Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Мутырова  Ирина     Алексеевна

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопоставительные таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема: Рассказ А. П. Чехова «Размазня».

Цель: углубить представление о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов;

         показать мастерство писателя в раскрытии психоло-гических персонажей;

        развивать навыки анализа литературного текста;

       способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей обучающихся.

Методические приёмы: выразительное чтение, элементы анализа текста, работа с кластерами, таблицами, иллюстрациями.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству Антона Павловича Чехова. На этом занятии я предлагаю вам познакомиться с ещё одним удивительным рассказом писателя, на примере которого мы вновь убедимся в мастерстве чеховского юмора. Но сначала, давайте ещё раз вспомним всё, что мы узнали о писателе.

3. Повторение и систематизация материала.

Стадия вызова.

Составьте небольшой кластер по теме «А.П. Чехов», включив в него все сведения о жизни и творчестве писателя, которые вы запомнили.

 

Примерный кластер учащихся, составленный после определенной работы:

4. Работа с текстом.

1.Стадия вызова.

- Наш рассказ называется «Размазня». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Примерные ответы учащихся:

- Какое-то месиво, грязь, каша, слякоть.

- Непонятный, небрежный детский рисунок.

- Слабак, неудачник, тюфяк.

- Неудачная работа художника.

- Можно ли по этому названию определить, о чём пойдет речь в чеховском рассказе?

2. Составим корзину идей на доске.

Запомните, пожалуйста, свои версии.

3. Чтение текста учителем до слов: «Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц» (включительно).

4. Первая остановка.

 Стадия осмысления.

- Что нового узнали? Кто герои рассказа?

- Какова ситуация?

- Кто такая гувернантка? (лексическая работа)

- Что значит посчитаться? (лексическая работа)

- Как понимаете выражение «Вы такая церемонная»?

- Как можете охарактеризовать автора повествования?

- Что можно сказать о начале произведения?

(Стремительное быстрое начало, как особенность стиля А. П. Чехова)

5. Чтение текста до слов: «…- Мерси, - прошептала она.»

6. Вторая остановка.

Стадия осмысления.

- Как ведет себя хозяин, работодатель?

- Как вы думаете, какова его цель?

- Какую характеристику вы дадите рассказчику сейчас?

- Какие чувства у вас вызывает Юлия Васильевна?

- Давайте понаблюдаем, как ведёт себя хозяин и как реагирует на его слова и поступки гувернантка, заполнив следующую таблицу:

Хозяин

Гувернантка

После работы учащихся таблица может выглядеть примерно так:

Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

сорок

два месяца

два месяца пять дней

девять воскресений и три праздника вычесть

вспыхнула, затеребила кофточку, но… ни слова

долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль

левый глаз покраснел

7. Чтение текста до слов: «Меня охватила злость» (включительно)

8. Третья остановка.

Стадия осмысления.

- Почему Юлия Васильевна готова покорно снести несправедливость?

- Как вы думаете, почему автор повествования так разозлился? Что вывело его из себя?

- Предположите причину его злости.

Примерные ответы учащихся:

- Не хотел давать деньги.

- Не был удовлетворен работой гувернантки.

- Разозлила реакция Юлии Васильевны на его слова и поступки.

9. Чтение текста до конца

Стадия осмысления.

Особенность стиля Чехова в элементе неожиданности, в стремительном финале.

- Ожидали ли вы такую развязку?

- Для чего хозяин преподал жестокий урок гувернантке?

- Почему автор повествования извинился за вынужденную жестокость?

- Подтвердилось ли ваше мнение о рассказчике?

- Подтвердилась ли ваша версия о предмете повествования чеховского рассказа?

Стадия рефлексии.

- Как бы вы ответили на вопрос «Разве можно на этом  свете не быть зубастой?»

- Современна ли тема сегодня?

- Принес ли пользу урок? Над чем заставил задуматься?

- Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы искоренить раба?

5. Вывод.

Тема, поднятая в чеховском рассказе, актуальна и в наши дни. Каждый из нас должен протестовать против любой несправедливости, отстаивать своё мнение и свои права, уважать себя. В любой жизненной ситуации вести себя достойно, без гордыни и самовлюбленности, оставаясь настоящими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Family" с использованием технологии критического мышления

На уроке английского языка по теме «Family» в 5 классе по учебнику « Spotlight» использована технология критического мышления. ученики знакомятся с правилами создания кластера и синквейна....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.

Тема занятия:« Политические формы(режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).Тип занятия: комбинированныйЦель занятия: формирование критического стиля мышленияОб...

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...