Интеллектуальная игра-ассорти «Великолепный 19 век»
материал по литературе (10 класс) по теме
Эту игру можно использовать в конце учебного года как повторение материала по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra-assorti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра-ассорти «Великолепный 19 век»
10 класс
Интеллектуальную игру лучше организовать в конце года на заключительном уроке. В игре принимают участие 2 команды, заранее сформированные учителем. В жюри могут быть и учащиеся, и учителя.
Эпиграф
Времена не выбирают.
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять. (А.Кушнер)
Ведущий:
1. Встречают по одежке….
«Встречают по одежке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица.
Задача соревнующихся – узнать персонажей произведения 19 века. За каждый правильный ответ-1 балл.
Задание команде №1
Эта героиня:
1)Одевается по обыкновению «просто и мило»;
2)в экстремальной ситуации переоделась в крестьянский сарафан;
3)вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы «в дорожное платье», так как должна была ехать во двор в том, в чем ее застанут» (Маша Миронова)
Задание команде №2
Эта героиня
1)впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;
2)уделяла немало внимания туалетами, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сто платьев.
3)предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете (Екатерина 2).
Задание команде №1.
1)Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу (Родион Раскольников)
2) «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» (Ермолай Лопахин)
Задание команде №2
- «Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько испуганным лицом (Соня Мармеладова)
- «..У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний…» (Беликов)
Ведущий:
2. «Что в имени тебе моем….»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке, - писал Пушкин.
Надеюсь, встреча с героями Л.Толстого оставила живой след в вашей душе. Давайте вспомним, какие имена и прозвища были у персонажей эпопеи.
Конкурс проходит в форме викторины. Вопросы задаются по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопрос команде №1
1.Какая героиня романа носила прозвище «всеобщей тетушки»? (Анна Михайловна Друбецкая).
2.Как в светском обществе именовали старшего князя Болконского? (Прусский король)
3.Кто из персонажей романа прозывался «ужасным драгуном»? (Марья Дмитриевна Ахросимова)
Вопрос команде №2
1.Как называли Андрея Болконского в полку в период войны 1812 года? («Наш князь»)
2.Какую «героиню» романа называли «наша Матвеевна»? (Капитан Тушин и солдаты его батареи называли так самую большую пушку.)
3.Незадолго до Бородинского сражения Наполеон получил от супруги портрет сына», которого почему-то все называли королем…» Продолжите фразу (Королем Рима)
3. Вещи литературных героев.
Ведущий: Кому из литературных героев принадлежали эти вещи? (Вопрос обеим командам поочередно)
Возможные варианты «вещей»: боливар (Онегин); черные очки, калоши и черный зонтик (Беликов); леденцы или бильярдный кий (Гаев); эполеты «с крылышками амура», двойной лорнет на бронзовой цепочке и коричневые лайковые перчатки (Грушницкий); рюмочка с ликером и утонувшими там тремя мухами (Плюшкин); драдедамовый зеленый платок (Соня Мармеладова).
«Вещи» - бутафорские или написаны на бумаге. За каждый правильный ответ - 1 балл.
4. «Ей рано нравились романы…»
На выставке разложены следующие книги: «Памела или Вознагражденная добродетель» Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо, «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона, томики стихов Пушкина и Лермонтова.
Задание командам:
Ведущий: Выберите среди выставочных экземпляров книги из круга чтения Татьяны Лариной, Натальи Ласунской, Ларисы Огудаловай. Прокомментируйте сделанный выбор.
(Т.Ларина- Ричардсон, Руссо, Байрон (байроновское и «Гарольда» Татьяна прочла в доме Онегина); Н.Ласунская- Пушкин (и она знала наизусть всего Пушкина); Л,Огудалова - Лермонтов(в разговоре с Паратовым она цитирует лермонтовские строки: «В глазах, как на небе, светло…».
За каждый правильный ответ 2 балла.
Дополнительное задание командам
Ведущий: Назовите как можно больше книг, в названиях которых присутствуют женские имена. По кругу предоставляется слово представителям команд, каждый участник игры должен привести в пример 1-2 произведения.
(«Анна Каренина» Л. Толстой, «Анна на шее» А. Чехов, «Ася» И. Тургенев, «Соня» Т. Толстая, «Олеся» А. Куприн, «Повесть о Сонечке» М. Цветаева, «Лучезарная Софья Головина», «Светлана», «Людмила» В. Жуковский). 1 балл.
5. Перекличка муз. Задание повышенной трудности.
Ведущий. Банальным будет утверждение о единстве искусства. Не случайно поэт сказал «Любите живопись, поэты!», а другой: «Не трожьте музыку руками». Можно ли выстроить в один ряд картину, музыкальное произведение и стихотворение? Сделайте выбор и обоснуйте его.
На столах – сборники стихов или прозаические произведения. Показывая репродукцию картины, сопровождаем её музыкальным отрывком.
Варианты заданий
Кустодиев - Васнецов - Билибин - Мусорский - ?
Врубель – Скрябин - ?
Левитан – Чайковский - ?
Или
20 век
Пикассо – Стравинский - ?
Малевич – Кандинский – Шенберг - ?
Бенуа – Сомов – Тешман – Куперен - ?
За каждый правильный ответ – 5 баллов.
6.Литературная «кулинария». По 1 баллу
Вопросы команде 1:
1.Чем по дороге в Петербург один мужик двух генералов кормил ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков-Щедрина)?
а) киселем б) селедками в) вяленой воблой г) булками.
2.Что ел Пацюк, когда к нему пришёл кузнец Вакула?
а) галушки и вареники со сметаной б) бутерброд с икрой
в) украинский борщ с пампушками г) котлеты по-киевски
3. Какое блюдо привозят Хлестакову в кастрюльке прямо из Парижа?
а) свежемороженых устриц б) лягушиную икру
в) суфле из шампиньонов г) суп
Вопросы команде 2:
1. Как пытался заглушить голод один из генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) сосал палец б) откусил у другого генерала орден
в) ел землю г) жевал свою перчатку
2. Каково название следующего блюда в меню уездного трактира? Хлестаков: «Это топор, зажаренный вместо говядины…Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя…»
а) лабардан б) беф-строганов в) жаркое г) ножки Буша
3. Чем угощал гусляров Матвей Ромодановский в «Песне про купца Калашникова»?
а) медом пенным б) пирогами, да блинами, да сушеными грибами
в) молочком да крендельком г) манной кашей пополам с малиновым вареньем
Вопросы команде 1 (По пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад»)
1. Шарлотта. «Моя собака и …кушает». Что же может употребить в пищу собака Шарлотты?
а) орехи б) фасоль в) крыжовник г) только «Pedigree»
2. Любовь Андреевна. «Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один …» Что выдает Варя старикам на кухне?
а) картофель б) овёс в) горох г) бульон «Магги»
Вопросы команде 2
1. Пищик. «Что в Париже? Как? Лягушек ели?» Любовь Андреевна. «… ела». Мясо каких экзотических животных ела Раневская в столице Франции?
а) крокодилов б) черепах в) носорогов г) кашалотов
2. Гаев. «Говорят, что я всё свое состояние проел на …
а) на трюфелях б) на леденцах в) на пирожках г) на бобах
7. «Житейская мелочь»
Ведущий. Известный литературовед Б. Эйхенбаум писал: «Чехов открыл обширную область жизни - «житейских мелочей», на первый взгляд незначительных …, а на самом деле характерных и достойных пристального внимания». Давайте обратим внимание на подобные мелочи. Ребята получают листы с заданиями, в течение 30 секунд знакомятся с ними, затем представители команд читают вслух вопросы и выбирают правильный вариант ответа.
Запахи и звуки
1. Гаев (Яше) «Отойди, любезный, от тебя …пахнет». Чем же пахнет от лакея Яши?
а) табаком б) курицей в) потом г) водкой
2. Любовь Андреевна. «И зачем я поехала завтракать ... Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут…». Чем пахнут скатерти?
а) мылом б) дымом в) рыбой г) морозной свежестью
3.Фирс. «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и … бесперечь». Какой неприятный звук раздался, если верить Фирсу, накануне манифеста 1861 года?
а) самовар гудел б) половицы скрипели в) гром гремел г) хозяин кашлял
4. Всем памятны в пьесе звук «лопнувшей струны» и стук топора по вишневым деревьям (4 действие). А какой ещё звук раздается в момент прощания старых хозяев со своим именем?
а) девичий смех б) плач ребёнка в) женский визг г) хохот паяца
8. Книжная лавка.
Ведущий. 19 век именуют «золотым веком» русской литературы. Сейчас мы проверим, насколько глубоко наши игроки осведомлены в области литературной классики 19 века. Для этого мы отправимся в книжную лавку.
На выставке вы видите известные произведения русских писателей 19 века. Все книги в суперобложках, скрывающие подлинные названия и фамилии авторов. На обложках записаны «обновленные» заглавия произведений. Задача игроков – «перевести» эти заголовки с молодежного сленга на язык классики.
Команды подходят, берут книгу поочередно и высказывают свои версии.
«Предки и бэби» («Отцы и дети» И. С. Тургенева)
«Тинэйджер» («Подросток» Ф. М. Достоевского)
«Записки чайника» («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя)
«Шнобель» («Нос» Н. В. Гоголя)
«Не в свою тачку не садись» («Не в свои сани не садись» А. Н. Островского)
«Братья-рэкетиры» («Братья-разбойники» А. С. Пушкина)
«Мочиловка и залет» («Преступление и наказание» Ф. Достоевского)
«Кому на Руси кайф» («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова)
По 1 баллу за каждый правильный ответ
По окончании состязания жюри подводит итоги, награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Торжественное открытие интеллектуального клуба «Великолепная пятерка»
Открытие интеллектуального клуба "Великолепная пятерка"...
Интеллектуальная игра "Великолепная семерка"
Разработка внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 7 класса...
презентация мероприятия ко Дню Российской науки интеллектуальная игра "Великолепная семерка"
интеллектуальная игра "Великолепная семерка"...
интеллектуальная игра "Великолепная семерка"
мероприятие ко дню российской науки...
Сценарий интеллектуально-творческого командного конкурса "Великолепная пятерка".
Интеллектуальный конкурс для обучающихся 8-9 классов ОУ....
Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов.
Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов. Может быть применена как на уроке, так и во внеурочное время. Используются метапредметные связи....
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуально – развлекательная игра «Великолепная семерка». 7 класс
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса у обучающихся 7 классов к естественным наукам: биологии и географии....