Урок по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" по теме "Стыд,вина и извинения"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_modulyu_orkse_osnovy_svetskoy_etiki.zip | 947.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Стыд, вина и извинение» (модуль ОСЭ)
Нефедова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка
и литературы I квалификационной
категории МБОУ Илькинская СОШ
Меленковского района
Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Л.Н.Толстой
Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;
- ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
- развивать ответственность за свои поступки.
Актуальность данного урока: тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.
Оборудование: репродукция картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», мультимедиа, набор цветной бумаги.
Основные понятия и термины: стыд, вина, раскаяние, извинение.
Ожидаемые результаты:
1.Уважительное отношение к окружающим.
2.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
3.Умение просить прощение, прощать других .
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова, рефлексия.
Ход урока
I.Организационный момент.
Звучить песня «Улыбка»
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.
II.Проверка домашнего задания ( предыдущая тема «Золотое правило нравственности»)
-Как звучит основное правило нравственности?
(«Не делай другим того, что сам считаешь злом»).
III. Актуализация знаний.
-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
чувства
грусть тяжесть на душе
стыд
огорчение
вина
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
- Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину.
- Кто является главным героем? (мальчик)
- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)
- Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)
- Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
V. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.
VI. Работа над новым материалом
1.Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».
-Ребята, как вы думаете, что такое стыд? (ответы учащихся)
-Давайте обратимся к словарю
Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)
2.Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Обсуждение рассказа по вопросам:
- Почему заплакал Ваня?
- Какое он испытал чувство?
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)
- Какие поступки вызывают такое чувство?
(когда сделал что-то плохое, обидел друга)
- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.
3.Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45
- Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает? (ответы детей)
- Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.
Чтение отрывка обучающимися.
-А как объясняет это слово словарь?
Вина – 1.Проступок, преступление.
2. Причина, источник чего-либо неприятного.
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?
(обидел маму, друга, что-то не выполнил)
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)
-А что такое извинение?
Извинение – основание для оправдания.
4. Вывод. Работа по схеме:
Расположите слова по порядку
СТЫД--- ВИНА----- РАСКАЯНИЕ--------ИЗВИНЕНИЕ-------ПРОЩЕНИЕ
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
5. Работа со словами этикета.
-Какие мы слова употребляем, когда извиняемся? (ответы обучающихся)
Прочитайте на экране слова и подумайте, какие вы употребляете чаще?
- Извините , пожалуйста !
- Я прошу прощения( за то , что… )
- Я виноват перед вами…
- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…
- Я приношу свои извинения…
- Простите…
- Не сердитесь, пожалуйста…
Как можно отвечать на извинения? (ответы)
- Хорошо!
- Да ладно!
- Не стоит извинения! За что же извиняться?
- Не за что!
- Я не сержусь!
- Пожалуйста!
- Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы?
(в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)
- Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.
- Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели. Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).
IX. Закрепление основных понятий урока.
1.Работа с иллюстрациями.
- Ребята, перед вами фотографии. Выберите ту, которая не соответствует теме нашего урока.
2.Игра «Доскажи словечко»
- Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)
- Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)
- Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам…
3.Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.
- Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.
Когда человек краснеет
но лучше всего стыд перед самим собой
начинается его более благородное я
Доброму человеку бывает стыдно
в своей ошибке
Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
даже перед собакой
Нет стыда признаться человеку
Стыд перед людьми — хорошее чувство
тем беспечнее к ним относишься
X. Домашнее задание.
1.Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у
истории с героем картины Решетникова «Опять двойка».
2.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .
3.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова?
«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой (ответы детей)
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение, ложный стыд)
- А сейчас подведём итог нашего занятия. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:
- Я знал, что ... .
- Я узнал, что ... .
- Мне осталось непонятно ... .
Используемая литература:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.
2. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.
3.http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kostochkatolstoyl Л.Н.Толстой
Рассказ «Косточка»
4. http://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_styde/0-65
Пословицы и поговорки о стыде и вине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Презентация и конспект урока ОРКиСЭ модуля " Основы светской этики" по теме " Этикет" в 4 классе школы для глухих детей
Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в школе, во время поездки в общественном транспорте, в театре характеризует общий уровень культуры человек...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...
Разработка урока по модулю "Основы светской этики"
Тема: Добродетель и порок.Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия...