Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Цель: образовательная:
- дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
- развивающая:
- развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
- воспитательная:
- воспитать умение работать творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_legendy_ob_arione_i_stih._pushkina._6_klass.ppt | 645 КБ |
legenda_ob_arione.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.
Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».
Слайд 2.
Цель: образовательная:
- дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
- развивающая:
- развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
- воспитательная:
- воспитать умение работать творчески.
Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация.
Использование педагогических технологий: РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
- Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
«Знаю»
- Поэта А.С. Пушкина.
«Узнаю»
Слайд 3.
- Что такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Легенда ( в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожегова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
- Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?
Слайд 4.
2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.
Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Слайд 5.
- Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
Слайд 6.
- Чтение легенды об Арионе.
- Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
Ответ: события.
- Приключилось в жизни величайшее дело.
- Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
- Завладеть сокровищами Ариона.
- Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
Ответ: люди.
- Периандр Коринфа
- Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
- Корабельщики задумали злое дело.
- Дельфин вынес Ариона к Тенару.
Слайд 7.
- Сопоставим образы Периандра и Ариона.
- Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).
Ответ.
Арион.
Периандр
Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении
мудрый
недоверчивый
Человек, облечённый
властью.
Уличил корабельщиков в преступлении
Талантливый человек.
Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.
Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь
Слайд 8.
- Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).
Ответ.
В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.
Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.
Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.
Происходит величайшее диво – спасение Ариона.
- Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».
А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.
- Предположите, почему он выбрал такое название?
Ответы.
- Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
- Понравилась легенда…
Слайд 9.
Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,
наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Слайд 10.
- Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
- Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры для цитирования? Составьте план. (по выбору)
Ответ. (план)
- Одинаковое название.
- Драматизм сюжета.
- Герои - корабельщики.
- Спасение Ариона.
- Талант поэта и ценность искусства
Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.
Слайд 11.
- Выявим различия в этих стихотворениях?
- Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.
Ответ.
Стихотворение «Арион».
Легенда об Арионе.
Корабельщики – враги
Ариона.
Арион в кругу друзей
Арион бросается в воду
Вместе с другими становится жертвой «вихря»
Ариона спасает дельфин
Все погибают, Арион спасён грозою
Поёт последнюю песнь
« Я гимны прежние пою…»
Слайд 12.
- О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
Ответ.
- Восстание декабристов на Сенатской площади.
Слайд 13.
- Из истории создания стихотворения «Арион».
- Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
- Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
Слайд 14.
- Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?
Ответ.
Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.
“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Слайд 15.
Рефлексия.
- Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Литература.
- Легенда об Арионе
- А. С. Пушкин «Арион».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...
Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...
«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/
Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....
Легенда об Арионе и стихотворение А.С. Пушкина
разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс)...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Урок литературы в 6 классе на тему "Легенда об Арионе. Стихотворение А.С.Пушкина "Арион". Сравнительный анализ"
Материал содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе и продолжает серию уроков в разделе "Мифы Древней Греции". На урокедать дается понятие о легенде, дети знакомятся с содержани...
Открытый урок на тему «Геродот «Легенда об Арионе, А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»
Задачи деятельности учителя: - способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить...