Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Гребнева Ольга Витальевна

Урок по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок - размышление. 9 класс92.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби».

«Твори добро другим во благо» (9 класс)

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.

ПРИНЦИПЫ УРОКА: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

  • Обучающая: познакомить с рассказом «Век живи – век люби», с её автором В.Г. Распутиным.
  • Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.
  • Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в группе.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты В.Г. Распутина, мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, портативный компьютер

                                                                              Эпиграф:

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,

 как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу.

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  • Приветствие.
  • Определение отсутствующих.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
  • Организация внимания.

. Звучит 1 куплет и припев песни «Твори добро другим во благо!»

  • ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Выразительное чтение отрывка из рассказа  В. Г. Распутина «Век живи – век люби» (читает заранее подготовленный ученик):

«Солнце поднялось высоко, день раздвинулся шире и стал глубже и просторней. Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо, точно Саня только что попал сюда совсем из другого, тесного и серого, мира или, по крайней мере, из зимы. Воздух гудел от солнца, от его ровно и чисто спадающего светозарного могучего течения; теперь, после ночи, пила и не могла напиться и насытиться солнцем земля, и так до новой ночи, когда небо опять потребует от нее свою долю. Всякий звук, всякий трепет листочка казался не случайным, значащим больше, чем просто звук или трепет, чем обычное существование их во дню, как и сам день не мог быть лишь движением времени. Нет, это был его величество и сиятельство день, случающийся на году лишь однажды или даже раз в несколько лет, в своем величии, сиянии и значении доходящий до последних границ. В такой день где-то - на земле или в небе - происходит что-то особенное, с него начинается какой-то другой отсчет. Но где, что, какой? Нет, слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он, этот день, чтобы поддался он хоть какому-нибудь умственному извлечению из себя. Его возможно лишь чувствовать, угадывать, внимать - и только, а неизъяснимость вызванных им чувств лишь подтверждает его огромную неизъяснимость».

- Откуда эти строки?  Какие чувства вызывают они у вас? (Текст на экране)

- Какие ассоциации вызывает у вас такое описание?

Свет, тепло, радость, улыбка, счастье, любовь, предчувствие, тайна, загадка, открытие…

2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Совершенно верно, именно об этом пишет в своих произведениях В. Г. Распутин. О том, чтобы мы с теплотой и заботой относились друг к другу, чтобы каждый день приносил нам радость и счастье, а мы разгадывали бы тайны природы, ощущали бы неповторимость окружающего нас мира, его непреложную ценность, особенность, значимость для человека.

Учитель: В. Г. Распутин – мастер описания природы, которая живет

своей  отдельной от людей жизнью. Она наполнена светом, красками, звуками, запахами. Его произведения отличаются высоким художественным мастерством, глубоким проникновением в души героев, стремящихся к добру, к любви, к гармонии с самим собой, с миром  природы, с людьми. Давайте послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве Валентина Распутина.

  • Постановка задачи урока.

Рассказ «Век живи – век люби» - это маленькая частичка большого  и интересного творческого пути В.Г. Распутина.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, что хотел сказать  автор своим рассказом, какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа

Вот это и будет целью нашего сегодняшнего урока. А кроме того, мы будем учиться чувствовать слово. Ведь литературное произведение – вполне самостоятельный живой организм. У него есть сердце – идея произведения – и ткань его, то есть словесное оформление. Поэтому и тема урока у нас несколько необычна – «Твори добро другим во благо».

3. Сообщение двух учеников  о В. Г. Распутине (предварительное задание).

Учитель:

Добролюбие - вот что привлекает в героях распутинских рассказов, в которых ищет и находит свое место гармония, какое-то неистребимое стремление к ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит и потому еще, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, не только воспринимается, но и развивается затем детьми (впрочем, так же, как и энергия отторжения). В одном из лучших рассказов Распутина, "Век живи - век люби", 15-летний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда, уже требующего своей реализации, как и сам герой, стремящийся к самоутверждению. Век люби, ибо в ней, в любви, вся сила, держащая этот свет, не дающая ему пропасть; в ней вся сущность человека - может, для того он и явлен миру, чтобы облагородить, согреть его своею любовью. Иначе зачем человек в прекрасном мире - не для себя же только одного рожден он на свет?

        4. Эвристическая беседа.

Итак, начнем.Осмысление.

 Вы распределены на группы, каждой группе было на дом дано задание: Найти в тексте отрывки: 1 группа - Кто это? 2 группа - О ком это? 3 группа - Кто это говорит?

1. Хороший ли ты читатель? «Узнай по описанию»

1гр.- Кто это? «Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудреную еду, справлять мелкую работу по дому, без которой не обойтись, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не мог, и сделал одно важное открытие: в своей собственной жизни он выдвинулся поперед всего, что окружало его и с чем он прежде постоянно вынужден был находиться рядом..» (Саня).

2гр.- О ком? «..У него и там, в достославных Риге, Калининграде и Бресте, стоном застонала бы душа, просясь обратно,- до того любил он и ждал весь год эту ягодную пору, ухитряясь каждое лето приурочивать свой отпуск именно на нее, на эту пору..» (Об отце Сани).

1гр.- Кто это?   «Он не от обезьяны выродился, а от дьявола,- сурово сказала бабушка, когда Саня попытался однажды объяснить ей теорию происхождения человека.- Ежели бы от обезьяны, он бы помалкивал, не позорил себя. А ему, вишь, чем хужей, тем милей. Это от него, от нечистого» (О Митяе).

2гр.- О ком? «…когда-то «сидел», кроме того, он «пил» - были, были у него особого рода меты, которые отпугивают благочинных людей. Он и не скрывал их, а чувствуя неприязнь к себе Саниной мамы, любил, когда его "заносило", рассказывать при ней тюремные истории или пьяные свои похождения, по которым выходило, что за два года в неволе он зарезал там не менее двадцати человек, а не позже чем вчера ограбил на берегу возле столовой пятерых туристов». (О Митяе).

3гр.- Кто это говорит?   «- Под самый конец залез. Едва протолкался,- ответил кто-то незнакомый, … Мужик в выпущенной поверх штанов толстой байковой рубахе сидел рядом с Митяем и, готовясь к еде, выуживал из раскрытого горбовика помидоры» (дядя Володя).

3гр.- Кто это говорит? «-Ты меня с ими не равняй,- подумав, примирительно сказал он.- Я бы такой был, как ты говоришь, я бы тебя с собой не взял. И парня бы вот не позвал. Про Леху ты тоже зря: слыхал звон, да не понял, где он. Леха аккуратный мужик, он порядок любит. А кажного в тайгу пускать - это на разор только, ее и так разорили» (Митяй).

3гр.- Кто так рассуждает? «Не может быть, … чтобы человек вступал в каждый свой новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти» (Саня).

3гр.- Кто сказал? « Чего ее совком драть, когда ягода такая?! Ты ее рукой в леготочку натрясешь. И ягода будет чистая - хоть на базар. Совком только лист обрывать, ты вполовину с листом ее домой попрешь» (Митяй).

2гр.- О ком это? «Он и не заметил, как набрал один бидон, потом другой... Ведро было полнехонько, а он только разохотился. Обвязав сверху ведро чистой тряпицей, которую он для этой надобности и прихватил с собой, чтобы не высыпалась по дороге ягода, он неторопливо стал спускаться по тропке обратно» (о Сане).

- Кто сказал? «Нельзя ее варить,... И еще решительней добавил: - И есть ее нельзя» (дядя Володя).

- Кто так  ругался?  «Ты, гад!.. Ты что же это делаешь, а? Ты что же это?..  Ведь ты же видал, ты знал, ты, главно, там видал! И дал парню набрать, дал ему вынести - ну, не гад ли, а?! Я тебя!.» (Митяй о дяде Володе).

5. Работа по группам (10 мин.).

Задание группе 1. Какой Саня? Создайте словесный портрет Сани .

- Сане 15 лет. Приехав  к бабушке в деревню в августе  и оставшись один, Саня начинает проявлять свою «самостоятельность. В городе его тяготила родительская опека, и поэтому он с удовольствием теперь делает неприятную ранее работу, готовит для себя обед, и эти бытовые мелочи позволяют ему чувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым человеком.

- Саня очень пытливый и внимательный, он идет в тайгу за ягодой и открывает для себя мир, становится взрослым, размышляет над серьёзными проблемами общества: взаимоотношения людей, их достоинства и пороки, хозяйственная деятельность человека, красота байкальской тайги.

- Многое открывалось ему впервые, приобретая особый, значимый для него смысл. Но самое важное, что Саня открыл себя. Человек немыслим без природы, его познавательные способности направлены на познание мира и самого себя.  Саня не задумывался об этом, но какие-то неясные силы смутно бродили в нем и словно готовились к только им ведомому часу, не выплескиваясь раньше времени. Обычный с виду поход стал ключом, которым Саня открыл и в себе самом, и в окружающем мире, и в людях  столько, сколько не было постигнуто за несколько лет жизни.

Задание группе 2. Какой Митяй? Создайте словесный портрет Митяя.

- Митяй – друг отца, сельский житель, с темным прошлым, был осужден за пьяную драку, очень болтливый, придумывал про себя небылицы,  много преувеличивал. В посёлке по-своему уважали Митяя, отец Сани ценил, что в нем всегда живет настоящий человек. Бабушка говорила: "Он мужик-то не дурной, нет, только из круга выбился". Вот это "из круга выбился" почему-то больше всего и возбуждало в Сане интерес к Митяю. Есть, значит, люди в круге и есть за кругом - и что же, не может или не хочет он вернуться обратно в круг?»

- Митяй – честный человек, возвращает вовремя долги. Отправляясь в тайгу, он совсем изменился: у Митяя на голове была шапка, старая и матерчатая, выцветшая, «для всего его ладного в это утро и подогнанного вида»,  голубенькая майка под темным пиджаком с подвернутыми рукавами, широкие, как шаровары, и светлые от частой стирки брюки, заправленные в разношенные, намазанные дегтем сапоги».

- Это был другой человек. «С хитровато и уверенно поблескивающими глазами, с плутоватой улыбкой на широком и поздоровевшем за ночь лице». Уже с первых слов дяди Митяя о тайге слышится именно поэтическое, ни на что не похожее звучание.  Нелегко теперь живется тайге — вытоптанной, изломанной. Особенно находящейся вблизи поселений. Много людей вышло из поезда как раз там, на первой остановке. Но не таков Митяй, чтоб идти за всеми, проторенными тропами, как будто он и не таежник вовсе. В поезде Митяй преобразился, голос его зазвенел — он был уже в ожидании встречи.

- В тайге он ведёт себя как хозяин, он знает все её уголочки, он ловок и вынослив, бережно относится к природе: советует, как надо собирать голубику, чтобы не помять и не нанести урон ягодной поляне. Митяй открыл мир природы Сане, он привел его именно туда, где  она показала себя во всей своей красоте и величии. Митяй - тонко чувствующий человек,  в нем живет  душевная красота, добро, любовь к окружающему миру. Он преподносит «новичку» уроки доброты и красоты.

Задание группе 3. Создайте словесный портрет дяди Володи .

- Дядя Володя – так уважительно Саня называл их попутчика за ягодой. Мы видим, как в поезде к ним подсел «мужик в выпущенной поверх штанов толстой байковой рубахе», как неодобрительно он отнёсся к Сане, как он неловок, как трудно давался ему подъём,  он «стонал и ругался, пот лил с него ручьем». Митяю очень не понравилось, как дядя Володя собирал голубику совком: «Чего ее совком драть, когда ягода такая?! Ты ее рукой в леготочку натрясешь. И ягода будет чистая - хоть на базар. Совком только лист обрывать, ты вполовину с листом ее домой попрешь».

- Дядя Володя вызывает антипатию читателя. Слишком изворотлив, скрытен, недобр, несколько презрителен. Сане он преподносит жестокий урок: видя, что тот собирает голубику в оцинкованное ведро, не предупреждает сразу, что есть её нельзя, а дожидается, когда счастливый и измученный грузом мальчик вынесет ягоды из леса. Так может поступить только очень  циничный человек. У Митяя такое поведение вызывает негодование: «На тебя первая же лесина сама свалится, первый же камень оборвется. Вот увидишь. Они такие фокусы не любят... ой, не любят!». Митяй уверен: раз ты так с природой, так и она с тобой.

6. Задание всему классу. Пользуясь памяткой сравнительного анализа героев, сравните Митяя и дядю Володю. На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

- Является ли природа действующим лицом произведения? Какую роль она играет? 

- Человек немыслим без природы не только как неотъемлемая часть ее, но и как совершенно уникальная субстанция, которая способна соединить разум и то, что этот разум питает; осуществить связь между малой частью планеты и необозримыми просторами Вселенной. природа живет самостоятельно, независимо, вольно и в то же время - предвосхищая или поясняя происходящее с человеком.

6.Давайте прочитаем по ролям отрывок из рассказа, в котором Саня узнает о том, что собранные ягоды есть нельзя  ( стр.269)

- Как вы думаете, с какой целью Распутин вводит данный эпизод?

Так появляется в рассказе этот мотив - греха и наказания; наказывают силы природы, от которых не скрыть содеянного. Наверное, не все чисто на душе у дяди Володи, так резко отреагировавшего на Митяево "из-за одного такого"; вступая в царство тайги, все трое понимают, что тут есть и особые какие-то законы, правила, - и каждый в меру своего представления о них соответственно себя ведет.

7. Отношение Сани к природе. В чем особенность? (найдите описание природы и подумайте, какие чувства испытывал Саня, окунувшись в нее)

- Природа подталкивает его к новым размышлениям-воспоминаниям: нет, не его воспоминаниям, а чьим-то, всколыхнувшимся и возродившимся в нем - в пальцах, собирающих дымчато-синие плоды, обласкивающих каждую ягоду, в не произносимых дотоле словах, в подспудном восторге и чувстве вины одновременно. Его обращение к голубике и по форме своей, и по содержанию уходит корнями в древнюю культуру, в родной язык…(стр.274)  "Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя... я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб" не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы. И если я тебя не возьму, если ты не успеешь упасть на землю и сгнить, все равно тебя склюет птица или оберет зверь, - так чем же хуже, если сейчас соберу тебя я? Я сберегу тебя... и зимой маленькая девочка Катя, которая часто болеет... она очень любит голубицу, любит тебя, ты очень помогаешь этой девочке. Когда мы приедем домой, ты увидишь ее и поймешь, как ты нужна ей... не обижайся, пожалуйста".

Никогда в жизни Саня не видел такого густоплодья, к какому привел их Митяй. Никогда не испытывал ранее он такого удивления и восторга - разве только в беспамятном детстве, которое запомнило все не головой, а телом, клетками и когда-нибудь вернет эту особую память. Но то было давно и без его участия. А тут именно ему, пришедшему на эту встречу одному ему открывалось, показывалось нечто тайное.

8.Найдите в тексте описание первой ночи, проведенной Саней в тайге. (стр.276)

( И даже сама наступившая ночь тоже "точно взялась показать ему один из своих могучих пределов", - такие ночи не бывают напрасно; герой уже ждет чего-то глобального, могущего враз изменить его, все его существо, восприимчивое к неведомому, готовое к новой встрече, новой тайне, откровению.) .

9. Найдите описания природы и создайте словесные картины.  Как рисует природу Распутин?  Найдите   средства выразительности. Отрывки:

1. «Славное это было место…порядок, заведенный человеком поддерживала и тайга» (метафора) (стр.272)

2. «Столько ягоды Саня никогда ещё не видел… пожалуйста» (стр.274)

Эпитеты: дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь, куст, обряженный продолговатыми плодами, отпотевшая, парная и живая, томно дышащая ягода, светло-глянцевая синева сбора, нежно тающая плоть.

Запах багульника и кедровой смолы, звучание исполински- глубокой, затаенной тоски.

4. «Первое, что увидел Саня, открыв глаза, было солнце…прямилась трава».

«Солнце поднялось высоко…его огромную неизяснимость» (стр.278)

Олицетворения: выбравшееся из-за туч, погибающие на кустах …капли воды, день раздвинулся шире, воздух гудел от солнца, пила и не могла напиться солнцем земля, его величество и сиятельство день.

10.Ребята, какой вывод можно сделать?

Вывод: Все величие и многообразие картин природы вошло в  душу героя, он открыл для себя новый мир, доселе не познанный. Природа одушевлена, она живая, она дышит, чувствует. Распутин мастерски нарисовал этот мир.

11. Ответьте на  вопросы.

 - Почему так называется рассказ? Какие уроки преподнесла Сане природа? Какие уроки преподнёс Сане Митяй?

- В названии рассказа – метафора: «Век живи – век люби». Ведущая тема – любовь к людям, ко всему живому, к красоте мира. Звучит как завет молодому поколению. Сколько будешь жить, столько и люби  сокровенное, величественное, подаренное нам во владение, цени его трепетно, живи в согласии с природой,  будь сам подобен ей.

- Митяй оказался очень мудрым  и проникновенным человеком, он  научил Саню  видеть величие природы и ценить её, не терпеть проявление подлого в человеке.

12. Как по вашему можно назвать наш урок (тема)?

1. Уроки Митяя.

2. Твори добро другим во благо.

3. Жить в согласии с природой.

4. Любовь к природе, к людям, к миру.

13. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Ответили ли мы на ваши вопросы?

- Что не понравилось на уроке?

- Какие уроки вы получили для себя?

- Кто по - вашему работал лучше всех? Какую оценку им поставить?

14.Составьте синквейн. (напомнить как составлять)

Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они известному английскому драматургу Бернарду Шоу.

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,

 как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу.

15.Вывод. 

- Что вам открылось в этих словах?- Вот для того, чтобы научиться жить по-человечески, мы и обратились сегодня на уроке к рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся творить добро, научимся сопереживать писателю и его героям.

16. Д/з. Напишите продолжение рассказа Распутина «Век живи – век люби».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Твори добро другим во благо"

Формирование у учащихся чувства милосердия и доброты....

Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)

Урок усвоения нового материала.Урок нацелен на воспитание толерантности, уважение к окружающим и самоуважение, атмосферы свободного выбора и доверительности.Формированию последовательного, логического...

Классный час 5-7 класс "Твори добро другим во благо"

В наш век новых компьютерных технологий ребята забывают что значит творить добро. Поэтому мы вместе с ними решили провести этот классный час и в своем классе, и в других классах...

Классный час на тему : «Твори добро другим во благо»

Классный час на тему :«Твори добро другим во благо»...

ТВОРИ ДОБРО другим во благо…

Деятельность волонтерского отряда "ОПОРА"...

Социальный проект на тему «Твори добро другим на благо»

     Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие каче...