Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности
методическая разработка по информатике и икт на тему
Применение информационных технологий на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 68 КБ |
ispolzovanie_informatsionnykh_tekhnologiy_na_uroke_matematiki_kak_sredstvo.ppt | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.
У учителя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта. Подтверждение данной гипотезы нахожу в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели математического образования учащихся:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться. Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроке формирует эмоционально положительное отношение к предмету, активизирует деятельность учащихся на уроке, обеспечивает социализацию личности учащегося через освоение информационных технологий, делает урок более ярким. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Мультимедиа – это средство познания
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
1.Усвоить базовые знания по предмету; 2.Систематизировать усвоенные знания; 3.Сформировать навыки самоконтроля; 4.Сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; 5.Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Преимущества использования мультимедийных презентаций
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
- С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
- В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
- В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
- Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
- Психологические особенности учащихся данного класса.
- Цели и результаты обучения.
- Структуру познавательного пространства.
- Местоположение учащихся.
- Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
- Цветовую гамму оформления учебного материала.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале.
Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.
Элементы компьютерной среды.
· Графический редактор "Paint" входит в стандартный комплект программных средств компьютера. Он служит для создания, просмотра и редактирования графических изображений.
· С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления.
· Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение сечений.
· school. еdu. ru. - Российский образовательный портал
· zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>
· matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями
· school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ
· Мультимедийные учебные пособия : "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Математика5-11. Практикум", " Открытая математика. Функции и графики ", "Интерактивная математика 5-9", "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9», «Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",
Плюсы компьютерной технологии обучения. Использование ИКТ позволяет:1) сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
2)эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; 3)индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятии информации;
4)раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагировать на ошибки;
5)совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи; 6)организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся
Литература
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994
2.Управление, информация, интеллект. Под ред. А.И. Берга и др.- М., 1976
3.Стандарт среднего (полного) общего образования по математике.
4.Газета «Математика» № 23 2007, №15 2008
Тезисы выступления
Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.
Использование ИКТ на уроке формирует эмоционально положительное отношение к предмету, активизирует деятельность учащихся на уроке, обеспечивает социализацию личности учащегося через освоение информационных технологий, делает урок более ярким. Внедрение в учебный процесс современных ИКТ обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
2. Как сопровождение объяснения учителя
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля знаний
Преимущества использования мультимедийных презентаций.
Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы.
Плюсы компьютерной технологии обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе Средство обучения, обеспечивающее эффективность образовательного процесса; Инструмент познания, способствующий формированию естественнонаучного мировоззрения и открывающий новые возможности для совершенствования учебно- познавательной деятельности; Средство развития личности, способной адаптироваться к достижениям научно-технического прогресса; Новые дополнительные источники информации
Использование мультимедиа технологий на уроках математики Как сопровождение объяснения учителя Как информационно-обучающее пособие Для контроля знаний Для объявления темы
Преимущества использования мультимедийных презентаций новизна проведения мультимедийных уроков; обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», пропадает страх перед компьютером; самостоятельная работа с учебной, справочной и другой литературой по предмету; заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания; при выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Элементы компьютерной среды Графический редактор "Paint" Редактор электронных таблиц Microsoft Excel Мультимедийные учебные пособия Интернет ресурсы
Плюсы компьютерной технологии обучения сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным; эффективно решать проблему наглядности обучения; индивидуализировать процесс обучения ; раскрепостить учеников при ответе на вопросы ; совершенствовать навыки самоконтроля; организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...
Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся
- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...