Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.lermontov_-_8_kl..doc19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект первого урока в системе уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова

в 8 классе.

Тема урока: «Это было странное, загадочное существо...» (А.А.Ахматова)

Учитель: Куликовская Е.А.

Эпиграф:

Ни в одной литературе мира не бывало такого!

Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час

является на смену другой, которому суждено стать

преемником гения в осиротевшей литературе.

И.Андроников.

Цели урока: 1) продолжение знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова, начатого в прошлые годы; 2) развитие умения видеть то, что стоит за каждым словом человека; 3) обучение сравнительной характеристике лирических произведений; 4) наблюдение над жизнью и развитием идеи свободы в литературе 19 века и в творчестве М.Ю.Лермонтова; 5) пробуждение чувства гордости за своё отечество, за его историю, знакомство с неудержимым желанием быть полезным своей Родине.

Ход урока:

1).Слово учителя (введение в тему урока)

Рассуждение о кратковременности человеческой жизни и о словах эпиграфа...

2). Чтение высказывания А.А.Ахматовой о М.Ю.Лермонтове (со слов «Это было странное, загадочное существо» до «... И Лермонтова кончилось изгнанье...»).

3). Беседа по прочитанному отрывку (о биографии поэта).

-Почему А.А.Ахматова называет М.Ю.Лермонтова «странным, загадочным»?

-Какие места в нашем городе, связанные с именем М.Лермонтова, вам известны?

-Откуда строки: «Сквозь туман кремнистый путь блестит...»? Что вы знаете об истории создания этого стихотворения?

-О чём стихотворение «Парус» и когда оно было написано?

-О чём же пела «русалка над синей рекой»? (Чтение наизусть стихотворения учащимся).

-Почему и в каких стихах подражал Пушкину и Байрону? Когда вдруг «всем» захотелось подражать ему?

-Чем завораживает стихотворение «Есть речи — значенье...»? (Чтение наизусть учеником)

-Что из прозы М.Лермонтова вам уже известно? Что было завершено? Что так и не успел закончить?

-Как судьба Пушкина и Лермонтова связана с Кавказом?

4). Чтение учащимися статьи И.Андроникова о М.Лермонтове и беседа по вопросам.

-Что необычного было во внешности поэта (наблюдения над портретами М.Лермонтова: автопортрет 1837 г., портрет П.Е.Заболотского 1837 г., скульптура А.Опекушина в Пятигорске, памятник Н.Бродского в Москве, Б.Микешина в Санкт-Петербурге)

-Какие черты характера поэта нашли отражение в противоречивых высказываниях современников?

-Почему из 400 написанных стихотворений М.Лермонтов для своего сборника отобрал всего 26? Нужна ли такая требовательность?

*Рекомендации: И.Андроников «Великая эстафета», М.Сизова «Из пламя и света».

5). Сравнительнаый анализ стихотворений А.Пушкина «Узник» и М.Лермонтова «Желанье» и «Узник».

-Какие исторические события в России повлияли на рождение в литературе двадцатых годов 19 века идеи свободы?

-У какого поэта эта идея заблистала всеми цветами жизни?

Чтение стихов наизусть учащимися.

6). Выводы оформляем в таблицу.

А.Пушкин «Узник» (1822г.)

М.Лермонтов

«Желанье» (1832г.)

«Узник» (1837г.)

Оптимизм: свобода - желание; есть вера в её достижимость.

Страстное желание свободы. Ещё нет осознанной боли от недостижимости свободы, но и веры в возможность свободы, как у Пушкина, тоже нет.

Страстное желание свободы.пессимизм: глубокая скорбь от осознания недостижимости свободы.

-Чего же хотели, чем жили, чего жаждали люди того далёкого от нас 19 века? Кто становится их кумиром? Почему?

7). Домашнее задание.

-Выписать в тетрадь название 26 стихотворений и 2 поэм, которые М.Лермонтов сам отобрал для своего сборника 1840 г.

-Подготовить предложения для маршрута пешеходной экскурсии по лермонтовским местам Санкт-Петербурга.

-Стихотворение М.Лермонтова «Узник» выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...