Литературная палитра - инструмент проектной деятельности в работе над сочинением
статья по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_palitra.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Фёдорова Ольга Леонидовна,
учитель русскогот языка и литературы
высшей категории,
педагогический стаж - 23 года,
методическая тема – самореализация учащихся в процессе литературного творчества и проектной деятельности.
«Литературная палитра» - инструмент проектной деятельности
при работе над сочинением.
Зачастую школьники, приступая к написанию сочинений, испытывают страх перед неудачей: многие не знают с чего начать, и даже план не в силах им помочь. В связи с этим проектная деятельность учащихся на уроках посвящена обсуждению проблемы: «Что может помочь нам писать сочинения?», которая в ходе обсуждения приобретает следующую формулировку: «Какие инструменты и материалы необходимы для создания сочинения?».
Сначала дети работают в парах, затем объединяются с группы по интересам и по симпатиям. В процессе групповой работы проходит презентация такого приёма, как «инструменты литератора». Одним из главных «инструментов» мы считаем «литературную палитру».
«Литературная палитра» - это черновики, словари с фразеологизмами, цитатами, краткими записями и очерками наблюдений.
Основным материалом для писателя является художественный язык, письменная речь. Непринужденность, живость, конкретность речи, ее эмоциональность и экспрессивность, своеобразная стандартность и стереотипность делают образы героев ярче. Большую выразительность художественному образу придают и грамматические формы слова, и различные синтаксические средства языка (не только стилистические фигуры, но и параллельные синтаксические конструкции, порядок слов и т. д.).
Рассмотрим использование «Литературной палитры» при написании сочинения пятиклассниками.
Детям предлагается продумать, какие «краски» литературной речи могут составить «Литературную палитру» для писателя-художника.
Сначала учащиеся подобают слова и словосочетания для обозначения цвета в тексте, для выражения яркости цвета в описании, ее усиления и затемнения.
Так, желтый цвет – это ясное утро, пушистый одуванчик, спелый колос, веселый детский смех.
Синий цвет – полноводная река, ласковый взгляд, колыбельная и др.
Коричневый цвет – лес, берлога, шоколад, темница и т.п.
Эти и другие ассоциативные определения цвета дети вырабатывают в процессе «мозгового штурма», где принимаются все варианты, предложенные участниками.
Интересные ассоциативные ряды выстраиваются, когда дети пытаются «нарисовать» радугу с помощью словосочетаний. Например, одной группой был предложен такой ряд: «Румяная девочка (красный), купила апельсин (оранжевый), как яркое солнышко (желтый), легла на мягкую травку (зеленый), любуясь чистым небом (голубой). Вдруг набежала туча (синий) и закапали свинцовые капли дождя (фиолетовый). Но дождь быстро закончился, на небе появилась….(радуга)».
Работа с «Литературной палитрой» в процессе проектной деятельности позволяет развивать у детей следующие способности:
- ощущение пространства и себя внутри этого пространства (движение, цвет, осязание, слово, звук в пространстве);
- интерес к разнообразию форм, цвета в природе, в окружающей действительности (формы вещей, разнообразие звуков, запахов, цвета, жеста, движения, интонации);
- освоение цвета и красок в жизни и в искусстве.
Работа с «Литературной палитрой», освоенная в процессе проектной деятельности, продолжается и в самостоятельной работе. В нее вносятся лексические «цвета»:
- настроения (тревоги, радости, огорчения, грусти, жалости и др.);
- впечатления от наблюдения за природой, например: после дождя, в яркий солнечный, морозный день, перед грозой, ранней весной, поздней осенью (цвета неба, радуги, травы, цветов, воздуха);
- звуков природы (пения птиц, шума деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.);
- звуков окружающего повседневного мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу),
- движения, действия (бежать, прыгать, дремать и др.);
- синонимов и антонимов и др.
Составление «Литературной палитры» играет большую роль в получении разнообразных впечатлений, новых знаний, представлений, развитии чувств. Так, при анализе художественного произведения мы проводим следующее наблюдение: выписываем слова, связанные с обозначением цветов. Эта несложная, но важная работа дает порой неожиданный и сильный эффект. Например, на уроке-презентации по рассказу А.П.Чехова «Ванька», цветовая характеристика жизни Ваньки Жукова имела следующий вид:
В городе, в мастерской В деревне
темный (образ) белый(снег) – цвет чистоты, цвет
славы Христа;
ярко-красные (окна) – пурпурный – цвет вечности, возрождения, предвестия солнца;
зелёные (ели)- цвет жизни;
золотой (орех) – цвет праздника, радости.
Ребята не без удивления обнаружили, что для огромной Москвы Чехов не подобрал ни одного цветового эпитета, а художественное пространство маленькой деревни раскрасил яркими красками. Выявление символического значения цветовых лексем позволило учителю показать чудесное время Рождественской ночи, а ребятам глубже понять авторский замысел, идею рассказа.
Детям также предлагается наблюдать за предметами окружающего природного мира, разнообразием форм в природе, предметной среде человека; выполнять наброски, зарисовки во время прогулок и др.
В конце учебного года устраивается выставка «Литературных палитр», которые ребята стараются оформить красочно и оригинально. Лучшие «Литературные палитры» можно рекомендовать для портфолио.
Используя такое игровое задание, как «Литературная палитра» на первом этапе проектной деятельности можно обогащать словарь детей, затем – уточнять значения слов, т.е. развивать воображение и речевую культуру детей. В процессе проектной деятельности ученики изобретают специальные литературные «инструменты» и «материалы», которые позволяют учащимся поменять свою созерцательно-пассивную позицию по отношению к литературному тексту на творчески-активную, деятельную; осуществить практический, конструктивный подход, который особенно необходим при работе над сочинением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.
Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...
Проектная деятельность в работе учителя математики
Статья из опыта работы....
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....
Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми
Выступление с представлением опыта работы...
Проектная деятельность в работе педагога-психолога
Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные ...
Сказка как литературный жанр. Технология проектная деятельность.
Методическая разработка и видеослайды....
Комментарии
Очень интересная методика,
Очень интересная методика, урок литературы превращается в урок открытий. Думаю, детям тоже понравится.