Рабочая программа по литературе для 7 класса . По учебнику М.Г.Ахметзянова
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

 

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2.  Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова.

«Программа по русской литературе для 5-11 классов татарской средней  общеобразовательной школы». Казань, издательство «Магариф»,  2009 г.

Базовый уровень. Рекомендовано МО и науки РТ.
 3. Учебного плана школы.

  Количество часов-70, в неделю-2 часа (35 уч. нед.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_lit_2011-12docx.docx78.08 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                         

                                                                                              «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                      Педагогическим советом

                                                                                      протокол от ____________2011 г. № ___

                                                                                      Введено приказом

                                                                                      от ____ ______________ 2011  г. №___                              

                                                                                      Директор школы:

                                                                                      _______________ / В.М.Утяшов/

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ 7  КЛАССА

                   

/ 1,2,3,4 четверти – 2 часов  в неделю,                                   всего 70  часов в год/

Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,

учитель  русского языка и литературы, вторая квалификационная категория.

              «СОГЛАСОВАНО»

              Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/

              «РАССМОТРЕНО»

              на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______

              Руководитель ШМО: ______________ /Е.П.Левашова/  от ___________2011 г.

                 

                                                        с. Бурды

                                                         2011 г.

                                       

            

Календарно-тематическое планирование

Черновой Энзе Асгатовны  

по предмету русская литература  на 2011-2012 учебный год

 План составлен на основании учебной программы

под редакцией М.Г.Ахметзянова,

 «Русская литература. Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы».

Допущено МО и науки РТ,  Казань, «Магариф», 2009 г.

Предмет

Класс

Всего кол-

во часов

Кол-во

 часов в

 неделю

Количество

Автор учебника, год издания

внеклассное чтение

сочинение

Русская литература

 7

70

    2

10

4

Под ред. М.Г.Ахметзянова, «Русская литература. 7 класс».

 1 и 2 часть

Казань, издательство

«Магариф», 2007 г.

Методическая тема на 2011-2012 учебный год

Районная

Школьная

Учителя

Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы.

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей  учащихся на уроках русского языка.

 


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания.

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План.

Факт.

Введение. (1 ч.)

1

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1

Комбинированный урок.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств Личность автора и авторское отношение к героям.

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. Уметь: пользоваться справочным разделом; составлять план и тезисы прочитанного;  рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию.

02.09

Устное народное творчество. (4 ч.)

2

Устное народное творчество. Народ ные песни.  

1

Комбинированный урок.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...».

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народ ного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского народа.

 Знать: своеобразие песен; содержание исторических песен; отражение в них жизни наро да.

Уметь: воспринимать и  анализировать песни; свободно работать с поэтическими фольклорными текстами.

Фронтальный опрос.

07.09

3

«Пугачев в темнице», «Пугачев  казнен».   Пугачев  - образ народного героя.

1

Комбинированный урок.

«Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жиз ни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Знать:   виды песен (бунтарские и разбой ничьи, патриотические);  историческую основу песен. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику песен, определять отношение народа  к героям, подтверждать ответ текстом (выделять места, языковые средства, описания портрета и др.)

Выразительное чтение.

09.09

4

Лирические песни. Народная обрядовая песня.

1

Комбинированный урок.

Лирические песни. Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народ ного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского народа.

Знать: тематику лирических песен; содержание лирических песен; героев лирических песен; язык лирических песен; роль обрядовых песен в жизни  народа.  Уметь:  воспринимать и анализировать песни; выражать свое отношение к прочитанным песням; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Подготовить сообщение о своих обрядовых песнях.

14.09

5

Развитие речи. Фольклорный праздник  «Лириче ские песни».

1

Комбинированный урок.

Лирические песни. Исполнение и прослушивание лирических песен разных народов.

Знать:  содержание песен; проблематику песен. Уметь:

участвовать в диалоге; высказать свое мнение.

 

Урок развития речи. Инсценировка песен.

16.09

Древнерусская литература.  (3 ч.)

6

Древнерусская литература. Аввакум. Биография.

1

Комбинированный урок.

Древнерусская литература. Аввакум. Биография. Теория литературы. Житие. Жития святых как произведения древнерусской литературы.                                                  

Знать: факты биографии и творческого пути Аввакума; определение понятия «житие», своеобразие жития;

уметь: определять художественные особенности жития и его отличие от других произведений. Уметь: выразительно читать, сохраняя интонацию.

 Подготовить сообщение о древнерусской литературе по доп.  материалам.

21.09

7

«Житие прото попа Аввакума, им самим написанное».  Язык  произведения.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений. Величие духа. Сила и красочность языка сочинений Авва кума.

Знать: жанр жития святых как один из распространённых жанров древнерусской литературы; особенности литературного жанра жития; автобиографический характер жития;  композиция. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на различные темы.

Фронтальный опрос.

23.09

8

Внеклассное чтение. №1

Ю. М. Нагибин. «Огненный прото поп».

1

Комбинированный урок.

Краткая информация о Юрий Маркович Нагибине и о его произведении. Главные герои произведения.

Знать: содержание произведения; проблематику произведения; тему и основную мысль; особенности произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы

Внеклассное чтение №1

Фронтальный опрос.

28.09

Русская литература XIX века.  (36 ч.)

9

Русская литература XIX века. В.А. Жуковский. Био графия. Личность поэта

1

Комбинированный урок.

Русская литература XIX века. Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта.

Знать: факты биографии и творческого пути В.А. Жуковского, его роль в развитии русской литературы; понятие баллада;  сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского Уметь: давать оценку действиям героев.

Составить хронологическую таблицу.

30.09

10

Баллада «Светлана». Историческая ценность баллад.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Русский национальный быт и обычаи, поэтические преда ния в балладе «Светлана». Сюже ты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).

 Знать: сюжет и образную систему баллады; историю создания баллады.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты.

Выполнить задание №8, стр.29.

05.10

11

Внеклассное чтение.№2

 В. А. Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка».

1

Комбинированный урок.

Содержание произведения. Главные герои. Сюжеты произведений. Национальные обычаи в данных балладах.

Знать: содержание баллады, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать текст, учитывая особую стилистику произведений. Уметь: самостоятельно работать с текстом; делать выводы.

Внеклассное чтение №2

Фронтальный опрос.

07.10

12

Е. А. Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика.  

Знать: факты биографии и творческого пути   Е. А. Баратынского; причины появления Баратынского в Казани. Уметь:  самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на литературные темы

Подготовить сообщение на тему «Баратынский в Казани».

12.10

13

Лирика  Баратынского.

(«Весна, весна! Как воздух чист!..», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»).

1

Комбинированный урок.

Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пей зажной лирике. Философская при рода дарования поэта.

Знать: особенности построения поэтического произведения; особенности поэзии Баратынского. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, пони-

мать их роль в стихотворении; определять настроение, которым проникнуто стихотворение.

Выразительное чтение стихотворений.

14.10

14

А. В. Кольцов. Био графия поэта. Лирика.

(«Песня пахаря»,  «Не шуми ты, рожь...», «Разлука»).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. Самобытность дарова ния поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

 Знать: факты жизни и литературной деятельности А. В. Кольцова, содержание стихотворений;  понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. Уметь: определять идею стихотворений, объяснять связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

Выписать художеств. выразительные средства языка.

19.10

15

А. С. Пушкин. Ли цейские  годы   поэта.   «Полтава».  Полтавская битва.

1

Комбинированный урок.

(«Горит  восток   зарею   новой...). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл ХП. Авторское отношение к героям.

Знать: основные сведения о юношеских годах  А.С. Пушкина;  историческую основу изучаемого произведения; А.С. Пушкина, понятие жанров. Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы; доказать мастерство поэта при изображении Петра I.

Написать конспект, составить хронологическую таблицу.

21.10

16

Тема друж бы в творчестве Пушкина. «И. И. Пущину», «Бесы».

1

Комбинированный урок.

Тема друж бы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловече ского в лирике Пушкина. Стихотворная речь. Двусложные раз меры стиха.

Знать: исторические и автобиографические основы изучаемых произведений; Уметь: воспринимать и анализировать

 поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок; показать стремление к свободе.

Скорость чтения.

26.10

17

Развитие речи. Урок-экскурсия. «История России в произведениях А. С. Пушкина».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Анализ художественных произведений. Участие в диалоге по прочитанному произведению. А.С.Пушкин в Казани.

Знать: содержание произведений; исторические события того времени. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды, сравнивать героев; особенности языка произведений; сопоставлять с историей.

Урок развития речи.

Составление презентации на тему «Пушкин в Казани».

28.10

18

Роман «Дубровский».   Ссора друзей.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Гуманизм  автора, Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет.

Знать: понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы; герои произведения. Уметь: определить понятие «дружба»; анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения составлять план событий, говорить о композиции романа. 

Характеристика Дубровскому.

II  четверть

09.11

19

Социальное неравенство людей.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Чистота я благородство отношений героев, их противостояние деспотиз му. Авторское отношение к воору женному бунту крестьян в финале романа.

 Знать: особенности композиции романа;  роль диалогов в раскрытии характеров героев. Уметь показать критическое изображение барства; сочувственное отношение к крестьянам; сравнивать героев; благородство молодого Дубровского по отношению к Маше; протест против беззакония и несправедливости.

 Фронтальный опрос.

11.11

20

Урок-кино. «Дубровский»  в иллюстрациях художников.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Роман Пушкина   «Дубровский»  в иллюстрациях художников. Кино фильм «Дубровский».

Знать: содержание романа. Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имена главных героев, роль символической детали в описании жилища); самостоятельно делать выводы, выявлять роль авторскую позицию.

Тест по творчеству А.С.Пушкина.

16.11

21

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики. «Парус», «Желанье».

1

Комбинированный урок.

Мос ковский университетский благород ный пансион. «Парус», «Желанье» («Отворите мне темницу...»).

Знать: основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; биографическую основу стихотворения “Парус”; основные мотивы лирики поэта в целом; содержание и тему стихотворений; прием сравнения в композиции произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст.

Выразительное чтение стихотворений.

18.11

22

Образы и символы в стихотворениях Лермонтова. Размеры стиха.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Мятежный характер лирики Лер монтова: жажда борьбы и свободы  как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества.  Поэтические средства языка. Трехсложные размеры стиха.

Знать: мотивы лирики поэта; образы и символы в стихотворениях Лермонтова; трехсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства; определить размер стиха.

Самостоятельная работа. Определить размер стиха зад.4 по учебнику.

23.11

23

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ России в поэме.

1

Комбинированный урок.

Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Связь поэмы с устным народным творчеством.

Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе.

Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

Вопросы и задания на стр.145.

25.11

24

Образ Ивана Грозного и тема власти.

1

Комбинированный урок.

Образ Ивана Грозного и тема власти. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Содержание поэмы,  нравственная проблематика поэмы.

Знать:  нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь:  показать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;  составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому.

Выполнить задание №3, стр.150.

30.11

25

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

Комбинированный урок.

Николай Васильевич Гоголь. Био графия писателя. Изображение быта и характеров запорожских казаков.

 Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; роль исторического фона в повествовании.

Уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине; составлять план учебной статьи; выделять главное.

Составить хронологическую таблицу.

02.12

26

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

 Запорожская Сечь. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. Трагизм конфликта отца и сына.

Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

Знать и понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям.

Уметь: отбирать материал для сравнительной и индивидуальной характеристики героев; оценивать их поступки; делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения).

Устная характеристика 1вар. Тарасу,

2 вар. Остапу,

3 вар. Андрию.

07.12

27

Сыновья Тараса.

Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления .

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сопоставление Остапа и Андрия.  Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. По зиция автора в оценке героев. Ро мантическая приподнятость повест вования.

Повесть Н. В. Гоголя в иллюстраци ях художников.  Теория литературы. Повесть.

  Знать: содержание произведения; определение понятия «художественная деталь»; понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. Уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в них сочетаются черты национальные и исторические; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

 

Фронтальный опрос.

09.12

28

Внеклассное чтение. №3 Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1

Комбинированный урок.

Содержание произведения. Главные герои. Сюжет произведения. Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

Знать: содержание произведения, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Уметь: воспринимать и анализировать текст; самостоятельно работать с текстом; делать выводы;  выявлять авторскую позицию.

Внеклассное чтение №3.

Тест по творчеству  Н.В.Гоголя.

14.12

29

Развитие речи. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

 (можно сочинение на тему «Тарас Бульба – народный герой»)

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.  

16.12

30

Урок-концерт.  Человек и природа в творчестве поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. А.Н.Майков. А.К.Толстой. А.А.Фет. 

1

Комбинированный урок.

Биогра фия поэтов. Стихи поэтов. Ф.И.Тютчев: «Весенние воды», «В небе тают облака...». А.Н.Майков: «Боже мой! Вчера- ненастье…»,  «Поле зыблется цвета ми...». А.К.Толстой: «Звонче жаворон ка пенье...», «То было раннею вес ной...». А.А.Фет: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Это утро, радость эта...», «Заря прощается с землею...».   Человек и природа в творчестве поэтов XIX века. Кра сота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразитель ность стиха.

Знать: кратко о жизни и творчестве поэтов; о своеобразии стилей поэтов; об основных темах и мотивах поэзии; о роли природы.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно  делать выводы.

Урок развития речи.

Выразительное чтение стихотворений.

21.12

31

И.С.Тургенев. «Бирюк». Жизнь крепостных крестьян.

1

Комбинированный урок.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности про изведения.

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;

уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.

Определить композицию рассказа.

Скорость чтения.

23.12

32

Стихотворения в прозе. «Русский язык».

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Стихотворения в прозе. Тургенев о богатстве и кра соте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близ нецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаи моотношения. Иллюстрации   к   произведениям Тургенева  (П.  Соколов,  К.   Лебе дев, В. Маковский и др.)' Портреты И. С. Тургенева. Композиция произведения.

Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе.

уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль.

Выполнить задание №5, стр.245.

28.12

33

Внеклассное чтение. №4

 И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др.

1

 Комбинированный урок.

Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек.

Знать: содержа ние произведений; особенно сти сюжета; нравст венную проблема тику; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: са мостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на нравствен но-этические темы.

Внеклассное чтение №4.

Фронтальный опрос.

III четверть

13.01

34

Н.А.Некрасов.  «Размышления у парадно го подъезда».  Герои стихотворений.

1

Комбинированный урок.

Николай Алексеевич Некрасов. Сло во о поэте. Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. 

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя; рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения; художественные приемы изображения действительности.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.

Выразительное чтение стихотворения.

18.01

35

«Железная дорога». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

1

Комбинированный урок.

Сатирическое изображение предста вителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный  прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.

Знать: художественные особенности стихотворения; историческую основу стихотворения, содержание. Уметь: определять тему и идею стихотворения; жанровые особенности произведения; выразительно читать.

Выполнить задание № 6, стр. 260.

20.01

36

Внеклассное чтение. №5          

 Н. А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом...», «В дороге» и дру гие стихотворения.

1

Комбинированный урок.

Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек.

Знать: основные пункты анализа стихотворения.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно  делать выводы.

Внеклассное чтение №5.

 Тест.

25.01

37

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Моральная ответ ственность человека.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Николай Семенович Лесков. Биогра фия писателя. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читате ля. Мысль автора о моральной ответ ственности человека за все происхо дящее вокруг.

Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Кузь мина, И. Глазунова к произведениям Лескова.

Знать:  факты жизни и творческой деятельности Н.С. Лескова;  идейный смысл произведения. Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов;  отбирать материал для характеристики героя, оценивать его поступок, делать выводы.

Составить устное сочинение на тему «Смиренная душа Постникова».

27.01

38

М.Е.Салтыков-Щед рин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Биография писателя. Нравственное ничтожество господству ющего класса. Противопоставление ге нералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказоч ного повествования в произведении. Портреты   М. Е.Салтыкова-Щед рина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Сал тыкова-Щедрина.

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика).

Уметь: анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Пересказать содержание сказки близко к тексту.  

01.02

39

Внеклассное чтение. №6

 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» и др.

1

Комбинированный урок.

Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек.

Знать: содержание сказки «Дикий помещик»;

понимать: идейно-тематическое содержание сказки.

 Уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.

Внеклассное чтение №6.

Фронтальный опрос.

03.02

40

Л.Н.Толстой. «Детство». Автобиографическая основа.

1

Комбинированный урок.

Л. Н. Тол стой на Кавказе. Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психо логическая глубина произведения.

Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна.

Уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

Составить хронологическую таблицу.

08.02

41

Внеклассное чтение. №7            

Л.Н.Толстой. «Отрочество».

1

Комбинированный урок.

Характеристика героя. Отрочество, самосознание человека. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).

Знать: нравственную проблематику произведения. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению; оценивать героя по его поступкам; давать характеристику герою, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств); понимать особенности повествовательной манеры писателя.

Внеклассное чтение №7.      

Тест.    

10.02

42

А.П.Чехов. «Хамелеон». Общественные нравы.    

1

Комбинированный урок.

Из воспо минаний о писателе. «Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чи ном, должностью. Хамелеон - художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

Знать: биографию и творчество писателя; сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей. Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему.

Подготовить сообщение (по дополнительным материалам) о биографии А.П.Чехова.

15.02

43

«Тоска». Сюжет рассказа.

1

Комбинированный урок.

Герой рас сказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа. Юмор. Сатира.

Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать тему и идею произведения. Уметь:

оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

Выполнить задание №6, стр.44.

17.02

44

Контрольная работа по творчеству И.С.Турге нева, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Ответы на тесты. Анализ произведений.

Знать: содержание изученных  литературных произведений,

основные теоретико-литературные  понятия. Уметь: самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведения.

Урок контроля.

Тест.

22.02

Русская литература 20 века (20 ч.)

45

Русская литератора XX века.  

С. А. Есенин. Тонкость восприятия поэ том красоты родной природы.

(«Задремали звезды золотые...», «Мелколесье. Степь и дали...»).

1

Комбинированный урок.

На родине поэта. Жизнь и творчество поэта. Мотивы лирики поэта. Природа и человек. Лирический герой.

Знать: биографические факты жизни и творчества С. Есенина; мотивы лирики поэта; воспевание поэтом  красоты русской природы. Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности).

 Выразительное чтение стихотворений.

24.02

46

А.А.Ахматова. Лирика.

(«Я научилась просто, муд ро жить...», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья послед него призыва!..»,- «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Песенка»).

1

Комбинированный урок.

Биогра фия поэта. Тонкость чувств и переживаний ли рического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и пред назначении поэта.

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; поэтический мир Ахматовой; понятие псевдонима; понятие ассоциации.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно  делать выводы.

  Выразительное чтение стихотворений.

29.02

47

В.В.Маяков ский. «Необычай ное приключение, бывшее с Влади миром Маяковским летом на даче». Поэзия и человек.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Биография поэта. Автор о роли поэзии в жизни чело века и общества.  Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и

динамизм образов.

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении,  роль поэта в обществе.

Уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

Скорость чтения.

02.03

48

А.П.Платонов.

«В прекрасном и яростном мире». Роль труда в жизни человека.

1

Комбинированный урок.

Андрей Платонович Платонов. Био графия писателя. Труд как нравствен ное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Составить хронологическую таблицу.

07.03

49

Развитие речи.

Отзыв на произведение.

Сказка «Неизвестный цветок».

1

Комбинированный урок.

Вос хищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. От ветственность человека за все сущее на земле.

Знать: авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе; особенности творческой манеры писателя..

Уметь: выразительно читать текст; самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведение.

Написать отзыв.

09.03

50

К.Г.Паустов ский. «Стеколь ный мастер». Мастерство русского человека.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Константин Георгиевич Паустов ский. Слово о писателе. Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа

Знать:  факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа. Уметь: вырази тельно читать про изведение; анали зировать художе ственный текст ; формулиро вать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Выполнить задание № 6, стр.94.

14.03

51

Внеклассное чтение. №8 

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказоч ник».

1

Комбинированный урок.

Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек. Творческая за щита прочитанной книги.

Знать: содержа ние рассказов; тематика рассказов (любовь к родине, её природе, людям); вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы.

Внеклассное чтение №8.

Фронтальный опрос.

16.03

52

А. С. Грин.

«Алые паруса». Герои повести.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Александр Степанович Грин. Биогра фия писателя. Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини о счастье. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о герое литератур ного произведения.

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание повести; план анализа эпического произведения. Уметь: анализировать эпическое произведение; сравнивать героев; объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности.

Составить план отдельных глав.

21.03

53

А.Т.Твардовский. Любовь поэта к Родине.

(«Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя род ная...», «Памяти матери»).

1

Комбинированный урок.

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. Поэтические картины родной стороны. Тема сы новней любви и вечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.

Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое.

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики.

Выразительное чтение стихотворений.

23.03

54

Н.А.Заболоцкий. Лирика. Картина родной природы.

(«Уступи мне, скворец, уголок», «Ещё заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…»,  «Журавли»).

1

Комбинированный урок.

 Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. Яркие поэтические картины родной природы. Выразитель ность стихотворной речи.

 Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А.Заболоцкого; темы лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворный текст; владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности).

Анализ 1 стихотворения.

IV четверть

04.04

55

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Образы детей.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Юрий Павлович Казаков. Психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

Знать: сведения из жизни писателя; содержа ние повести; нравст венную проблема тику повести; вла деть различными видами пересказа; нравственную проблематику рассказа. Уметь: давать характеристику героям; оценивать их поступки; понимать внутренний мир героев; их взаимоотношения; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев.

Определить композицию рассказа.

06.04

56

Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автобиографическая основа.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. Становление Характера молодого человека, участвовавшего в Великой Оте чественной войне. Автобиографическая основа рассказа.    

Знать: факты биографии писателя; автобиографическую основу произведения.

Уметь: анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста; самостоя тельно делать вы воды, строить рас суждения.

Выполнить задание №9, стр183.

11.04

57

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Проблемы, поднятые в рассказе.

1

Комбинированный урок.

Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя; сюжет и проблематику рассказа; роль сказочных элементов.

 Уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

Составить план рассказа.

13.04

58

Е.И.Носов «Кукла». Человек и природа.  

1

Комбинированный урок.

 Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя; нравственные проблемы в тексте; содержание рассказа. Уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

Написать сочинение на тему «Моя любимая игрушка».

18.04

59

«Живое пламя». Идея рассказа.

1

Комбинированный урок.

История создания произведения. Главные герои. Смысл жизни человека. Смысл названия произведения.

Знать: содержание рассказа; смысл рассказа. Уметь: находить главный эпизод;  символы; показать значение мака в рассказе.

Фронтальный опрос.

20.04

60

Внеклассное чтение. №9  Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».

1

Комбинированный урок.

Сюжеты и композиции произведений. Проблемы в произведении. Природа и человек. Творческая за щита прочитанной книги.

Знать: содержа ние произведений; тематика рассказов; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы.

Внеклассное чтение №9.  

Тест.

25.04

61

Н.М.Рубцов. Тема любви к Родине.

 («В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина»).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Николай Михайлович Рубцов.   Автобиография поэта. Выражение глубокой любви к Роди не. Образность и выразительность языка стихотворений.

Знать: сведения о жизни и творчестве Н. Рубцова; мотивы лирики Н.Рубцова; тема Родины в лирике поэта. Уметь: выразительно читать стихотворный текст; владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности).  

Выразительное чтение стихотворений.

27.04

62

В.П. Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы расска за

1

Комбинированный урок.

Виктор Петрович Астафьев.  Детство писателя. Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петров на. Нравственные проблемы расска за. Яркость и самобытность народ ной речи.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Астафьева; понятие художественной детали; пейзаж и его роль в произведении; исторические основы.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении; определять особенности жанра, композиции, темы произведения. 

Выполнить задание №3, стр.226.

02.05

63

В.И.Белов. «Мальчики». Война и дети.

1

Комбинированный урок.

Василий Иванович Белов. Биогра фия писателя. Герои рассказа, их судьбы.

Знать:  сведения о жизни и творчестве  В.И.Белова; исторические основы произведения (жизнь детей в годы ВОВ); о судьбах детей. Уметь: давать характеристику героям; оценивать их поступки; самостоятельно делать выводы.

Написать отзыв.

04.05

64

Развитие речи.

 Песни на слова русских поэтов XX века.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Песни на слова русских поэтов XX века. С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. А. Заболоц кий. «В этой роще березовой...»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...».

Знать: поэтов ХХ века; понятия: “лирический герой”, “художественный образ”. Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

Выразительное чтение стихотворений.

11.05

Зарубежная литература. (3 ч.)

65

Зарубежная литература. Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Любовь к жизни».

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Слово о писателе.  Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жиз ни, сила духа, упорство в преодо лении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

Знать: жизненный и творческий путь Джека Лондона; содержание произведения; композиция произведения.

Уметь: составлять словесный портрет героев;  показать силу духа и упорство героя; растолковать значение названия произведения.

Скорость чтения.

16.05

66

Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Сила личного примера.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Слово о писателе. Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

 

Фронтальный опрос.

18.05

67

Внеклассное чтение. №10

А. Дюма «Три мушкетера». Воспевание мужества,  честности.

1

Комбинированный урок.

А. Дюма «Три мушкетера». Воспевание мужества,  честности служение долгу, стране. Идея това рищества и рыцарства.

Знать: содержа ние произведений; тематика произведения; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: показать главные качества героев; самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы.

Внеклассное чтение №10.  

23.05

Повторение. ( 3 ч.)

68

Контрольная работа по русской литературе 20 века.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Выявление уровня литературного развития  уча щихся 7 класса.  

Знать: содержание изученных  литературных произведений,

основные теоретико-литературные  понятия. Уметь: самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведения.

Урок контроля. Тест.

25.05

69

Развитие речи.

Сочинение. «Мой любимый герой».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе, в том числе в электронном варианте.

Знать: содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения; биографические сведения о писателях.

Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений.

Сочинение.

30.05

70

Итоговый урок.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Вопросы  по произведения.

Знать: содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения; биографические сведения о писателях.

Фронтальный опрос.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....