Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorok.doc | 63.5 КБ |
pril.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
Цели:
1. В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова
2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3. Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).
Оборудование: на каждой парте - карточки - информаторы, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Оформление доски:
Тема: "Три Пророка"
(Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
...Я освятил тебя, пророком
для народа поставил тебя.
Книга пророка Иеремии
Становление Некрасова - "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию.
Н. Скатов.
Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, - приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Н. Мостовская.
1. Вступительное слово учителя.
Тема религиозности Некрасова - одна из самых неизученных. По мнению Н. Скатова, со стихотворения "Влас" (1855) "круто и глубоко в творчество Некрасова входит религиозность, даже намека на которую нет ни в одном произведении, созданном за все предшествующие многие годы.
Н. Скатов пишет: "Становление Некрасова - "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию"
(обращение к материалам, записанным на доске)
Другой современный исследователь - Н. Мостовская утверждает: "Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, - приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы.
- В каких произведениях Некрасова, рассмотренных нами ранее, присутствуют библейские мотивы?
("Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям", в поэмах "Саша", "Тишина").
Учитель: Тема нашего урока "Три "Пророка". Сегодня мы должны будем сопоставить стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, имеющие одинаковое название - "Пророк".
Мы должны будем выяснить, что общего у всех трех авторов в представлении о миссии пророка? В чем отличие? В чем особенность использования христианских мотивов в стихотворении "Пророк" Некрасова? Результаты работы будем заносить в таблицу (заполняется на доске по ходу урока).
Критерии сравнения | А. С. Пушкин | М. Ю. Лермонтов | Н. А. Некрасов |
| Поэт | Поэт | Идеальный общественный деятель |
2. От чьего лица ведётся повествование? | От лица пророка | От лица пророка | От лица лирического героя |
3. Миссия пророка | “Глаголом жги сердца людей” | Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. | Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой |
4. Лексический строй | Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. |
Использование современной лексики. Лишено торжественности. | Использование современной лексики. Лишено торжественности |
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто такие пророки?
Учащийся: Пророк - это человек, наделенный сверхъестественным даром - предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Учитель: Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Поэт.
Учитель: Схожи ли сюжеты стихотворений Пушкина и Лермонтова? Что лежит в их основе? (обращение к карточке – информатору – см. Приложение)
Учащийся: Сюжеты разные. Пушкинский - становление пророка. Лермонтовский - это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка - книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.
Учитель: Как создают образ поэта - пророка Пушкин и Лермонтов?
Учащийся: Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров.
Учитель: Что открылось поэту - пророку в стихотворении Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца людей». Лермонтовский пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан.
Учитель: Кто выполняет миссию пророка в стихотворении Некрасова? Подумайте, почему это стихотворение имеет посвящение, а в некоторых изданиях выступает как заголовок - Н.Г. Чернышевский?
Учащийся: Миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин").
Учитель: Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин - Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты.
Учитель: От чьего лица ведется повествование в каждом из стихотворений?
Учащийся: В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.
Учитель: Сколько точек зрения выражено в стихотворении "Пророк" Некрасова? (Обратите внимание на прямую речь, кому она принадлежит? Найдите и прочитайте эти точки зрения.)
Учащийся: Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других").
Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.
Учитель: Что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие (чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается). Сравните 3 отрывка - у Пушкина - последняя строфа, у Лермонтова первые строфы, у Некрасова - последняя строфа.
Учащийся: У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать, "глаголом жечь сердца людей"
Учитель: Сравните последнюю строфу "Пророка" Пушкина и цитату из Евангелия от Марка. Видны явные переклички. Дано ли пророку знать, о чем ему предстоит говорить, почему?
Учащийся: Нет, не дано, т.к. абсолютно его отречение от собственной воли. Неслучайно финальные строки "Пророка" Пушкина - прямая речь, слово Бога, который не раскрывает сути прорицаний своему посланнику, но повелевает. " Восстань... виждь и внемли... Исполнись волею моей... жги", что согласуется с каноническим текстом не Ветхого, а Нового Завета:... "не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк,13;11)
Учитель: Каков пророк Лермонтова, если оценивать его с точки зрения выражения своей воли? Какова его миссия?
Учащийся: Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского - разоблачения "злобы и порока" - и поучению в любви и истине.
Учитель: Миссия некрасовского пророка? Кто дает оценку судьбы пророка?
Учащийся: В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди - "Упрекающий" и лирический герой, которому - в буквальном смысле - принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз - "не провозглашать любви и правды чистые ученья"(Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе - не словом, а делом, своей крестной жертвой.
Учитель: Обратимся к лексическому строю стихотворений Пушкина и Лермонтова, Некрасова. Найдите в каждой строфе всех стихотворений слова, которые, на Ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего "я" (т.е. слова, имеющие евангельский колорит).
Учащийся: У Некрасова:
*1 строфа - судьба, жертвуя
*2 строфа - нет помыслов мирских, умереть за
за других (в Евангелии: "за други своя")
* 3 строфа - судьба
*4 строфа - распяли, час придет - он будет на
кресте (о приближении некоего часа в
Евангелии постоянно напоминает ученикам
Христос), послал бог Гнева и Печали.
Учитель: Только что мы нашли в тексте Некрасова слова, которые могут быть связаны с библейским текстом. Сравните, где ярче стилистически окрашены слова: в стихотворении Некрасова или Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: В стихотворении Некрасова они не столь ярко окрашены, как в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Речь о стилизации, намеренном подборе слов высокого стиля идти не может.
Учитель: Исследователи установили, что в "Пророках" и Пушкина, и Лермонтова есть явные и скрытые отсылки к тексту Ветхого и Нового Завета - книгам Исайи, Иеремии, Ионы, Евангелию от Марка, Псалмам, по которым мы можем отожествить Бога, пославшего героев с Богом - Троицей, одна из ипостасей которой - сын Божий, Иисус Христос.
У Некрасова о пославшем пророка сказано: "бог Гнева и Печали".
Когда в повествовании евангелистов Христос предстает гневающимся, печальным, говорит о себе как о боге гнева?
(Напоминает евангельские эпизоды заранее подготовленный ученик)
Учитель: В Евангелии мы видим Христа во Гневе - когда он изгоняет торгующихся из храма, обличает фарисеев, упрекает жителей Иерусалима, которым истина о Боге Едином была открыта раньше, чем эллинам и другим племенам.
Во всех случаях гнев Христа относится к случаям хулы на Духа Святого - намеренного искажения истины людьми, которым она была открыта. Печалится Христос, когда чувствует свою оставленность - учениками, которые не смогли бодрствовать с Ним и часа, когда "душа его скорбела смертельно", Петром, который трижды отречется от Него, Иудой, который его предает, и даже Всевышним (молитва о чаше, восклицание на кресте - "Зачем меня оставил"). Печалится Христос, видя, как "народ избранный" легко отходит от веры, как те же люди, которые встречали его с пальмовыми ветвями и выстилали коврами Ему путь, через малый срок глумятся над Ним и требуют: "Распни Его!"
Гнев и печаль Христа относятся к сознательной лжи (а не искреннему заблуждению) и отступничеству.
- Найдите в стихотворении Некрасова те строки, которые могли бы вызвать "Гнев и Печаль" Христа (и тем самым соотносятся с этими эпитетами)?
Учащийся: Эта точка зрения "Упрекающего", переданная как дословно, через прямую речь (осуждение пророка, хула на Духа Истины, который, по Библии, сходит на посланников Божьих и говорит их устами), так и косвенно: "Не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна" (оправдание собственного отступничества).
Учитель: Обратимся к последней строфе стихотворения Некрасова. Первоначально стихотворение было напечатано без нее. В 1877 г. Некрасов дарит И.Н. Крамскому экземпляр "Последних песен", куда входит стихотворение "Пророк", и последняя строфа вписана поэтом от руки; причем последняя, шестнадцатая, строка случайно отрезана при переплете книги, отсюда и разночтения в изданиях.
- Что изменилось в стихотворении с включением последней строфы?
- О ком идет речь в первых двух строчках? С чьей судьбой соотносится судьба пророка? Почему?
- Исполнена ли миссия пророка, удалось ли ему "рабам земли напомнить" о Боге? Есть ли в стихотворении указания на это?
Учащийся: Таким указанием является сама позиция лирического героя, резко отмежевывающегося от "Упрекающего", вступающего с ним в спор. Для лирического героя, который прочитывает судьбу пророка именно под знаком судьбы Христа, это напоминание уже свершилось.
Учитель: Последняя строфа, как и весь текст некрасовского "Пророка", созвучны полотну И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872). Искусствовед И. Ненарокомова, отмечая несомненную близость произведений Некрасова и Крамского, подчеркивает: можно подумать, что поэт, создавая "Пророка", глядел на "Христа в пустыне". В этом полотне Крамской показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. В основу картины положена евангельская повесть о сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С образом Христа на полотне Крамского современники художника связывали представление о высокоодухотворенном человеке, готовом на жертвы во благо народа.
Вспомним уже известное из курса древнерусской литературы: основная проблема, поставленная еще древнерусскими книжниками, - проблема святости, понимаемой как обожение (максимальное развитие в себе черт образа Божия до полного уподобления Ему), - никуда не уходит, остается на протяжении всего пути, проделанного русской классикой. В стихотворении Некрасова "Пророк" мы видим новый поворот темы: святость достигается не трудным воспитанием в себе "внутреннего человека", - нет, если в мире невозможно свято жить, жить не только "для себя", то остается возможным жертвовать собой, "умирать для других". И это - тот путь святости, который избирают для себя передовые люди эпохи, путь, по их мнению, единственно приемлемый, напоминающий чем-то времена первомученников христианства.
Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.
Предварительный просмотр:
Карточка-информатор к анализу стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Пророк
Чтобы наставить еврейский народ в истинной вере, Бог часто ему посылал своих пророков. Главной задачей пророков было указать людям на их религиозные и нравственные нарушения и восстановить благочестие.
С веками установился среди евреев и образ истинного пророка в противовес лжепророкам: истинный пророк отличался совершенным бескорыстием, послушанием Богу, бесстрашным исполнением своего долга, глубоким смирением и любовью к людям, строгостью к себе и чистотой жизни.
Из «Книги пророка Исаии» (Глава 6)
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг к другу, и говорили: ''Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!''
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: ''Горе мне! Погиб я! Ибо человек с нечистыми устами, - глаза мои видели Царя, Господа Саваофа''.
6 Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.
7 И коснулся уст моих, и сказал: ''Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен''.
8 И услышал я голос Господа, говорящего: ''Кого мне послать? И кто пойдет для нас?'' И я сказал: ''Вот я, пошли меня''.
9 И сказал Он: ''Пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб я исцелил их''.
Из «Книги Пророка Иеремии» (гл. 1: 4 - 10)
4 И было ко мне слово Господне:
5 Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я осветил тебя: пророком для народа поставил тебя.
6 А я сказал: ''О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод''.
7 Но Господь сказал мне: ''Не говори: ''Я молод'', ибо ко всем, к кому пошлю я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь''.
8 ''Не бойся их; ибо я с тобою, чтоб избавлять тебя'', - сказал Господь.
9 И простер Господь руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
Из «Евангелия от Марка» (Глава 13: 11)
«…не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый».
Из «Книги Пророка Иеремии» (Гл. 19: 14-15; 20: 7-8)
14 И пришел Иеремия с Тофета, куда Господь посылал его пророчествовать, и стал на дворе дома Господня и сказал всему народу:
15 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на город сей и на все города его бедствие, которое изрек на него, потому что они – жестоковыйны и не слушают слов Моих.
7 Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8 Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
Из «Плача Иеремии (Глава 4: 11 – 13)
11 Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажег на Слоне огонь, который пожрал основание его.
12 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима.
13 Все это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе.Тема: "Бородино" М.Ю.Лермонтова и "Полтава" А.С.Пушкина. Сцены боя. сравнительный анализ."
Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся знакомятся со сравнительным анализом лирического произведения. Считаю такую форму актуальной, поскольку итоговая аттестация по ли...
«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/
Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Сравнительный анализ сцен боя в поэме А.С. Пушкина "Полтава" и стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков....
Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"
В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...
Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака
Урок литературы в 9 классе. Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина "Телега жизни", Я. Полонского "В телеге жизни" ......
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».
Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "Физические явления в художественных произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Н.Н.Носова."
ФИЗИКА- ОДНА ИЗ МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НАУК О ПРИРОДЕ....