Диалог эпох. Н.Гоголь в литературе русского постмодернизма. Анализ рассказа А.Королева "Носы"
статья по литературе (11 класс) по теме
В данном материале представленна собственная методическая разработка экспериментального урока литературы, включающего в себя материал 9, 10 и 11-х классов.
Урок был представлен на городской Конференции к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в рамках ежегодных Педагогических чтений, посвященных памяти И.С. Грачевой (2009 год)
Основная цель урока - рассмотреть механизмы создания современного постмодернистского текста на основе интертекстуальности и мотива игра как основополагающего.
Тип урока "Интегрированный" (литература + мхк).
Рассчитан на 2 часа работы. Отдельные элементы можно использовать на уроках МХК. Урок сопровождается презентацией.
Подробно с материалом можно ознакомиться на сайте школы №27.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_epoh._n.gogol_.zip | 1.25 МБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.48 МБ |
dialog_epoh._soderzhanie_uroka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 этап. Объявление темы, цели и задач урока.
Цель урока – На основе исследования произведения А.Королева «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста, сформулировать основные принципы русского постмодерна.
Тема нашего урока – Диалог эпох: произведения отечественной классики в литературе русского постмодернизма. (На примере рассказа А.Королева «Носы».)
Цель урока - На основе исследования произведения А.Королева «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста и сформулировать основные принципы литературы русского постмодерна. А также подготовить материал для работы по развитию речи.
В качестве эпиграфа к уроку я выбрала цитату из романа А.Королева «Голова Гоголя».
Посмотрите на доску. Не забывайте фиксировать в тетради.
«Мир не имеет ровно никакой особенной цели. Все это только игра. Если хотите – игра слов, которыми творился мир. Вся цель и смысл – игра. И Бог – партнер по игре – и только». (слайд, доска)
1. Давайте составим таблицу, в которую впишем ассоциации к слову игра. В первой графе будут отвлеченные ассоциации, а во второй – укажем тексты, в которых авторы использовали прием игры.
Таблица (слайд)
Азарт, риск, страсть, деньги, нажива, страх, провокация, случай, судьба, фортуна | Игра как драматургический жанр (как Королев применяет это в тексте? – начало из комедии «Женитьба») Игра со зрителем Игра с читателем Игра с формой – роман в стихах А.Пушкина Игра с композицией (финалом) – финал «Евгения Онегина» Игра со смыслами - названия текстов |
Можно ли говорить о том, что русские писатели использовали прием игры, притом на разных уровнях восприятия текста? Конечно.
На каких уровнях? - жанра, концепции текста, композиции, детали, культурного контекста (реминисценции, аллюзии и т.п.)
Свойственен прием игры и тексту А.Королева «Носы».
С чем же может играть современный автор в тексте? Для того чтобы посмотреть, как реализуется прием игры в тексте А.Королева, решим небольшой тест.
Для начала ответим на ряд несложных вопросов.
Тест (таблица, слайд)
На какое количество частей делится автором текст? – 4
В какой части применяется прием игры на уровне жанра текста? – в первой
Какие произведения использует А.Королев в своем тексте? – «Нос», «Шинель», «Женитьба».
Начинаем играть – вот прием игры в действии.
Для чего Ковалеву нужен нос?
По Гоголю | По Королеву |
Ковалев ищет место, а служить без носа никак нельзя | Ковалев собирается жениться |
Кто оказывается выше по чину: Нос или Ковалев? В каких чинах они ходят?
Нос – выше – статский советник.
Ковалев – коллежский асессор.
Перед вами фрагменты текста. Определите, какие из них принадлежат тексту Гоголя, а какие – тексту А.Королева.
Фрагменты:
«Да зачем тебе зеркало. Ну ты погляди на себя! Фуй! Вот-вот тресну от смеха! – хохотал Кочкарев, - да ведь у тебя ж носа нету! Видел?» (Королев)
Какой вывод можно сделать из данного теста?
Перед нами оригинальный текст?
А.Королев меняет что-то в исходном тексте Гоголя?
Какое настроение возникает при чтении «Носов»?
Решая тест, мы выяснили, что в основном современный автор использует три текста: фрагмент «Женитьбы», «Носа» и «Шинели».
В какой последовательности располагает автор эти фрагменты и на какое количество частей композиционно делит текст?
Итак, 4 части. Первая – «Женитьба», вторая – «Нос», третья – «Шинель», четвертая – «явь».
Что выбивается из общей канвы? – 4 часть.
Почему – это королевский финал, несмотря на то, что и там присутствуют фрагменты гоголевского текста.
Вам было задано по определенному плану проанализировать элементы композиции текста. В частности, одной из групп было предложено поработать над понятием коллаж.
1 группа
Комедия. Черт сватает Ковалева
2 группа
Трагикомедия. «Человек может стать тем, что он сам же помыслил».
3 группа
Трагедия. Отправляясь к умирающему, Ковалев щиплет нос
4 группа
Фарс. «Чепуха совершенная делается на свете».
Перечисляя все моменты, мы видели множество пересечений героев, деталей, образов, мотивов. Возникает ощущение, что автор просто-напросто тасует фрагменты текстов. Теперь давайте обратимся к жанру текста. Как его определяет автор? – Коллаж. Что такое коллаж? Помнится, это задание было дано одной из групп.
Ответ группы. Коллаж – это…..
КОЛЛАЖ — 1. Создание изображения наклеиванием на материал-основу элементов этого изображения из материалов других цветов и фактур.
2. В широком смысле изобразительная композиция, полученная наклеиванием на материал-основу различных изображений, объединяемых таким образом в единую композицию.
В тексте Королева фрагменты совмещаются механически, или они в какой-то степени переосмысляются автором?
Что происходит с текстом при подобного рода трансформации?
Образуется новый текст, новые смыслы.
С.У. Можно сделать вывод, что, позволяя себе изменить гоголевские тексты и включая их в сове повествование, Королев Фактически входит в соавторство с писателем, творившим задолго до него, стирает временные границы.
Давайте посмотрим на элементы, из которых состоит игра под названием Коллаж.
Подобно тому, как автор стирает временные границы между художниками, временные и пространственные границы стираются и в его текстах. Этот мотив прослеживается в романах Королева. Так, например, в романе «Голова Гоголя» беллетрист Носов перемещается в пространстве и времени и становится свидетелем значительных мировых событий.
Обратимся к двум фрагментам текстов. Эпизоду разговора Ковалева с господином Шансом и исповеди Башмачкина.
В одну часть тетради выпишем слова (фразы) – гиперссылки. Попытаемся определить их роль в тексте. Это внесем во вторую часть таблицы.
Итак, сделаем выводы.
Оба героя королевского текста более выпуклы и сложны, чем в текстах Гоголя. Ковалеву представляется Шанс (опять мотив игры, только кто с ним играет) увидеть тайну мироздания. За то, что он продал душу дьяволу, он обречен на вечное бессмертие и двойное существование – двуносый. Иногда, явь врывается в его сон, и он видит себя за стеклом. И Башмачкин владеет этой тайной, а потому тоже бессмертен. Кто он: сам автор, который снится себе в облике героя? Возможно, потому что «сон продолжает любую идею». За счет реминисценций и обыгрывания часто повторяющихся деталей в тексте происходит перетекание смыслов.
Поскольку мы имеем дело с текстом-коллажем, то переместимся в другую часть картины и рассмотрим другой элемент-гиперссылку. Яйцо.
Именно об этом, как мы выяснили, беседует с Ковалевым господин Шанс.
Давайте обратимся к фрагменту текста и составим систему гиперссылок на это слово.
(Слайд)
Очевидно, что роль детали в тексте Королева огромна, если не сказать первостепенна. Через них мир произведений автора предстает как единый текст. Более того, автор расширяет свой мир, включая в него не только писателей, но и художников.
Это, например, И.Босх, имя которого попало в название романа А.Королева, и сам автор в процессе повествования становится не только героем романа, но и соавтором Босха в написании его «Сада наслаждений».
(слайды)
Картины И.Босха, по сути, тоже коллажи. Это огромные полотна, состоящие из набора большого количества сцен. Обращаемся к ряду репродукций Босха. Отмечаем характерные сюжетные черты – бесконечно принудительно сотворяемый (или творящийся) мир, представленный в виде всевозможного рода яиц или яйцеподобных форм.
Понаблюдаем.
Сравним зрительное восприятие яйцеобразных форм у Босха с рассуждениями господина Шанса.
Процитируйте, пожалуйста, текст.
«Мироздание собирается силами для рождения! Но!....Отвернувшись от света, отворотив нос от акта творения в глубь мировой тьмы, вращаясь вокруг оси, оттягивая время и назначенный час рождения, тварь умоляет Создателя даровать ему благо не родиться на белый свет. Эта мольба сродни той, с какой Христос обратился в Гефсиманском саду к Отцу: да минует меня чаша сия. Но Творец неумолим – пей! И тварь призывается к жизни… мировое яйцо из-под гузна падает наземь».
У Босха рождение нового связывается с апокалипсическими мотивами. Рождение ведет к страданию и смерти.
Очевидно, что жанр, в принципе, не нов для живописи, но в литературе практически не встречается. В этом новизна текстов А.Королева. И тогда наши гиперссылки начинают работать не только по отношению к этому тексту, но и в отношении других культурных текстов
Можно ли определить сущность мироздания в текстах Босха и Королева? С творчеством какого из поэтов середины 19 века можно связать? Слово мироздание, кстати звучит в тексте, в каком месте? «Мироздание собирается силами для рождения!»
Часто такие гиперссылки и не кажется нам очевидными. Возможно, это и является авторским ходом – не дать нам сразу увидеть очевидное, но проникнуть в глубину через систему отсылок и реминисценций – сотворить свой текст. Таким образом вступив в соавторство с писателем и т.д.
Перед вам текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»
(слайд) плюс (тексты)
Найдите в стихотворении образы, близкие образам Ковалева, а заодно и Босха, подчеркните слова, которыми они создаются.
Что выясняем:
Шар земной, а по сути – все мироздание, предстает в виде огромного яйца, окруженного, как оболочкой, океаном. А все живое – погружено в вечный сон.
Вспомним, как кончается третья главка «Носов»? – «ведь нос это – читай с конца – и есть сон».
Получается своеобразная матрица. Где на самом деле обитает майор Ковалев? – в банке Кунсткамеры. Иначе говоря – вся история с носом – страшный сон.
Но не страшнее ли пробуждение?
А А.А. ? Вспомним его «предсмертный» монолог: похищай меня, воскресение, сон продолжает любую идею.
Итак, мы наметили множество элементов коллажа.
Что связывает их в единый текст?
Множество реминисценций, игр смыслов и актуализаций, но главное – их держит второй текст, подтекст, проникнуть в который можно только через ключи.
Что же можно назвать основными чертами, приметами постмодернистского текста?
- Прием игры как основной художественный метод литературы постмодерна
- Интермедиальность (синтез искусств)
- «Второе дно» (наличие философского подтекста, скрывается за поверхностным сюжетом)
- Интертекст, гипертекст (мир мыслится как единый текст с возможностью бесконечных интерпретаций).
Запишем домашнее задание
Создайте такой текст-коллаж, который будет представлять единый текст, будет скреплен идеей, вашей концепцией.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учитель: Волкова Наталья Сергеевна
Класс: 11
Тема урока: Диалог эпох: произведения отечественной классики в литературе русского постмодернизма. (На примере рассказа А. Королева «Носы».)
Содержание урока.
1 этап. Объявление темы, цели и задач урока.
Цель урока – На основе исследования произведения А.Королева «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста, сформулировать основные принципы русского постмодерна.
2 этап. Ассоциативный опрос.
В качестве эпиграфа к уроку дается цитата из романа А.Королева «Голова Гоголя». «Мир не имеет ровно никакой особенной цели. Все это только игра. Если хотите – игра слов, которыми творился мир. Вся цель и смысл – игра. И Бог – партнер по игре – и только». Учащимся предлагается привести ассоциации к понятию игра. Совместно составляется таблица отвлеченных и культурных (произведения русской литературы, где так или иначе возникает понятие игры) ассоциаций. В результате делается первый вывод: прием игры популярен в русской литературе, причем игра в тексте может осуществляться на разных уровнях – жанра, концепции текста, композиции, детали, культурного контекста (реминисценции, аллюзии и т.п.)
3 этап. Тест.
Для того чтобы посмотреть, как реализуется прием игры в тексте А.Королева, учащимся предлагается решить тест (определить первоисточники «Носов», совместить предложенные фрагменты гоголевских текстов с текстом А.Королева, найти соответствия характеристик носов и их героев). В результате делается второй вывод: на первый взгляд, перед читателем легкоузнаваемый сюжет местами комического и иронического, местами грустного и драматического произведения. Неужели игра и является самоцелью авторов-постмодернистов, или за этим кроется нечто большее?
4 этап. Исследование композиции текста
Композиционно текст делится автором на 4 части. Учащимся по группам предлагается (по определенному плану) выявить основные элементы игры в тексте в соотнесении с гоголевскими текстами, установить расхождения и обозначить детали. В результате кратких ответов учащихся делаем ряд выводов (третий вывод). Текст построен по принципу коллажа, и сам автор так определяет жанр. Коллаж отсылает нас к визуальным видам искусств. Фрагменты коллажа не просто механически совмещаются друг с другом, образуя новый текст и новые смыслы. Автор позволяет себе изменять содержание гоголевских текстов, то есть фактически входит в соавторство с писателем, творившим задолго до него, стирает временные границы.
5 этап. Работа с текстом. Анализ текста.
Слово учителя. Подобно тому, как автор стирает временные границы между художниками, временные и пространственные границы стираются и в его текстах. Этот мотив прослеживается в романах Королева. В «Голове Гоголя» беллетрист Носов перемещается в пространстве и времени и становится свидетелем значительных мировых событий. А в романе «Быть Босхом» молодой лейтенант, охраняющий зэков, не только перемещается в пространство картины И.Босха, но и утверждает, что именно он написал ее фрагмент. Обратимся к фрагментам текста и проанализируем их.
Анализ текста в форме беседы. Учащимся предлагается два фрагмента текста. Эпизод разговора Ковалева с господином Шансом и исповедь Башмачкина. Совместно составляется схема из деталей и сигнальных слов (важное место отводится деталям нос- сон, сапог, яйцо). В процессе анализа отвечаем на проблемные вопросы: Использует ли Ковалев шанс не оказаться за стеклом? Кем в итоге оказывается Башмачкин? Почему Гоголя и Королева так заинтересовала тема носов? Здесь уместно цитирование В. Набокова.
В ходе анализа делается ряд выводов (четвертый вывод). Оба героя королевского текста более выпуклы и сложны, чем в текстах Гоголя. Ковалеву представляется Шанс (опять мотив игры, только кто с ним играет) увидеть тайну мироздания. За то, что он продал душу дьяволу, он обречен на вечное бессмертие и двойное существование – двуносый. Иногда, явь врывается в его сон, и он видит себя за стеклом. И Башмачкин владеет этой тайной, а потому тоже бессмертен. Кто он: сам автор, который снится себе в облике героя? Возможно, потому что «сон продолжает любую идею». За счет бесконечных реминисценций и обыгрывания часто повторяющихся деталей в тексте происходит перетекание смыслов.
6 этап. Исследование-наблюдение.
Выясняем роль детали в королевском тексте. Детали и герои Королева являются проходными для всего его творчества. Мир произведений автора предстает как единый текст (смотри эпиграф к уроку). Более того, автор расширяет свой мир, включая в него не только писателей, но и художников.
Картины И.Босха, по сути, тоже коллажи. Это огромные полотна, состоящие из набора большого количества сцен. Обращаемся к ряду репродукций Босха. Отмечаем характерные сюжетные черты – бесконечно принудительно сотворяемый (или творящийся) мир, представленный в виде всевозможного рода яиц или яйцеподобных форм.
Обращаемся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…». А.Королев неоднократно подчеркивал близость своих взглядов с представлением о мироздании Ф.И. Тютчева. Шар земной, а по сути – все мироздание, предстает в виде огромного яйца, окруженного, как оболочкой, океаном. А все живое – погруженно в вечный сон.
8 этап. Выводы. Подведение итогов урока.
Учитель совместно с учениками формулирует основные принципы постмодернизма: игра, интертекст, интермедиальность, наличие глубокого философского подтекста, мир мыслится как единый текст с возможностью бесконечных интерпретаций.
7 этап. Интегрирование как способ исследования-наблюдения.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить коллаж из предложенных учителем фрагментов текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загадки постмодернизма в рассказе В.Пелевина "Зигмунд в кафе". Урок литературы и МХК в 11 классе
Интегрированный урок использует приемы ИКТ и РКЧМП...
Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".
В представленном материале автор ставит задачу познакомить учащихся с понятием "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....
Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)
Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...