Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности
учебно-методический материал по обж на тему
Современный учитель должен обладать заниями информационных технологий и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует активизации образовательного процесса и обеспечивает разнообразие форм подачи учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tehnologii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобрешова Валентина Сергеевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского
Эффективность использования информационных технологий
на уроках основ безопасности жизнедеятельности
2012 год
Полагаю, со мной согласится большинство работников системы образования в том, что современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности. Ведь это в настоящее время является велением времени необходимостью, продиктованной стремительной информатизацией общества, в том числе и системы образования, выполняющей государственный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни.
Когда мы говорим об информационных технологиях в сфере образования, то, прежде всего, имеем в виду применение новейших компьютерных технологий, что весьма условно, так как любую педагогическую технологию справедливо называть информационной по причине взаимообогащения и обновления информации между участниками образовательного процесса.
Информационная технология (ИТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Новые информационные технологии обучения (НИТО) подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и повышения эффективности, а также обновления материально-технической базы образовательных учреждений. Толчком для использования НИТО в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для меня послужили следующие обстоятельства.
Во-первых, оснащение школы современным компьютерным, в том числе мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования. Мультимедиа в обучении основам безопасности жизнедеятельности способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля порождения новых смыслов, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения. Преимущества мультимедийных технологий как средств обучения видятся, как возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, в активизации образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивном взаимодействии, общении в информационно-образовательном пространстве.
Во-вторых, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В-третьих, появление мультимедийных учебников по ОБЖ (в частности мультимедийного учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовленного авторским коллективом под руководством М.А. Шахраманьяна, М.П. Фролова), а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса ОБЖ, дают возможность создания собственных авторских программно-педагогических средств на основе презентаций разнообразного целевого назначения.
Технические средства обучения используется для передачи новой информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.
Обычно уроки с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сводятся в основном к изучению нового материала: демонстрируется в качестве наглядных пособий видеоряд из подобранных диаграмм, схем, кино-, фоно- и фотодокументов. Но даже эта форма работы показывает, что использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. По моим наблюдениям, с помощью таких уроков значительно повышается интерес, особенно у слабоуспевающих учеников, к предмету ОБЖ, улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить учебную информацию. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания.
В процессе внедрения ИКТ мною выявилось несколько вариантов организации учебной работы на уроке (с учетом содержания учебного материала, количества компьютеров и учащихся в классе). Так как в кабинете ОБЖ нет компьютера, мне приходится проситься в кабинет информатики (компьютерный класс) или в кабинет физики, где имеется мультимедийный проектор для проведения отдельных уроков ОБЖ.
1. При наличии одной мультимедийной установки (или компьютер + проектор) проводится урок по изучению нового материала, используя видеоряд учебника в качестве наглядных пособий.
2. В кабинете информатики, при наличии компьютеров на каждого ученика, информационные технологии применяются для проведения следующих форм работы:
- комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или другими материалами мультимедийного учебника;
- «диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение:
класс разбивается на три или более групп, каждой из которой предоставляется задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную самостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием учебников;
- урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда;
- нетрадиционный урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. Класс делится на группы, которые выполняют определенные задания, пользуясь компьютером. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.
- проводятся лабораторно-практические занятия с использованием материалов мультимедийного учебника на основе индивидуальной самостоятельной или парной работы. Большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (например, алгоритм действий при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации), выполняют подготовленные задания, результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office. Готовые результаты могут быть распечатаны.
Особое место в моей педагогической деятельности занимает внеурочная учебная и исследовательская работа с применением мультимедийного учебника. Эта форма работы чаще всего проводится в процессе:
- творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом.
- организации коррекционной работы на дополнительных занятиях.
- составление авторских и творческих программ, проектов, презентаций к урокам.
Самостоятельно составленные презентации оригинальных уроков с использованием программы-редактора имеют разное назначения (в зависимости от цели их использования):
- презентации-иллюстрации. Применяются для сопровождения рассказа учителя при объяснении нового материала;
- презентации-проблематизации. Учебная информация помогает создавать на уроке проблемную ситуацию. Например, на слайдах (или с помощью прикрепленных видеофайлов) демонстрируется фото или видеофрагмент, содержащий информацию, побуждающую к размышлению и поиску ответов на вопросы;
- презентации-алгоритмы. Изучаемые явления или действия рассматриваются пошагово с применением приемов анимации.
- презентации-контроль. Тесты со звуковым сопровождением (или с помощью символов), сигнализирующим правильность ответа. Кроссворды выводятся на экран с постепенным заполнением: первый слайд – сетка кроссворда и формулировка вопроса, второй слайд - сетка кроссворда с правильным предыдущим ответом и формулировкой второго вопроса и т.д.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует обновлению традиционных форм контроля знаний (тесты в виде автоматизированных систем тестирования, доклады и рефераты, интерактивные лабораторные работы, создание законченного программного продукта). Мною используются следующие формы контроля знаний обучающихся:
Проведение опроса обучающихся по текущей теме. Готовится прикладная программа в Word с вопросами в виде визуальных изображений и нескольких вариантов ответов. Слайды высвечивают на экран. Обучающиеся на карточках (с указанием фамилии и номеров вопросов) указывают правильные варианты ответов. Обычно на фронтальный опрос уходит не более10 минут.
Тестирование. Автоматизированные системы тестирования позволяют наглядно представить процесс контроля, а также получить его результаты в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм, как по всей группе, так и по отдельному учащемуся. Заполняя тестовую оболочку, учитель может составить тесты по любому из разделов программного материала.
Текущий контроль. Доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций, дают возможность проверки умения учащихся подобрать материал, проанализировать собранную информацию, сделать выводы и овладеть приемами публичного выступления. Так же используются разработанные для проведения практических работ программные комплексы с системой проверки выполнения.
Несмотря положительный эффект внедрения современных средств ИКТ в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, я столкнулась с рядом негативных последствий:
- тотальная индивидуализация, возникающая вследствие ограниченного в учебном процессе, живого общения учителей и школьников между собой. Обучаемый надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, орган оптимизации его мышления – речь – оказывается выключенным в течение долгого времени, он не получает достаточной практики диалогического мышления, формирования и формулирования мысли;
- проблема обучения на этапе применения знаний на практике (что особо важно при обучении ОБЖ!) т.е. трудности осуществления перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным действиям - от знаковой системы к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. На психологическом языке - это проблема перехода от мысли к действию. Вместе с тем использование средств информатизации образования лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения;
- отвлечение учащихся от основного русла изложения учебного материала при значительной свободе в поиске и использовании информации. Нелинейная структура информации подвергает школьника соблазну следовать предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может «увести» его от необходимых сведений. В другом случае, когда школьнику одновременно демонстрируют информацию равных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская при этом важную информацию;
- нежелательная оптимизация принципа «экономии сил», выражающаяся в заимствовании из сети Интернет готовых проектов, рефератов, докладов и решения задач из школьных учебников. 3ачем трудиться самому, когда есть готовое? В данном случае ИКТ могут способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности;
- негативное влияние на здоровье всех участников образовательного процесса.
Приведенные выше аргументы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников согласно принципу «чем больше, тем лучше» может негативно сказаться на результатах обучения, развития и воспитания школьников. В контексте вышесказанного, необходимо акцентировать внимание на том, что использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если оно в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно.
Естественно, уровень применения ИКТ в курсе ОБЖ напрямую зависит от информационной компетентности педагога, от его подготовки в овладении новыми информационными технологиями обучения и методикой их использования. От активности учителя, его заинтересованности в овладении этими технологиями и зависит успешность информатизации (компьютеризации) обучения.
Педагог нового века должен уметь осуществлять технологическую подготовку информационных образовательных продуктов в различных электронных формах (на аудио- и видеоносителях, на компакт-дисках и формах, предназначенных для сетевого использования). Технологичность этого процесса предполагает овладение обучающимися (и учителями) основами научного проектирования, технической реализации и методиками эффективного включения создаваемых электронно-образовательных материалов в учебный процесс.
Литература
1. Акимова Л А., Лутовина Е.Е.,3уев А,М. Преподавание ОБЖ в школе : теория, методика, организация: уч. Пособ. /под науч. ред. С.В.Петрова. Оренбург, ОГПУ, 2010.248 с.
2. 3ахарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособ. М.: Академия, 2008.192 с.
3. Коджаспирова Г.М. Техничеcкиe средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, Е.В. Петров. М.: Академия,2006.352 с.
4. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Л.А.Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.; под ред. Л.А. Михайлова. М.: Академия,2009.288 с.
5. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные технологии: учеб. пособие М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008, 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность использования информационных технологий на уроках в школе
Развитие общества, науки и техники требует использование новых информационных технологий в обучении....
Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной работе
презентация...
Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»
Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальн...
ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...
Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности 2017 год
Полагаю, со мной согласится большинство работников системы образования в том, что современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках Основ безопасности жизнедеятельности
Здоровье подрастающего поколения является одним из ключевых аспектов развития будущего населения страны, а так же является основой национальной безопасности государства....
Образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности....