Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему
Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vek_zhivi_-_vek_lyubi_v.g._rasputina.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Авторская позиция в современном литературоведении
2. Общая характеристика творчества В.Г. Распутина
3. Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина
1. Авторская позиция в современном литературоведении
Уже в самых ранних высказываниях об образе автора (первоначально употребляя выражение «образ писателя») В.В. Виноградов четко указал на нетождественность личности писателя и образа писателя (автора) в его произведениях.
Развивая свои идеи, В.В. Виноградов указывал, что образ автора, являющийся организационным центром или стержнем композиции художественного произведения, - «не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [Виноградов В.В., 1980. С. 311-312].
В композиционном же плане «образ автора» - «...та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему. Образ автора - это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения».
Очень точную оценку соотношения образов автора, рассказчика и персонажей дал в свое время М.М. Бахтин. Он, правда, рассматривал эти соотношения в несколько иной плоскости, ибо был поглощен в свое время идеей диалогического взаимоотношения данных образов между собой в художественном произведении, когда образы определяются, с одной стороны, как творящие повествование, а с другой, сотворенные в повествовании, чему, впрочем, нисколько не противоречит приведенная выше схема.
Вот что этому поводу писал М.М. Бахтин: «Автора мы находим (воспринимаем, понимаем, ощущаем, чувствуем) во всяком произведении искусства... Мы чувствуем его во всем как чистое изображающее начало (изображающий субъект), а не как изображенный (видимый) образ» [Бахтин М.М., 1986. С. 102].
Так называемый образ автора – это образ особого типа, отличный от других образов произведения, но это образ, а он имеет своего автора, создавшего его.
2. Общая характеристика творчества В.Г. Распутина
В 60-х годах ХХ века в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах.
Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам.
В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.
В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения.
В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость - «Прощании с Матерой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи.
Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.
В 1981 вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
3. Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина
Общепризнанное отличительное качество рассказа – это такая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя; это эпически спокойное повествование с естественно развивающимся сюжетом. Особенностью данной жанровой формы является кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Рассказ «Век живи-век люби» отличается малым объёмом, поэтому выбранный автором эпизод из жизни героя, ставший ядром повествования, повышается в своей значимости и важности. Малый объём заставляет усиленно работать каждый художественный элемент: слово, сюжет, образ, делая их особенно ёмкими.
Главный герой рассказа – Саня, пятнадцатилетний юноша, мечтающий остаться один на один с самим собой. Именно через призму его мировосприятия автор дает свое отношение к поднимаемой теме в произведении.
Обречён ли человек на духовный разлад с самим собой или же будет жить в согласии с движениями своей души; будет сеять вокруг себя разрушение во имя мнимого, телесного удобства или же строить свою жизнь по вечным нравственным законам? Ответ на эти вопросы во многом зависит от выбора, который сделает молодое поколение. В душе юного героя Сани происходит процесс «всматривания» в себя и в мир. Перед лицом природы в рассказе сталкиваются два поколения: новое, едва вступившее в этот мир и старое, обогащённое жизненным опытом. Но вечный мотив «отцов и детей» приобретает в рассказе новый оттенок. Два героя поколения отцов (Митяй, дядя Володя и отец) – три возможных пути, по которым может пойти поколение детей. Отец не участвует в действии, но через воспоминания значимых моментов в жизни Сани он выступает как один из второстепенных героев, находящийся где-то между «границ». Между Митяем и дядей Володей на глазах мальчика происходит ключевой разговор-спор о месте человека в природе: кто он – полновластный, гордящийся своим богатством бесцеремонный расхититель или хозяин-хранитель, чувствующий своё призвание в заботе и охране её.
Контраст между естественностью и правдивостью мира природы и предательством, фальшью мира людского, конфликт между человеком, живущим по нравственным законам природы, и человеком, душа которого искажена цивилизацией, открываются юной душе в момент её становления. В событийный ряд в рассказе поднимает тему связи поколений и их ответственности друг перед другом. Именно перед поколением отцов, по мысли писателя, стоит задача привить духовные основы детям. Через образы Митяя и Володи автор показывает борьбу и противостояние двух миров: тех кто в кругу и выбился из него. Сталкивая между собой два мироотношения – потребительски-равнодушное и разумно-охранительное – Распутин ставит юного героя в ситуацию выбора, от которого будет зависеть его жизненный путь.
Саня интуитивно чувствует, что бабушка и Митяй – это и есть те люди которые честны перед собой и природой, и что именно они хранители «какой-то неуясненного, но значительного смысла» (Распутин, 1982. С. 3).
«Век живи-век люби» - отдельный эпизод биографии героя Саньки и в то же время в нем можно проследить целую судьбу второстепенного героя Митяя. Митяй видится читателю глазами Саньки во всей своей противоречивости, в своих исканиях и метаниях, и одновременно в своей простоте, истинности и любви к матери своей природе.
Мыли Сани и Митяя наполняют пространство рассказа исповедальностью. Автор обращает свое внимание к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной.
Заключение
Распутин В. в рассказе «Век живи – век люби» в сжатое время создал такую убедительную картину мира, чтобы читатель погрузился в неё и увлекся произведением.
Рассказ «Век живи – век люби» продолжает тему пути-поиска твёрдого берега посреди «обманутого» самим человеком мира. И финал произведения дарует надежду на обретение духовного берега и излечение человека.
Литература
- Распутин, В. Век живи — век люби: Рассказы и очерки. – М., 1982.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М., 1986.
- Виноградов, В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М. 1980. С. 311-312.
- Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....
Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".
Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана сх...
Система персонажей в романе Достоевского Преступление и наказание
Достоевский.Преступление и наказание.Система персонажей...
Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)
Урок усвоения нового материала.Урок нацелен на воспитание толерантности, уважение к окружающим и самоуважение, атмосферы свободного выбора и доверительности.Формированию последовательного, логического...
Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)
Урок по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассн...
Технологическая карта В.Г. Распутин "Век живи - век люби"
Технологическая карта В.Г. Распутин. "Век живи - век люби"Литература5 класс...
Интегрированный урок в 8 кл по литературе и химии по рассказу В.Г. Распутина "Век живи- век люби"
Интегрированный урок в 8 классе по литературе и химии по рассказу В.Распутина "Век живи - век люби". В ходе урока решается проблема "Почему нельзя собирать ягоды в цинковое ведро"...