Эффективность использования информационных технологий на уроках в школе
статья по литературе по теме
Развитие общества, науки и техники требует использование новых информационных технологий в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.
Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий стоит выделить:
проблемное обучение;
обучение в сотрудничестве;
игровую деятельность;
разноуровневое обучение;
проектное обучение.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.В.Апатова выделяет в качестве их важнейших характеристик:
типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);
используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);
инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).
Как мы видим, и главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций.
Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов.
Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний.
Роль творчески работающего учителя не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся компьютерных технологий. Оказавшись «на передовой» научно-технического процесса, учитель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем арсенала новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта, от формирования нового приема работы до создания авторской методики.
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности
Применение информационных технологий на уроке....

Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной работе
презентация...

Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»
Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальн...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Современный учитель должен обладать заниями информационных технологий и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует активизации...
Эффективное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Статья представляет обобщение педагогического опыта...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности 2017 год
Полагаю, со мной согласится большинство работников системы образования в том, что современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по ...