Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня" составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопоставительные таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы с использованием технологии критического мышления | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Тема: Рассказ А. П. Чехова «Размазня».
Цель: углубить представление о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов;
показать мастерство писателя в раскрытии психоло-гических персонажей;
развивать навыки анализа литературного текста;
способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей обучающихся.
Методические приёмы: выразительное чтение, элементы анализа текста, работа с кластерами, таблицами, иллюстрациями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству Антона Павловича Чехова. На этом занятии я предлагаю вам познакомиться с ещё одним удивительным рассказом писателя, на примере которого мы вновь убедимся в мастерстве чеховского юмора. Но сначала, давайте ещё раз вспомним всё, что мы узнали о писателе.
3. Повторение и систематизация материала.
Стадия вызова.
Составьте небольшой кластер по теме «А.П. Чехов», включив в него все сведения о жизни и творчестве писателя, которые вы запомнили.
Примерный кластер учащихся, составленный после определенной работы:
4. Работа с текстом.
1.Стадия вызова.
- Наш рассказ называется «Размазня». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?
Примерные ответы учащихся:
- Какое-то месиво, грязь, каша, слякоть.
- Непонятный, небрежный детский рисунок.
- Слабак, неудачник, тюфяк.
- Неудачная работа художника.
- Можно ли по этому названию определить, о чём пойдет речь в чеховском рассказе?
2. Составим корзину идей на доске.
Запомните, пожалуйста, свои версии.
3. Чтение текста учителем до слов: «Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц» (включительно).
4. Первая остановка.
Стадия осмысления.
- Что нового узнали? Кто герои рассказа?
- Какова ситуация?
- Кто такая гувернантка? (лексическая работа)
- Что значит посчитаться? (лексическая работа)
- Как понимаете выражение «Вы такая церемонная»?
- Как можете охарактеризовать автора повествования?
- Что можно сказать о начале произведения?
(Стремительное быстрое начало, как особенность стиля А. П. Чехова)
5. Чтение текста до слов: «…- Мерси, - прошептала она.»
6. Вторая остановка.
Стадия осмысления.
- Как ведет себя хозяин, работодатель?
- Как вы думаете, какова его цель?
- Какую характеристику вы дадите рассказчику сейчас?
- Какие чувства у вас вызывает Юлия Васильевна?
- Давайте понаблюдаем, как ведёт себя хозяин и как реагирует на его слова и поступки гувернантка, заполнив следующую таблицу:
Хозяин | Гувернантка |
После работы учащихся таблица может выглядеть примерно так:
Хозяин | Гувернантка |
тридцать рублей | сорок |
два месяца | два месяца пять дней |
девять воскресений и три праздника вычесть | вспыхнула, затеребила кофточку, но… ни слова |
долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль | левый глаз покраснел |
7. Чтение текста до слов: «Меня охватила злость» (включительно)
8. Третья остановка.
Стадия осмысления.
- Почему Юлия Васильевна готова покорно снести несправедливость?
- Как вы думаете, почему автор повествования так разозлился? Что вывело его из себя?
- Предположите причину его злости.
Примерные ответы учащихся:
- Не хотел давать деньги.
- Не был удовлетворен работой гувернантки.
- Разозлила реакция Юлии Васильевны на его слова и поступки.
9. Чтение текста до конца
Стадия осмысления.
Особенность стиля Чехова в элементе неожиданности, в стремительном финале.
- Ожидали ли вы такую развязку?
- Для чего хозяин преподал жестокий урок гувернантке?
- Почему автор повествования извинился за вынужденную жестокость?
- Подтвердилось ли ваше мнение о рассказчике?
- Подтвердилась ли ваша версия о предмете повествования чеховского рассказа?
Стадия рефлексии.
- Как бы вы ответили на вопрос «Разве можно на этом свете не быть зубастой?»
- Современна ли тема сегодня?
- Принес ли пользу урок? Над чем заставил задуматься?
- Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы искоренить раба?
5. Вывод.
Тема, поднятая в чеховском рассказе, актуальна и в наши дни. Каждый из нас должен протестовать против любой несправедливости, отстаивать своё мнение и свои права, уважать себя. В любой жизненной ситуации вести себя достойно, без гордыни и самовлюбленности, оставаясь настоящими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Family" с использованием технологии критического мышления
На уроке английского языка по теме «Family» в 5 классе по учебнику « Spotlight» использована технология критического мышления. ученики знакомятся с правилами создания кластера и синквейна....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления
Урок, направленный на формирование культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...
методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления
Урок, направленный на формирование культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.
Тема занятия:« Политические формы(режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).Тип занятия: комбинированныйЦель занятия: формирование критического стиля мышленияОб...
Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...