герой. |
Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. | Асклепию он дарит знания И учит тайнам врачевания… Познав секреты древних книг, Способным вырос ученик. Он был особенным врачом – Узнаешь многое о нём… |
Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса. | И разнеслась в округе весть, Что необычный доктор есть: Он все болезни исцеляет И даже мёртвых воскрешает… |
Люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. | Асклепий за свои деяния Назначен богом врачевания! И верили в него, молились, В святилище его лечились. Там были храмы и скульптуры, И стадион для физкультуры; Такой вот древний санаторий: Бассейн с целебною водою; Диета, грязи, упражнения. |
«Сказания о богах Древней Греции» | «12 мифов Древней Греции в стихах», О.Щербакова |
Дополнительный текст
Изображался Асклепий в виде бородатого мужчины в длинном плаще с посохом, вокруг которого обвилась змея. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей.
У Асклепия была дочь Гигиея (Гигия). В то время как ее отец был непосредственно связан с исцелением, сама Гигиея была связана с профилактикой болезней и сохранением хорошего здоровья. Она олицетворяла здоровье, чистоту и гигиену.
(«Мифологическая энциклопедия»)
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней...
(мифы Древней Греции)
Сначала не было Неба, Солнца и не было Земли. Был только мой отец, первозданный Хаос по имени Нун. В серой ужасной мгле не было света и звука — лишь бесконечное молчание, которое пронизывало всю Вселенную.
А потом появился я — тот, кто существует как бог Солнца. Люди называют меня Ра…
(мифы Древнего Египта)
Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна Гинунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм, а к югу - царство огня Мусспельсхейм. Тихо, светло и жарко было в Мусспельсхейме, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.
Но вот в царстве туманов забил родник Гёргельмир…
(мифы Древней Скандинавии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Мастер - класс "Мифы древней греции."
Интегрированный мастер-класс учителя истории и литературы с использованием театрализованного представления...
Урок истории в 5 классе "Мифы Древней Греции"
Урок истории в 5 классе по теме "Мифы Древней Греции" можно провести после изучения раздела "Древнейшая Греция".Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.Тип урока...
Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции
Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы...
Рабочая программа по учебному курсу для 5 класса "Мифы Древней Греции".
Данная разработка дополняет основной курс истории Древнего мира, более подробно знакомит с вероисповеданием древних греков....
Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».
Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...
- Мне нравится (1)