Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Красильникова Светлана Васильевна

Конспект урока по литературе позволит обобщить знания по творчеству А.П.Чехова, а также сформирует взгляд на мировоззренческие позиции самого писателя, его отношение к "футлярной" жизни, на примере "Маленькой трилогии" Привлеченный материал позволит расширить представления школьников о музыке и живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО  УРОКА   ПО  ЛИТЕРАТУРЕ   (10  КЛАСС)

Тема:  Маленькая  трилогия. Идейно – художественное  своеобразие.

Рассказы « Человек в  футляре»,  «Крыжовник»,  « О  любви».

Цели: рассмотреть   идейно- художественное  своеобразие  рассказов;

           роль  художественной  детали  в  раскрытии  характера  героя.

           Показать  связь  творчества  А.П.Чехова  и  П.И.Чайковского,  роль  музыки  при  чтении                      

.          пейзажных  зарисовок   в  рассказах Чехова

           Развивать  речь  старшеклассников  и  формировать  навыки  работы  с  текстом.

                                                           ХОД  УРОКА

1  Проверка  д/э

Викторина  по  рассказам  Чехова

Подведение  итогов  (Самопроверка)

- Сколько  безошибочных  работ?

2 Вступительное  слово  учителя.

В  1898  г. В  седьмой  книжке  « Русской  мысли»появился  «Человек  в  футляре», а  в  номере № 8  этого  же  журнала  были  напечатаны  следующие  выпуски  серии: « Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным  продолжением  первого  рассказа.

-  Что  объединяет  эти  рассказы  в  трилогию ?

( Герой , рассказчик – слушатель – действующее  лицо; конструкция  рассказ  в  рассказе; общий  образ  человека  в  «футляре». В центре  произведения- один  случай, который даёт  возможность  проследить  историю  жизни  человека, за  жизненной  историей  создаётся  обобщающее  представление  о  характере  современной  жизни.)

Пояснение: Чехов  сумел  заглянуть  в  глубину  подсознания  человека, в  подтекст   отношений  людей,  показать   трагическое  противоречие  мечты  и  жизни – необходимость  активного  сопротивления,  противостояния  «мелочам  жизни»,  преодоление  её  «пороков».Его  герои  оторваны  от  народной  среды. Они  задыхаются  в  футляре  своего бездельного,  бессмысленного  существования,  не  питаемого  корнями  оправданного,  целесообразного  народного  бытия, изолированного  от  деятельной,  преобразующей  энергии  своего  народа.

 

3  Работа  с  текстом

Два  приятеля – охотника,  расположившись  на  ночлег  в  сарае, рассказывают  друг  другу  разные  истории.  И,  между  прочим,- о  Мавре,  жене  старосты: «… женщина  здоровая  и  неглупая, но  всю  свою  жизнь  нигде  не  была  дальше  своего  села…а  в  последние  десять  лет  все  сидит  за  печью  и  только  по  ночам  выходит  на  улицу»

Один  из  собеседников – учитель  гимназии  Буркин  – считает, что  таких  людей, «одиноких  по  натуре» которые,  как  рак – отшельник,  стараются  уйти  в  свою  скорлупу,  « на  этом  свете  немало» И  далее  он  рассказывает  об  учителе  греческого  Беликове.

4 Беседа  с  выборочным  чтением.

- Каким  предстаёт  перед  нами  Беликов?  ( внешний  вид, обстановка  в  его  квартире;  вещи, окружающие  его; речь  ..)

-  Что  можно  сказать  о  жизненных  принципах  Беликова?

-  Что,  по вашему  мнению  составляет основу  его  характер

-  Почему  ничтожный  Беликов  «держал  в  руках»  весь  город ?

В  гимназию  приезжает  работать  новый  учитель  истории  географии.  Его  сестра  Варенька «высокая, стройная,  чернобровая,  краснощекая»  очаровала  всех  и  даже  произвела  впечатление  на  Беликова.  А  когда  окружающие  стали  внушать  ему  мысль  о  браке, «он  решил,  что  ему  и в  самом  деле  нужно  жениться

-  Изменился  ли Беликов  после  этого  решения  ? Почему  он  медлит  сделать  предложение  Вареньке 7

-  Что  потрясло  Беликова  и  о  чем  предупреждает он  брата  Вареньки ?Как  тот  воспринимает  предупреждение?

_  Отчего  Беликов  умирает  ?

-  Какие  эпизоды  можно  зачитать,  чтобы  доказать,  что  Беликов  умер,  а  беликовщина   осталась  ?

-  Каке  можно  раскрыть  понятие «беликовщина» ?

-  Есть  ли  духовное  родство  между  Беликовым,  Буркиным  и  другими  учителями,  горожанами ?

-  Прав  ли  Буркин,  когда  ( в  начале  рассказа) определяет  «футлярность»  Беликова  как  психологическую  особенность  отдельных  личностей  ?

-  Какой  вывод  делает  Иван Иванович ?  Согласны  ли  вы  с ним ?

5  Рассказ  «Крыжовник»  (Сообщение  учащейся )  

   Запись  выводов  в  тетради.  (  см.  опорную  таблицу )

6  Рассказ   « О любви»  (Сообщение  учащейся )  

7  Слово  учителя.

Трилогия  завершается,  но  не  кончаются  раздумья  читателя  о  жизни  и  счастье,  красоте  и  любви,  робости  и  смелости. И  словно бы  желая  ещё  раз  на  прощанье  сказать,  что  выход  есть,  надо  его  искать,  не  отчаиваясь  и  не уставая. Поэтому  автор  завершает  трилогию  картиной  счастливой  радостной  природы

8  Чтение  эпизода  под  музыку  Чайковского

-  Какова  роль  пейзажа ?

-  Как  связано  творчество  Чехова  и  Чайковского ?

Трилогия  носит  смешанную  форму  повествования, которая  позволяет  исследовать  разные  сферы  жизни  и  духовный  мир  людей  своего времени. Передавая  рассказы  трёх  лиц  об  увиденном,  пережитом,  Чехов  корректирует  их  выводы,  вовлекает  и  читателя  в  процесс исследования  жизни. Читателю  предоставляется  возможность  сопоставить  разнообразный  жизненный  материал,  «сверить  показания»  трёх  рассказчиков,  научиться  различать  духовную  окостенелость   и  проблески  пробуждения  личности.

9 Выводы  по  уроку

-  Почему   рассказы « Человек в  футляре»,  «Крыжовник»,  « О  любви».называют  2маленькой    трилогией»  ?

-  Есть  ли  что –то  общее  в  образах  Беликова,  Ивана  Ивановичи  и  Алёхина  ? Что  именно  ?

- Как  помогают  образы  рассказчиков  понять  смысл  « маленькой  трилогии»  ?

- В чем  вы  видите  Связь  между  проблемами,  поднятыми  Чеховым  в  этом  произведении  и  современной  жизнью  России ?

Д/з  написать  сочинение – миниатюру:

-  Кто  такие  «футлярные  люди»?

-  Счастливые  и  несчастливые  герои  «маленькой  трилогии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Презентация к уроку литературы "Страницы жизни и творчества А.П. Чехова."

Данная презентация, предназначенная для проведения урока русской литературы, расскажет Вам о великом писателе – Антоне Павловиче Чехове. Вы узнаете о детстве писателя, его родителях. Кроме того,...