Образы детей в сказке- были М.Пришвина "Кладовая солнца"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Корнева Галина Александровна


Анализ произведения, его  главных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin_6klpril.rar462.41 КБ

Подписи к слайдам:

Михаил Михайлович Пришвин(1873 – 1954) «Кладовая солнца». Герои сказки – были.
*
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю.М. М Пришвин
*
Книги Пришвина для детей:
*
*
Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь).
*
ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
*
ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает.
БОНДАРЬ - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).
ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться.
СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку.
МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы).
*
Повторим термины
ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему:житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза.
*
Повторим термины
Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство:моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза.
*
Повторим термины
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета:И растет ребёнок там не по дням, а по часам.
Сравнение – явление или понятие , которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.Он был похож на вечер ясный.
*
Настя
*
Портрет Насти
Внешний
Внутренний
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком)Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Сравнение – как золотая курочка. Метафора – золотые веснушки, носик глядел вверх, катилась обратно в избу. , волосы отливали золотом.
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылкуЛюбит родителей: как и покойная мать…
*
Митраша
*
Портрет Митраши
Внешний
Внутренний
Возраст: десять лет с хвостиком.Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Метафора- мужичок в мешочке, золотые веснушки, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх.Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
*
Настя и Митраша
Общее между ними
1.Внешнее сходство
2. Внутреннее сходство
3. Отношение жителей
4. Отношение автора
Различие внутреннее
Настя
Митраша
*
Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк.
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия…
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.
*
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю.М. М. Пришвин
*
Настя
Добрая, трудолюбивая
Хозяйничает, ласкает, заботится
«Золотая курочка на высоких ножках
Хозяйка
*
Митраша
Самостоятельный, упрямый
Мастерит, намекает, хорохорится
«Мужичок в мешочке»
Хозяин
*
Дети
Милые , умные
Заботятся, работают, учатся
Дружные ребята
Семья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...

Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке  учащиеся должны выяснить,  каковы особенности сказки-были как...

Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны.

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать...