Интегрированный урок в 8 кл по литературе и химии по рассказу В.Г. Распутина "Век живи- век люби"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Интегрированный урок в 8 классе по литературе и химии по рассказу В.Распутина "Век живи - век люби". В ходе урока решается проблема "Почему нельзя собирать ягоды в цинковое ведро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_himii_v_8_klasse.docx | 25.99 КБ |
himicheskoe_svoystvo_tsinka.pdf | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и химии.
Учителя: Сырейщикова Л.М., учитель русского языка и литературы,
Юневич Т.Г., учитель химии МОУ «Сернурская СШ №1» п.Сернур Республики Марий Эл
Литература. Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015 ).
Рассказ «Век живи - век люби».
Химия. Свойства цинка.
Цель урока: показать учащимся значение химии в современной жизни;
развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам;
развивать умение применять свои знания в жизни.
Ход урока:
Задача на этом этапе: какой жизненный урок преподнёс Саньке первый поход в тайгу?
- Давайте назовём главных героев рассказа: Саня, Митяй и дядя Володя.
- Создадим словесный портрет Сани.
/ Сане 15 лет. Приехав к бабушке в деревню в августе и оставшись один, Саня начинает проявлять свою «самостоятельность. В городе его тяготила родительская опека, и поэтому он с удовольствием сам готовит обед, полет грядки.
- Саня очень пытливый и внимательный, он идет в тайгу за ягодой и открывает для себя мир, становится взрослым, размышляет над серьёзными проблемами общества: взаимоотношения людей, их достоинства и пороки.
- Многое открывалось ему впервые, приобретая особый, значимый для него смысл. Но самое важное, что Саня открыл себя. Человек немыслим без природы, его познавательные способности направлены на познание мира и самого себя. /
- Что собой представляет Митяй? Кто он такой?
/ - Митяй – друг отца, сельский житель, с темным прошлым, был осужден за пьяную драку, очень болтливый, много преувеличивал. Отец Сани ценил, что в нем всегда живет настоящий человек. Бабушка говорила: "Он мужик-то не дурной, нет, только из круга выбился". Вот это "из круга выбился" почему-то больше всего и возбуждало в Сане интерес к Митяю. Есть, значит, люди в круге и есть за кругом.
- Митяй – честный человек, возвращает вовремя долги.
- Много людей вышло из поезда как раз там, на первой остановке. Но не таков Митяй, чтоб идти за всеми, проторенными тропами, как будто он и не таежник вовсе.
- В тайге он ведёт себя как хозяин, он знает все её уголочки, он ловок и вынослив, бережно относится к природе: советует, как надо собирать голубику, чтобы не помять и не нанести урон ягодной поляне. Митяй открыл мир природы Сане, он привел его именно туда, где она показала себя во всей своей красоте и величии. Митяй - тонко чувствующий человек, в нем живет душевная красота, добро, любовь к окружающему миру. Он преподносит «новичку» уроки доброты и красоты.
- Создайте словесный портрет дяди Володи.
/ - Дядя Володя – так уважительно Саня называл их попутчика за ягодой. Мы видим, как в поезде к ним подсел «мужик в выпущенной поверх штанов толстой байковой рубахе», как неодобрительно он отнёсся к Сане, как он неловок, как трудно давался ему подъём, он «стонал и ругался, пот лил с него ручьем».
- Дядя Володя вызывает антипатию читателя. Слишком изворотлив, скрытен, недобр, несколько презрителен. Сане он преподносит жестокий урок: видя, что тот собирает голубику в оцинкованное ведро, не предупреждает сразу, что есть её нельзя, а дожидается, когда счастливый и измученный грузом мальчик вынесет ягоды из леса. Так может поступить только очень циничный человек. У Митяя такое поведение вызывает негодование.
- Работа с текстом рассказа. Чтение эпизода ожидания поезда.
- Давайте посмотрим инсценировку эпизода, который является важным для
решения нашей задачи.
/Мальчики инсценируют эпизод/
- Как вы оцениваете поступок дяди Володи?
- Почему собранные Саней ягоды оказались непригодными для употребления? Какой учебный предмет поможет нам в этом разобраться?
/химия/
2 СЛАЙД цинк химический элемент 2-й группы побочной подгруппы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
3 СЛАЙД . Атомный номер цинка +30. Атомная масса 65.38.Имеет 4 электронных слоя , на последнем имеет 2 электрона .Степень окисления +2.
Физические свойства – Это хрупкий переходный металл голубовато-белого цвета (тускнеет на воздухе, покрываясь тонким слоем оксида цинка).
имеет выраженный металлический блеск ,пластичен ,температура плавления 419 градусов, обладает тепло и электро проводностью, ковкий, примеси даже небольшие, резко увеличивают хрупкость цинка.
4СЛАЙД. Цинк в чистом виде впервые выделил Уильям Чемпион в 1738 году
Названием цинк обязан Парацельсу, в чьих трудах встречаются слово zincum , которым назван металл, видимо, из-за схожести его кристаллитов с иглами (zinke – зубец).
- СЛАЙД Цинк в природе как самородный металл не встречается. Цинк добывают из полиметаллических руд .Основной способ получения –гидрометаллургический. Элемент цинк находится в составе неорганических веществ:
- СЛАЙД
Цинковая обманка – ZnS
- Цинковый шпат - ZnCO3
- Цинковая шпинель - ZnO ∙ Al2O3
Применяют цинк в производстве сплавов , резиновых шин , масляных красок, в медицине( оксид цинка как антисептик), для цинкования в качестве защиты стали от коррозии ,пластины цинка широко используются в полиграфии ,в частности ,для печати иллюстраций в многотиражных изданиях.
Организм здорового человека среднего возраста содержит 1,4-2,3 гр. цинка. По количеству содержания в человеческом организме цинк находится на втором месте, уступая лишь железу. Цинк участвует в 200 реакциях, происходящих в организме человека, многие из которых обеспечивают белковый баланс.
Несмотря на то, что цинк является важным требованием для хорошего здоровья, избыточный цинк может быть вредным, подавляя поглощение меди и железа. В быту особенно вредно пользоваться посудой из цинка ,т.к. может возникнуть отравление.
7 СЛАЙД ( ПУСТОЙ)
8 СЛАЙД. ( ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ) В данном случае с ягодами. С химической точки зрения. В ягодах содержится кислота, эта кислота при взаимодействии с оцинкованной посудой, окисляется и выделяет вредные для организма вещества. При длительном поступлении в организм в больших количествах солей цинка, возникает тяжёлое отравление.
9 слайд Химические свойства цинка
- При нагревании на воздухе сгорает ярким голубоватым пламенем с образованием оксида цинка:
- Zn + O2=2ZnO
10 СЛАЙД .Цинк реагируют с галогенами с образованием галогенидов:
Zn + I2 = ZnI2
11 СЛАЙД Цинк реагирует с серой с образованием сульфидов:
Zn + S = ZnS
12 СЛАЙД
Цинк – амфотерный металл, он взаимодействует с щелочами. При взаимодействии цинка с раствором щелочи образуется тетрагидроксоцинкат и водород:
Zn + 2KOH + 2H2O = K2[Zn(OH)4] + H2
13 СЛАЙД
Цинк взаимодействуют с минеральными кислотами (с соляной, фосфорной и разбавленной серной кислотой и др.). При этом образуются соль и водород.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Zn+H2SO4=ZnSO4+H2
14 СЛАЙД
1.Качественная реакция на ионы цинка — взаимодействие избытка солей цинка с щелочами. При этом образуется белый осадок гидроксида цинка.
2.Например, хлорид цинка взаимодействует с гидроксидом натрия:
ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
3.При дальнейшем добавлении щелочи амфотерный гидроксид цинка растворяется с образованием комплексной соли тетрагидроксоцинката:
Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4
15 СЛАЙД .При дальнейшем добавлении щелочи амфотерный гидроксид цинка растворяется с образованием комплексной соли тетрагидроксоцинката:
Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]
( ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ)
Обратите внимание, если мы поместим соль цинка в избыток раствора щелочи, то белый осадок гидроксида цинка не образуется, т.к. в избытке щелочи соединения цинка сразу переходят в комплекс:
ZnCl2 + 4NaOH = Na2[Zn(OH)4] + 2NaCl
16 СЛАЙД. Мы увидели что цинк – химически активный металл. Взаимодействует с кислотами, щелочами, с кислотными и основными оксидами.
Недостаток цинка в том что : цинк при высоких температурах вступает в реакцию с жидкостью, которая находится внутри предмета. Поэтому в баках и ведрах, сделанных из цинка, могут образовываться вредные для человеческого организма соли цинка .По этой причине не следует использовать оцинкованную посуду для долгого хранения, консервирования пищевых продуктов, кипячения и приготовления еды . Также не рекомендовано применять стиральный порошок для стирки или вываривания белья в такой посуде, так как щелочь пагубно влияет на покрытие и разрушает его.
Вывод по уроку:
- Итак, вернёмся к нашей задаче: какой же жизненный урок преподнёс Сане
первый поход в тайгу?
1. Саня узнал, как приятно и одновременно как сложно собирать ягоду
голубику.
2. В обществе есть люди разные: добрые, такие как Митяй, и подлые, такие как
дядя Володя.
3. Нужно жить в согласии с природой.
4. Все друг другу должны относиться с добротой, быть добрым к людям и миру
вопреки любым сложностям.
5. Нельзя при сборе ягод пользоваться оцинкованной посудой.
- В названии рассказа – метафора: «Век живи – век люби».
Звучит как завет молодому поколению.
- Мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро, добрые поступки.
- Под звуки мелодии одна за другой выходят девочки и исполняют песню «Твори добро на всей Земле…».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"
На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека....
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...