Урок литературы в 6 классе на тему "Легенда об Арионе. Стихотворение А.С.Пушкина "Арион". Сравнительный анализ"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Материал содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе и продолжает серию уроков в разделе "Мифы Древней Греции". На урокедать дается понятие о легенде, дети знакомятся с содержанием "Легенды об Арионе"; развивается умение соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи, проводится сравнительный анализ легенды со стихотворением А.С.Пушкина "Арион", ЦЕЛИ - развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;воспитать умение работать творчески. Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная. Презентация помогает наглядно представить образы легенды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила Как нужно работать на уроке? Слушать учителя и одноклассников Вникать в вопросы Размышлять над прочитанным и ответом соседа Анализировать и реагировать Делиться своими мыслями Оценивать ответы других ребят
Вспомним предыдущий урок… Что изучали? Что такое мифы? Почему важно изучать мифы? Что в нашей жизни напоминает нам о Древней Греции?
Есть на звёздном небе созвездие Ориона… А наша легенда совсем о другом древнегреческом герое…
Орион – умелый охотник, возлюбленный богини Артемиды, отважно сражался с дикими зверями, угрожавшими жителям острова Хиос
Какие цели поставим на уроке? Понимать, что такое легенда. Кто написал легенду об Арионе? Кто такой Арион? Почему именно Арион стал героем легенды? Чем он это заслужил? Выразительно читать Уметь пересказывать Понять, почему А.С.Пушкин обратился к этой легенде Сравнить 2 Ариона (греческого и пушкинского)
Легенда. Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Легенду об Арионе записал историк Геродот. Prezentacii.com Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
Перескажите текст, отмечая ключевые события, явления, лица. Лица События Завладеть сокровищами Ариона Периандр Коринфа Приключилось в жизни величайшее дело. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф. Корабельщики задумали злое дело. Дельфин вынес Ариона к Тенару. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
Периандр. Арион. Человек , СТОЯЩИЙ У ВЛАСТИ недоверчивый мудрый Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении. Уличил корабельщиков в преступлении. Талантливый человек. Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ. Перед лицом смерти ведёт СЕБЯ достойно: поёт последнюю песнь. Спасительная сила искусства.
В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства. Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете. Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду. Происходит величайшее диво – спасение Ариона.
А. С. Пушкин. «Арион». 1827 год . Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
Выберите из текста примеры для цитирования Название. Драматизм сюжета. Герои - корабельщики. Спасение Ариона. Талант поэта и ценность искусства сходство
Легенда об Арионе. Стихотворение «Арион». Корабельщики – враги Ариона. Арион бросается в воду Ариона спасает дельфин Поёт последнюю песнь Арион в кругу друзей Вместе с другими становится жертвой «вихря» Все погибают, Арион спасён грозою « Я гимны прежние пою…»
Различия: А.С.Пушкин Легенда об Арионе Стихотворение «Арион» 1 . Рассказ от 3-го лица 2 . Арион и гребцы – враги, он поёт песню врагам 3. Ариона хотели убить из-за денег 4 . Спас дельфин, зачарованный пением 5. Никто не погиб _____________________ Столкновение человека с человеком. Помогает живая природа. 1. Рассказ от 1-го лица 2 . Арион и гребцы – друзья, поёт песню друзьям 3. Смерть несут силы природы 4 . Выброшен волною 5. Погибли все, кроме певца _______________________ Столкновение людей со стихией. Помощь природы – случайность.
Почему Пушкин написал это стихотворение? Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 25 декабря 1825 года.
Из истории создания стихотворения «Арион». Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами .
Определим взаимосвязь исторического события со стихотворением Пушкина? Дружные пловцы друзья поэта- декабристы В «грузном» челне они заняты общим опасным делом Певец духовно близок своим путникам. «А я, беспечной веры полн, пловцам я пел» Несоответствие «необъятной силы» моря и слабости перед ней пловцов. Вихрь погубил плывущих : «погиб и кормщик и пловец» Погибли вожди декабристов, другие в тюрьмах, на каторге «Я гимны прежние пою…» Верность идеалам декабристов «иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла»
Если известно, что Пушкин положил в основу стихотворения легенду об Арионе, можно ли считать, что он её пересказал? Повествовательную форму древнегреческой легенды поэт превратил в лирическую. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения? Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда,
Казнь декабристов рисунок Пушкина .
Рефлексия. Я узнал... Я понял, что ... Мне понравилось … Я научился... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Меня воодушевило...
Д/з: написать небольшое сочинение (8 -15) предложений на тему «Скрытый смысл стихотворения А.С.Пушкина «Арион» или Почему Пушкин назвал своё стихотворение «Арион»? Спасибо за работу на уроке! МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе разработала учитель МОУ «СОШ 5» города Ржева Тверской области
Цели: образовательная:
- дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
- развивающая:
- развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
- воспитательная:
- воспитать умение работать творчески.
Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация.
Использование педагогических технологий: РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.
____________________________________________________________________
Ход урока.
Слайд 1.
Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».
Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.
1. Актуализация знаний.
- Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
- «Знаю» Поэта А.С. Пушкина.
- «Узнаю» ЛЕГЕНДА, новое стихотворение знакомого поэта, почему Пушкин так назвал своё стихотворение? в чем их сходство и различие
Слайд 2. Вспомним предыдущий урок
- Что такое миф?
Это сказания о богах и героях, о происхождении земли , человека, о разных природных явлениях.
- Почему важно изучать мифы? 1)Это интересно с точки зрения истории, географии, биологии, астрономии, литературы. 2) Предки передали нам знания о мире.
3)Для нашего самопознания.Помогут понять содержание опер, полотен, худож. произведений.
- ЧТО нам сегодня напоминает о Древней Греции? ИМЕНА..Татьяна – устроительница, Александр – защитник, Анастасия – воскресение. Ирина – мир, Петр – камень. КОСМОС: Марс, Сатурн, Юпитер.НАЗВАНИЯ Апполон, Паллада, Аврора Олимпийские игры, РЕЧЬ, крылатые выражения, фразеологизмы: троянский конь, дары данайцев
Слайд 3, 4 Созвездие Ориона
Слайд 5. Исходя из д/з и темы урока Попробуйте сформулировать наши задачи на урок. Ц Е Л И
Слайд 7 ЖАНР ЛЕГЕНДАЧто такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Легенда ( в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожегова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Слайд 8. Дать индивид задание 5 человек Люди - события
Легенду об Арионе записал историк Геродот Сообщение
Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Геродот—первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая
дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории»
Слайд 9-10-11. Картинки Арион в живописи
- Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец. Почему на дельфине?
Слайд 11.Пересказ стоит картинка
ПЕРЕСКАЗ легенды об Арионе.
Арион родился в Мемфинах и был «несравненным кифаредом», то есть выдающимся музыкантом, играющим на кифаре. Он создал жанр дифирамба и обучил его исполнению хор в большом городе Коринфе. Бóльшую часть своей жизни он прожил в Коринфе, а затем решил отплыть в Италию и на Сикелию, то есть Сицилию. С богатством он решил возвратиться в Коринф и в городе Таранте сел на коринфский корабль. Но корабельщики решили его ограбить и предложили Ариону самому прыгнуть в море. Арион решил погибнуть с честью, надел полный наряд певца, спел и сам прыгнул в море. Он спасся: его вынес дельфин
- Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
Слайд 12 ПРОВЕРКА листочков
Ответ: люди.
- Периандр Коринфа
- Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
- Корабельщики задумали злое дело.
- Дельфин вынес Ариона к Тенару.
Ответ: события.
- Приключилось в жизни величайшее дело.
- Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
- Завладеть сокровищами Ариона.
- Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
Слайд 13.
- Сопоставим образы Периандра и Ариона.
- Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).
Ответ.
Слайд 8. Что мы узнали об Арионе. Каково отношение к нему?
-Почему Арион хотел спеть в «полном наряде певца»?
(Арион хотел спеть в полном наряде певца, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз, что для него важнее не богатство, которое он нажил, а его искусство певца. Он хотел, чтобы корабельщики поняли, что они лишают жизни не просто богатого человека, а лучшего в то время музыканта. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь и не захотят гибели такого искусного музыканта)
- Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала). Желтый текст
Ответ.
В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.
Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.
Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.
Происходит величайшее диво – спасение Ариона.
СЛАЙД 15 Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».
А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.
- Предположите, почему он выбрал такое название?
Ответы.
- Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
- Понравилась легенда
Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».
Слайд 16 Сходство текстов
- Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
- Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры-цитаты для доказательства частичного сходства сюжета? Составьте план. (по выбору)
Ответ. (план)
- Одинаковое название.
- Драматизм сюжета.
- Герои - корабельщики.
- Спасение Ариона.
- Талант поэта и ценность искусства
Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.
Слайд 17-18.
- Выявим различия в этих стихотворениях?
- Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.
Ответ.
Слайд 19.
- О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
Ответ.
- Восстание декабристов на Сенатской площади.
Слайд 20-21
- Из истории создания стихотворения «Арион».
- Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
- Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
Слайд 22. Пушкин пересказал легенду?
- Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?
Слайд 23. Ответ.
Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.
“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Слайд 24 Пушкин рисует казньдекабристов
Слайд 25 Рефлексия.
- Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
Слайд 26 Домашнее задание
Написать небольшое сочинение на тему «Скрытый смысл стихотворения Пушкина «Арион» или Почему Пушкин назвал стихотворение «Арион»???
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)
Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....