Урок литературы. И.С. Шмелев. "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
план-конспект урока литературы (5 класс) на тему
ТиУУрок комбинированный. Цели урока:познакомить учеников с биографией И.С. Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова; развить навыки анализа текста. Оборудование урока: презентация, портреты И.С. Шмелева, А.П. Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_sergeevich_shmelev.ppt | 745 КБ |
shmelev_urok.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Иван Сергеевич Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
Класс – 5
Тип урока – комбинированный
Цели урока: познакомить учеников с биографией И.С. Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова; развить навыки анализа текста
Оборудование: презентация, портреты И.С. Шмелева, А.П. Чехова
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
Мы говорили о связи двух веков-XIX-XX, читая стихотворения, посвященные А.С. Пушкину. Сегодня мы поговорим об одном из писателей 20 века-Иване Сергеевиче Шмелеве.
2. Слово учителя и параллельный показ презентации
3 слайд - И.С. Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы
4 слайд - Внешне Шмелев очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.
Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания писателя, посвященные ему: «Отец с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник».
5 слайд - У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева.
Писатель хорошо знал свой город (Москву) и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое, и нет никого людей. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет…
Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…»
6 слайд - Самые яркие впечатления будущий писатель получил во дворе:
«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами»
7 слайд - «Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова»
8 слайд - Писать Шмелев начал в детстве
В гимназии преподаватель словесности, «незабвенный» Федор Владимирович Цветаев дал пятикласснику свободу творчества: «Пиши как хочешь!»
9 слайд - После окончания юридического факультета Московского университета И.С. Шмелев пять лет работал налоговым инспектором в провинции
10 слайд - Эти годы, по признанию писателя, позволили «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство».
11 слайд - В 1907 г. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. Он издает 53 книги и восьмитомное собрание сочинений
12 слайд – фотография И.С. Шмелева с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем
13 слайд – изображения дома-музея И.С. Шмелева в Крыму
3. Чтение статьи в учебнике. Отрывок из книги Ю. Кутыриной «Иван Шмелев». Стр. 105-106.
4. Беседа с учениками:
- Как вы думаете, почему Ю. Кутырина особое внимание уделяет описанию глаз писателя? (глаза - зеркало души, у Шмелева они чаще всего грустные, серьезные)
- Посмотрите на название рассказа. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте.
- Как вы думаете, почему рассказ носит двойное название? (для автора важно передать свою встречу с Чеховым и в то же время рассказать о рыбной ловле)
5. Чтение начала рассказа.
- Что мы узнали о судьбе приятеля автора воспоминаний, Женьки Пиуновского? (он погиб как герой во время Первой мировой войны)
- Как проводили лето мальчики? Чем увлекались? (играли в индейцев, эскимосов, ловили рыбу)
-Посмотрите на описание летнего утра. Какие художественные приемы помогают создать картину картины? (эпитеты: жидким золотцем, в розоватом туманце, метафоры: смутные камыши, сонные всплески).
- Как автор описывает карасей? («тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник»)
6. Итоги урока: - Ходили ли вы на рыбалку?
- Как мальчики относятся к рыбалке?
-Что мы узнали о нашем герое?
7. Домашнее задание: дочитать рассказ до конца, подготовить пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Урок литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова "О любви"
Урок- исследование в 8 классе по теме "Рассказ А. П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"...
Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова.
Конспект урока по литературе позволит обобщить знания по творчеству А.П.Чехова, а также сформирует взгляд на мировоззренческие позиции самого писателя, его отношение к "футлярной" жизни, на примере "М...
Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Урок литературы с презентацией...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня" составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...
Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."
А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким чело...
Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"
Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...