Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ya_i_moyo_detstvo.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Вытовтова Людмила Петровна 222-958-363
МОУ «СОШ №4 им. И.С.Черных», г. Томск.
Пояснительная записка
К уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».
Введение. Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы Школа 2100. Посредством литературы формируется понимание что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству. Изучение литературы развивает самоанализ личности, воспитывает в нем толерантность.
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данному разделу.
Развивающие: продолжить работу по развитию речевой культуры учащихся, логического мышления, формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать память, творческие способности обучающихся и коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе через создание ситуации успеха. Воспитание милосердия, доброты, терпимости.
Тип урока: зачет. Урок обобщения и закрепления изученного.
Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Место работы в учебном плане: заключительный, зачетный урок «Я и мое детство».
Подготовительная работа:
Изучение биографии писателей данного раздела, помогающее лучше понять их творческую личность.
Внимательное прочтение дневниковых записей, где автор размышляет над проблемами становления личности,а также чтение прозаических и стихотворных текстов данного раздела, изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.
Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями, книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов.Учебник.
Актуальность урока:
Подбор заданий урока – зачета стимулирует самостоятельную мысль, дает возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам, выявить уровень сформированности у учащихся основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.
Ход урока:
- Организационный момент.
По усмотрению учителя, учитывая особенности учащихся, можно предложить работать индивидуально, в парах или в группах. Обучающимся предлагаются 3 варианта зачетной работы, которую они выполняют в течение урока. По окончании проверки работа анализируется.
Вариант № 1
Задание № 1: Из биографии каких писателей взяты
следующие факты:
- Этот человек носил придуманную фамилию, образованную от слова «сердце».
- Этот человек открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.
- Этот человек родился в крестьянской семье. Большая часть его творчества посвящена природе и родине.
- Этот человек воспитывался в сиротском приюте. Воспоминания об этом легли в основу романа.
- Этот человек начал работать в 10 лет. Переменил большое количество профессий. Со временем увлекся литературой и стал известным писателем.
Задание № 2: Укажите автора и название стихотворения.
- Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я . Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
- Темнеет. Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
3. Убить врага из пистолета.
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом гдето,
Там, за экраном впереди.
Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.
Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.
- Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.
Задание № 4: Что обединяет эти строчки из стихотворений разных авторов. Автора и название стихотворения указать
.
1 Как я хочу придумать средство, 2 Вернуться туда невозможно
Чтоб счастье было впереди, И рассказать нельзя,
Чтоб хоть на час вернуться в детство, Как был переполнен блаженством
Догнать, спасти, прижать к груди. Этот райский сад.
Задание № 5: Выбери нужный вариант:
1. Агнец – это а) ягненок, б) огонь, в) ангел
2. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
4 Простоволосый- это а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
5 Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
6 Длань- это: а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.
7 Перст- это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.
Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Иленька Грап.
Задание № 7 : В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Гуманизм
Задание № 8: Из какого произведения взят этот отрывок ? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?
«Наступила пауза, во время которой я почувствовала, что мне уже удается сдержать дрожь, сотрясавшую все мои члены: ведь так или иначе суда не избежать, а испытание нужно вынести с твердостью.
- Дорогие дети! – продолжал с пафосом проповедник.- Это печальный, это горестный случай! Но мой долг предупредить вас, ибо девочка, которая могла бы быть одной из смиренных овец Господних, на самом деле – отверженная, это не член верного стада, она втерлась в него. Она – враг. Берегитесь ее, остерегайтесь следовать ее примеру; если нужно – избегайте ее общества, исключите ее из ваших игр, держитесь от нее подальше. А вы, наставницы, следите за ней: наблюдайте за каждым ее движением, взвешивайте каждое слово, расследуйте каждый поступок, наказывайте плоть, чтобы спасти душу, - если только спасение возможно, ибо это дитя (мой язык едва мне повинуется), этот ребенок, родившийся в христианской стране, хуже любой маленькой язычницы, которая молится Браме и стоит на коленях перед Джаганатом… Эта девочка лгунья!»
Вариант № 2
Задание №1: Из биографии каких писателей взяты следующие факты?
1. Этот человек принадлежал к родовитой дворянской знати. По материнской линии он приходился родственником А.С. Пушкину.
2. Этот человек писал под псевдонимом, который отражал его непростую жизнь.
3.Жизненный принцип этого человека :»быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени ,ни от среды»
4. Этот человек покончил с собой в 1925 году в Петрограде.
5. Этот человек ,помимо того, что был талантливым писателем, занимался еще общественной деятельностью,издавал журнал «Полярная звезда»,газету «Колокол»
Задание № 2: Укажите автора и название стихотворения.
1 Изба крестьянская , 2 Вернуться туда невозможно
Хомутный запах дегтя, И рассказать нельзя,
Божница старая , Как был переполнен блаженством
Лампады кроткий свет. Этот райский сад
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
3 Но в детстве можно все на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог,как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.
Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.
Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.
1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.
Задание №4 :Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.
1 Я помню только то, 2 Еще я помню уличных гимнастов,
Что мужики роптали, Шарманщиков, медведей и цыган
Бранились в черта, И помню развеселый балаган
В Бога и в царя. Петрушек голосистых и носатых.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.
Задание № 5: Выбери нужный вариант:
1 Агнец – это а) ягненок, б) огонь, в) ангел
2 Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
4 Простоволосый- это а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
5 Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
6 Длань- это: а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.
7 Перст- это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.
Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Николай 1
Задание7
Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Публицист.
Задание № 8 Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?
«Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием. Середь Кремля митрополит Филарет благодарил Бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились, пушки гремели с высот Кремля.
Никогда виселицы не имели такого торжества. Николай понял важность победы!
Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками. Я не отомстил, гвардия и трон, алтарь и пушки – все осталось; но через тридцать лет я стою под тем же знаменем, которого не покидал ни разу».
Вариант 3.
Задание №1: Из биографии каких писателей взяты следующие факты?
1 Этот человек родился в образованной и высококультурной семье .Отец-профессор и искусствовед, мать -пианистка.
2 На жизнь этого человека очень сильно повлияло декабристское восстание и казнь декабристов
3 Этот человек в своем творчестве при создании образов использовал удивительную цветовую гамму,передавал звуки и запахи.
4 Когда ему было 3 года ,он заболел холерой. Заботясь о нем, его отец тоже заболел и умер.Мальчик же выжил.
5 Известнейший роман этого человека назван по имени главной героини,образ которой во многом автобиографичен
Задание№2: Укажите автора и название стихотворения:
1 Из столовой позвали нас к чаю. 2 Как захожий богомолец
Клубочком свернувшейся Асе Я смотрю твои поля.
Я страшную сказку читаю. А у низеньких оконец
Звонко чахнут тополя
3 Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Пахнет яблоком и медом
Песок как шелк…Прильну к сосне корявой По церквам твой кроткий спас
И чувствую: мне только 10 лет, И гудит за кослгором
А ствол – гигант, тяжелый, величавый. На лугах веселый пляс.
Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.
Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.
1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.
Задание №4 :Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.
1 Чем жарче, тем сладостней в бору 2 Никогда я не был
Дышать сухим смолистым ароматом, Счастливей, чем тогда.
И весело мне было поутру Вернуться туда невозможно
Бродить по этим солнечным палатам И рассказать нельзя…
Задание № 5: Выбери нужный вариант:
1 Агнец – это а) ягненок, б) огонь, в) ангел
2 Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
4 Простоволосый - это а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
5 Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
6 Длань- это: а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.
7 Перст- это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.
Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Сережа Ивин.
Задание № 7: Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Мемуары.
Задание № 8 : Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?
«Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки, закричав: - Лексея не дам! Не дам, изверг! Она стала бить ногою в дверь, призывая: - Варя, Варвара!..
Дед бросился к ней, сшиб ее с ног, выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергал рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и наконец бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:
- Привязывай! Убью!..
Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:
- Папаша, не надо!.. Отдайте…
Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон.
Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
II Подведение итогов: выводы по уроку, рефлексия.
Материалы для учителя:
- А.А. Волков; Л.А. Смирнова «История русской литературы XX века». М., Просвещение, 1977.
- М. Цветаева. Соч. в 2 томах, т.2. М., Художественная литература, 1980.
- О. Монахова; М. Стишова. Русская литература XIX века. М; Олма – Пресс, 1999.(Пособие для школьников и поступающих в вузы).
- Р.Н. Бунеев; Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. « Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.
Список литературы для учащихся:
- Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М., Просвещение, 2005.
- А.И. Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М., 1996.
- Р.Н. Бунеев; Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. « Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.
План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....
Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.
План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Викторина по литературе 5 класс (по итогам изучения 1 части хрестоматии под ред. Коровиной В.Я.)
Урок закрепления материала по итогам 1 полугодия (2 четверти). Занятие в игровой форме, как правило, заинтересовывает учащихся и способствует лучшему усвоению полученных знаний....
Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств»
Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств» направлен на повторение и закрепление изученного материала.Ход урока включает этапы разминки, под...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Методическая разработка занятия по математике на тему: "События", при изучении раздела теория вероятностей.
Методическая разработка предназначена для учащихся кулинарного колледжа, при изучении раздела математики "Элементы теории вероятностей".Разработка состоит из конспекта урока и презента...