Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Катулина Галина Викторовна

Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.2.2.5.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»
Разработку составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2»

 Катулина Галина Викторовна

Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии

Задачи: 

образовательные: познакомить с историей олимпийских игр

развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей, развивать умение мыслить, сопоставлять, рассуждать, наблюдать;

воспитательные: 
- воспитывать детей мыслящих, имеющих свою точку зрения и отстаивающих ее;
-прививать любовь к истории, как к науке о прошлом разных стран, любознательность и любопытство;
-прививать желание читать и познавать.
Методическое обоснование

Тема урока является актуальной, так как в настоящее время уделяется огромное внимание олимпийскому движению, развитию спорта.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.

Форма урока: игра – конкурс.

Форма работы: фронтальная.

Метод: игровой

Приемы: беседа, слово учителя, викторина.

Оборудование: изображение статуи Зевса, фишка – лавровый листок, песня А. Городницкого «Атланты держат небо…», лавровый венок.
Литература.

1. Полухина В.П.Литература. 6 класс. [Текст]: учебник для 

общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. 

– М.: Просвещение, 2010. 

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.2008.

Игра – конкурс «Олимпийские игры»

Ход урока.

1. Вступительное слово

Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период священных игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

2. Сообщения учащихся.

Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса.

Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте - в дубовой роще находился храм Зевса, рядом с которым устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.

Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов - вычистил пресловутые конюшни царя Элиды - и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клеосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса 14 метрой высотой.. Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой.. Лицо, руки, грудь статуи – из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней.. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода – из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке – скипетр, рядом орел. Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статую Зевса принесет сегодня удачу

Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Главной наградой победителю Олимпийских игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

3. Игра.

В первый день олимпийских игр проходили состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы, и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину). 

Итак, объявляю начало первого тура « Боги и герои мифов». В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку – лавровый листок. 

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода).

2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар – напиток богов, амброзия – пища богов).

3.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции (Кифара, лира.)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите её имя. (Ника.)

6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? ( Аид – царство мёртвых, Посейдон – владыка морей.)

7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? ( Мойрам богиням судьбы.)

8. Какой из богов самый некрасивый? ( хромой Гефест, бог огня, бог- кузнец.)

9. Какой бог сопутствует Гефесту в римской мифологии? ( Вулкан.)

10. Кому из трёх богинь ( Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

11. Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь? ( Троянская.)

12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. ( Сизиф.)

13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? ( Геркулес.)

14. Кто были родители Геракла? ( Зевс и смертная женщина Алкмена.)

15. Кто воспитал Геракла? ( Кентавр Хирон.)

16. Кто подарил людям огонь? ( Прометей.)

17. Перечислите древнегреческих муз. За каждый из девяти правильных ответов – 1 очко. ( Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа – муза лирики, Каллиона – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания- муза астрономии.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). 

Второй тур «Мифологические животные»( бег)

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов (Кентавры).

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади – змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя 

( Химера)

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Оно сидело неподалеку от города Фивы и задавало прохожим загадку: « Кто утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, вечером – на трех? Не умевшего ответит на этот вопрос, чудовище насмерть душило в объятиях.(Сфинкс).

4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок. Взрослый, старик).

5.Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». ( Грифоны).

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Из ее праха возрождается новая птица. (Феникс).

7.Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей.( Ехидна).

8 Полуженщины- полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и зазывают мореходов своими пленительными голосами, а заманивая, убивают и пожирают их. (Сирены)

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Цербер).

Третий тур. Фразеологические обороты. (Метание диска). Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска

Объяснить значение фразеологизмов: рог изобилия, яблоко раздора, Кануть в Лету, троянский конь

Четвертый тур. «12 подвигов Геракла». ( Метание копья).

В нашем состязании будут подвиги Геракла. Задача - правильно составить названия подвигов Геракла


конюшни


Гериона


Яблоки 


Стимфалийские


Злой пёс


Лерне́йск(ий,ая)


Коровы


Эриманфск(ий.ая)


Птицы


Авгиевы


Лев


Керинейск( ий,ая)


Гидра


Критск(ий , ая)


Лань 


Гесперид


Вепрь


Диомеда


Бык


Кербер 


Пояс 


Немейск(ий,ая)


Кони


Ипполиты


Пятый тур. «Греко-римские боги».

Борьба – последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей олимпиады. Задача – правильно соотнести римских и греческих богов. Победит тот, у кого будет больше соответствий. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаёт вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

2. Какое животное приносили в жертву Гере? (Корову.)

3. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита.)

4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

5. Как называли греки ветра (по сторонам света)? (Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.)

6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

2. Гера – Юнона (хранительница семьи.)

3. Афродита – Венера (богиня любви.)

4. Эрот – Купидон (бог любви.)

5. Арес – Марс (бог войны.)

6. Артемида – Диана (богиня-охотница.)

7. Афина – Минерва (богиня мудрости и справедливой войны.)

8. Гефест – Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

9. Посейдон – Нептун (бог моря.)
4.Итог

Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого «Атланты держат небо…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Творческий урок-зачет в 5 классе по теме: "Мифы Древней Греции".

Данная методическая разработка входит в систему уроков литературы с интегрированным преподаванием предметов гуманитарного цикла, рассчитанных на 5-9 классы. Тема года, изучавшаяся в 5 классе: "Литерат...

Презентация к уроку мировой художественной культуры на тему: "Мифы Древней Греции"

В данной презентации перечислены самые известные боги и герои Древней Греции....

"Вслед за Гераклом". Урок обобщающего повторения по литературе в 6 классе на тему "Мифы Древней Греции"

В основу урока положена игровая методика "крестики-нолики". В ходе урока показано, как сюжеты мифов о Геракле отразились в искусстве, науке, культуре последующих веков....