Рабочая программа по литературе для 7 класса . По учебнику М.Г.Ахметзянова
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова.
«Программа по русской литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы». Казань, издательство «Магариф», 2009 г.
Базовый уровень. Рекомендовано МО и науки РТ.
3. Учебного плана школы.
Количество часов-70, в неделю-2 часа (35 уч. нед.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_lit_2011-12docx.docx | 78.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Исполнительного комитета
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол от ____________2011 г. № ___
Введено приказом
от ____ ______________ 2011 г. №___
Директор школы:
_______________ / В.М.Утяшов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ 7 КЛАССА
/ 1,2,3,4 четверти – 2 часов в неделю, всего 70 часов в год/
Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,
учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______
Руководитель ШМО: ______________ /Е.П.Левашова/ от ___________2011 г.
с. Бурды
2011 г.
Календарно-тематическое планирование
Черновой Энзе Асгатовны
по предмету русская литература на 2011-2012 учебный год
План составлен на основании учебной программы
под редакцией М.Г.Ахметзянова,
«Русская литература. Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы».
Допущено МО и науки РТ, Казань, «Магариф», 2009 г.
Предмет | Класс | Всего кол- во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | |
внеклассное чтение | сочинение | |||||
Русская литература | 7 | 70 | 2 | 10 | 4 | Под ред. М.Г.Ахметзянова, «Русская литература. 7 класс». 1 и 2 часть Казань, издательство «Магариф», 2007 г. |
Методическая тема на 2011-2012 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы. | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся на уроках русского языка. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания. | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||||
Введение. (1 ч.) | ||||||||
1 | Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. | 1 | Комбинированный урок. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств Личность автора и авторское отношение к героям. | Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. Уметь: пользоваться справочным разделом; составлять план и тезисы прочитанного; рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию. | 02.09 | ||
Устное народное творчество. (4 ч.) | ||||||||
2 | Устное народное творчество. Народ ные песни. | 1 | Комбинированный урок. | Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народ ного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу. Лирические и исторические песни татарского народа. | Знать: своеобразие песен; содержание исторических песен; отражение в них жизни наро да. Уметь: воспринимать и анализировать песни; свободно работать с поэтическими фольклорными текстами. | Фронтальный опрос. | 07.09 | |
3 | «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Пугачев - образ народного героя. | 1 | Комбинированный урок. | «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жиз ни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений. | Знать: виды песен (бунтарские и разбой ничьи, патриотические); историческую основу песен. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику песен, определять отношение народа к героям, подтверждать ответ текстом (выделять места, языковые средства, описания портрета и др.) | Выразительное чтение. | 09.09 | |
4 | Лирические песни. Народная обрядовая песня. | 1 | Комбинированный урок. | Лирические песни. Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народ ного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу. Лирические и исторические песни татарского народа. | Знать: тематику лирических песен; содержание лирических песен; героев лирических песен; язык лирических песен; роль обрядовых песен в жизни народа. Уметь: воспринимать и анализировать песни; выражать свое отношение к прочитанным песням; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | Подготовить сообщение о своих обрядовых песнях. | 14.09 | |
5 | Развитие речи. Фольклорный праздник «Лириче ские песни». | 1 | Комбинированный урок. | Лирические песни. Исполнение и прослушивание лирических песен разных народов. | Знать: содержание песен; проблематику песен. Уметь: участвовать в диалоге; высказать свое мнение.
| Урок развития речи. Инсценировка песен. | 16.09 | |
Древнерусская литература. (3 ч.) | ||||||||
6 | Древнерусская литература. Аввакум. Биография. | 1 | Комбинированный урок. | Древнерусская литература. Аввакум. Биография. Теория литературы. Житие. Жития святых как произведения древнерусской литературы. | Знать: факты биографии и творческого пути Аввакума; определение понятия «житие», своеобразие жития; уметь: определять художественные особенности жития и его отличие от других произведений. Уметь: выразительно читать, сохраняя интонацию. | Подготовить сообщение о древнерусской литературе по доп. материалам. | 21.09 | |
7 | «Житие прото попа Аввакума, им самим написанное». Язык произведения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений. Величие духа. Сила и красочность языка сочинений Авва кума. | Знать: жанр жития святых как один из распространённых жанров древнерусской литературы; особенности литературного жанра жития; автобиографический характер жития; композиция. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на различные темы. | Фронтальный опрос. | 23.09 | |
8 | Внеклассное чтение. №1 Ю. М. Нагибин. «Огненный прото поп». | 1 | Комбинированный урок. | Краткая информация о Юрий Маркович Нагибине и о его произведении. Главные герои произведения. | Знать: содержание произведения; проблематику произведения; тему и основную мысль; особенности произведения. Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы | Внеклассное чтение №1 Фронтальный опрос. | 28.09 | |
Русская литература XIX века. (36 ч.) | ||||||||
9 | Русская литература XIX века. В.А. Жуковский. Био графия. Личность поэта | 1 | Комбинированный урок. | Русская литература XIX века. Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. | Знать: факты биографии и творческого пути В.А. Жуковского, его роль в развитии русской литературы; понятие баллада; сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского Уметь: давать оценку действиям героев. | Составить хронологическую таблицу. | 30.09 | |
10 | Баллада «Светлана». Историческая ценность баллад. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Русский национальный быт и обычаи, поэтические преда ния в балладе «Светлана». Сюже ты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»). | Знать: сюжет и образную систему баллады; историю создания баллады. Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты. | Выполнить задание №8, стр.29. | 05.10 | |
11 | Внеклассное чтение.№2 В. А. Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка». | 1 | Комбинированный урок. | Содержание произведения. Главные герои. Сюжеты произведений. Национальные обычаи в данных балладах. | Знать: содержание баллады, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать текст, учитывая особую стилистику произведений. Уметь: самостоятельно работать с текстом; делать выводы. | Внеклассное чтение №2 Фронтальный опрос. | 07.10 | |
12 | Е. А. Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. | Знать: факты биографии и творческого пути Е. А. Баратынского; причины появления Баратынского в Казани. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на литературные темы | Подготовить сообщение на тему «Баратынский в Казани». | 12.10 | |
13 | Лирика Баратынского. («Весна, весна! Как воздух чист!..», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»). | 1 | Комбинированный урок. | Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пей зажной лирике. Философская при рода дарования поэта. | Знать: особенности построения поэтического произведения; особенности поэзии Баратынского. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, пони- мать их роль в стихотворении; определять настроение, которым проникнуто стихотворение. | Выразительное чтение стихотворений. | 14.10 | |
14 | А. В. Кольцов. Био графия поэта. Лирика. («Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука»). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. Самобытность дарова ния поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством. | Знать: факты жизни и литературной деятельности А. В. Кольцова, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. Уметь: определять идею стихотворений, объяснять связь лирики поэта с народным песенным творчеством. | Выписать художеств. выразительные средства языка. | 19.10 | |
15 | А. С. Пушкин. Ли цейские годы поэта. «Полтава». Полтавская битва. | 1 | Комбинированный урок. | («Горит восток зарею новой...). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл ХП. Авторское отношение к героям. | Знать: основные сведения о юношеских годах А.С. Пушкина; историческую основу изучаемого произведения; А.С. Пушкина, понятие жанров. Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы; доказать мастерство поэта при изображении Петра I. | Написать конспект, составить хронологическую таблицу. | 21.10 | |
16 | Тема друж бы в творчестве Пушкина. «И. И. Пущину», «Бесы». | 1 | Комбинированный урок. | Тема друж бы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловече ского в лирике Пушкина. Стихотворная речь. Двусложные раз меры стиха. | Знать: исторические и автобиографические основы изучаемых произведений; Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок; показать стремление к свободе. | Скорость чтения. | 26.10 | |
17 | Развитие речи. Урок-экскурсия. «История России в произведениях А. С. Пушкина». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Анализ художественных произведений. Участие в диалоге по прочитанному произведению. А.С.Пушкин в Казани. | Знать: содержание произведений; исторические события того времени. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды, сравнивать героев; особенности языка произведений; сопоставлять с историей. | Урок развития речи. Составление презентации на тему «Пушкин в Казани». | 28.10 | |
18 | Роман «Дубровский». Ссора друзей. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Гуманизм автора, Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. | Знать: понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы; герои произведения. Уметь: определить понятие «дружба»; анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения составлять план событий, говорить о композиции романа. | Характеристика Дубровскому. | II четверть 09.11 | |
19 | Социальное неравенство людей. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Чистота я благородство отношений героев, их противостояние деспотиз му. Авторское отношение к воору женному бунту крестьян в финале романа. | Знать: особенности композиции романа; роль диалогов в раскрытии характеров героев. Уметь показать критическое изображение барства; сочувственное отношение к крестьянам; сравнивать героев; благородство молодого Дубровского по отношению к Маше; протест против беззакония и несправедливости. | Фронтальный опрос. | 11.11 | |
20 | Урок-кино. «Дубровский» в иллюстрациях художников. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кино фильм «Дубровский». | Знать: содержание романа. Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имена главных героев, роль символической детали в описании жилища); самостоятельно делать выводы, выявлять роль авторскую позицию. | Тест по творчеству А.С.Пушкина. | 16.11 | |
21 | М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики. «Парус», «Желанье». | 1 | Комбинированный урок. | Мос ковский университетский благород ный пансион. «Парус», «Желанье» («Отворите мне темницу...»). | Знать: основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; биографическую основу стихотворения “Парус”; основные мотивы лирики поэта в целом; содержание и тему стихотворений; прием сравнения в композиции произведения. Уметь: выразительно читать стихотворный текст. | Выразительное чтение стихотворений. | 18.11 | |
22 | Образы и символы в стихотворениях Лермонтова. Размеры стиха. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Мятежный характер лирики Лер монтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка. Трехсложные размеры стиха. | Знать: мотивы лирики поэта; образы и символы в стихотворениях Лермонтова; трехсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий). Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства; определить размер стиха. | Самостоятельная работа. Определить размер стиха зад.4 по учебнику. | 23.11 | |
23 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ России в поэме. | 1 | Комбинированный урок. | Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Связь поэмы с устным народным творчеством. | Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Вопросы и задания на стр.145. | 25.11 | |
24 | Образ Ивана Грозного и тема власти. | 1 | Комбинированный урок. | Образ Ивана Грозного и тема власти. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Содержание поэмы, нравственная проблематика поэмы. | Знать: нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: показать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев; составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому. | Выполнить задание №3, стр.150. | 30.11 | |
25 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | Комбинированный урок. | Николай Васильевич Гоголь. Био графия писателя. Изображение быта и характеров запорожских казаков. | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; роль исторического фона в повествовании. Уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине; составлять план учебной статьи; выделять главное. | Составить хронологическую таблицу. | 02.12 | |
26 | Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Запорожская Сечь. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. | Знать и понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. Уметь: отбирать материал для сравнительной и индивидуальной характеристики героев; оценивать их поступки; делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения). | Устная характеристика 1вар. Тарасу, 2 вар. Остапу, 3 вар. Андрию. | 07.12 | |
27 | Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления . | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сопоставление Остапа и Андрия. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. По зиция автора в оценке героев. Ро мантическая приподнятость повест вования. Повесть Н. В. Гоголя в иллюстраци ях художников. Теория литературы. Повесть. | Знать: содержание произведения; определение понятия «художественная деталь»; понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. Уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в них сочетаются черты национальные и исторические; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.
| Фронтальный опрос. | 09.12 | |
28 | Внеклассное чтение. №3 Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | Комбинированный урок. | Содержание произведения. Главные герои. Сюжет произведения. Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ | Знать: содержание произведения, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Уметь: воспринимать и анализировать текст; самостоятельно работать с текстом; делать выводы; выявлять авторскую позицию. | Внеклассное чтение №3. Тест по творчеству Н.В.Гоголя. | 14.12 | |
29 | Развитие речи. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. (можно сочинение на тему «Тарас Бульба – народный герой») | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. | 16.12 | |
30 | Урок-концерт. Человек и природа в творчестве поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. А.Н.Майков. А.К.Толстой. А.А.Фет. | 1 | Комбинированный урок. | Биогра фия поэтов. Стихи поэтов. Ф.И.Тютчев: «Весенние воды», «В небе тают облака...». А.Н.Майков: «Боже мой! Вчера- ненастье…», «Поле зыблется цвета ми...». А.К.Толстой: «Звонче жаворон ка пенье...», «То было раннею вес ной...». А.А.Фет: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Это утро, радость эта...», «Заря прощается с землею...». Человек и природа в творчестве поэтов XIX века. Кра сота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразитель ность стиха. | Знать: кратко о жизни и творчестве поэтов; о своеобразии стилей поэтов; об основных темах и мотивах поэзии; о роли природы. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно делать выводы. | Урок развития речи. Выразительное чтение стихотворений. | 21.12 | |
31 | И.С.Тургенев. «Бирюк». Жизнь крепостных крестьян. | 1 | Комбинированный урок. | Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности про изведения. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | Определить композицию рассказа. Скорость чтения. | 23.12 | |
32 | Стихотворения в прозе. «Русский язык». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Стихотворения в прозе. Тургенев о богатстве и кра соте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близ нецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаи моотношения. Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебе дев, В. Маковский и др.)' Портреты И. С. Тургенева. Композиция произведения. | Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе. уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль. | Выполнить задание №5, стр.245. | 28.12 | |
33 | Внеклассное чтение. №4 И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др. | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек. | Знать: содержа ние произведений; особенно сти сюжета; нравст венную проблема тику; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: са мостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на нравствен но-этические темы. | Внеклассное чтение №4. Фронтальный опрос. | III четверть 13.01 | |
34 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадно го подъезда». Герои стихотворений. | 1 | Комбинированный урок. | Николай Алексеевич Некрасов. Сло во о поэте. Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя; рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения; художественные приемы изображения действительности. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы. | Выразительное чтение стихотворения. | 18.01 | |
35 | «Железная дорога». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | 1 | Комбинированный урок. | Сатирическое изображение предста вителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений. | Знать: художественные особенности стихотворения; историческую основу стихотворения, содержание. Уметь: определять тему и идею стихотворения; жанровые особенности произведения; выразительно читать. | Выполнить задание № 6, стр. 260. | 20.01 | |
36 | Внеклассное чтение. №5 Н. А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом...», «В дороге» и дру гие стихотворения. | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек. | Знать: основные пункты анализа стихотворения. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно делать выводы. | Внеклассное чтение №5. Тест. | 25.01 | |
37 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». Моральная ответ ственность человека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Николай Семенович Лесков. Биогра фия писателя. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читате ля. Мысль автора о моральной ответ ственности человека за все происхо дящее вокруг. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Кузь мина, И. Глазунова к произведениям Лескова. | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.С. Лескова; идейный смысл произведения. Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов; отбирать материал для характеристики героя, оценивать его поступок, делать выводы. | Составить устное сочинение на тему «Смиренная душа Постникова». | 27.01 | |
38 | М.Е.Салтыков-Щед рин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Биография писателя. Нравственное ничтожество господству ющего класса. Противопоставление ге нералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказоч ного повествования в произведении. Портреты М. Е.Салтыкова-Щед рина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Сал тыкова-Щедрина. | Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика). Уметь: анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Пересказать содержание сказки близко к тексту. | 01.02 | |
39 | Внеклассное чтение. №6 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» и др. | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек. | Знать: содержание сказки «Дикий помещик»; понимать: идейно-тематическое содержание сказки. Уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | Внеклассное чтение №6. Фронтальный опрос. | 03.02 | |
40 | Л.Н.Толстой. «Детство». Автобиографическая основа. | 1 | Комбинированный урок. | Л. Н. Тол стой на Кавказе. Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психо логическая глубина произведения. | Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна. Уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Составить хронологическую таблицу. | 08.02 | |
41 | Внеклассное чтение. №7 Л.Н.Толстой. «Отрочество». | 1 | Комбинированный урок. | Характеристика героя. Отрочество, самосознание человека. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия). | Знать: нравственную проблематику произведения. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению; оценивать героя по его поступкам; давать характеристику герою, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств); понимать особенности повествовательной манеры писателя. | Внеклассное чтение №7. Тест. | 10.02 | |
42 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Общественные нравы. | 1 | Комбинированный урок. | Из воспо минаний о писателе. «Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чи ном, должностью. Хамелеон - художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе. | Знать: биографию и творчество писателя; сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей. Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему. | Подготовить сообщение (по дополнительным материалам) о биографии А.П.Чехова. | 15.02 | |
43 | «Тоска». Сюжет рассказа. | 1 | Комбинированный урок. | Герой рас сказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа. Юмор. Сатира. | Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать тему и идею произведения. Уметь: оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Выполнить задание №6, стр.44. | 17.02 | |
44 | Контрольная работа по творчеству И.С.Турге нева, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Ответы на тесты. Анализ произведений. | Знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико-литературные понятия. Уметь: самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведения. | Урок контроля. Тест. | 22.02 | |
Русская литература 20 века (20 ч.) | ||||||||
45 | Русская литератора XX века. С. А. Есенин. Тонкость восприятия поэ том красоты родной природы. («Задремали звезды золотые...», «Мелколесье. Степь и дали...»). | 1 | Комбинированный урок. | На родине поэта. Жизнь и творчество поэта. Мотивы лирики поэта. Природа и человек. Лирический герой. | Знать: биографические факты жизни и творчества С. Есенина; мотивы лирики поэта; воспевание поэтом красоты русской природы. Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности). | Выразительное чтение стихотворений. | 24.02 | |
46 | А.А.Ахматова. Лирика. («Я научилась просто, муд ро жить...», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья послед него призыва!..»,- «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Песенка»). | 1 | Комбинированный урок. | Биогра фия поэта. Тонкость чувств и переживаний ли рического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и пред назначении поэта. | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; поэтический мир Ахматовой; понятие псевдонима; понятие ассоциации. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; самостоятельно делать выводы. | Выразительное чтение стихотворений. | 29.02 | |
47 | В.В.Маяков ский. «Необычай ное приключение, бывшее с Влади миром Маяковским летом на даче». Поэзия и человек. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Биография поэта. Автор о роли поэзии в жизни чело века и общества. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. Уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта. | Скорость чтения. | 02.03 | |
48 | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Роль труда в жизни человека. | 1 | Комбинированный урок. | Андрей Платонович Платонов. Био графия писателя. Труд как нравствен ное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя; понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Составить хронологическую таблицу. | 07.03 | |
49 | Развитие речи. Отзыв на произведение. Сказка «Неизвестный цветок». | 1 | Комбинированный урок. | Вос хищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. От ветственность человека за все сущее на земле. | Знать: авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе; особенности творческой манеры писателя.. Уметь: выразительно читать текст; самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведение. | Написать отзыв. | 09.03 | |
50 | К.Г.Паустов ский. «Стеколь ный мастер». Мастерство русского человека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Константин Георгиевич Паустов ский. Слово о писателе. Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа. Уметь: вырази тельно читать про изведение; анали зировать художе ственный текст ; формулиро вать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. | Выполнить задание № 6, стр.94. | 14.03 | |
51 | Внеклассное чтение. №8 К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказоч ник». | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и композиции произведений. Нравственные проблемы в произведении. Природа и человек. Творческая за щита прочитанной книги. | Знать: содержа ние рассказов; тематика рассказов (любовь к родине, её природе, людям); вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы. | Внеклассное чтение №8. Фронтальный опрос. | 16.03 | |
52 | А. С. Грин. «Алые паруса». Герои повести. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Александр Степанович Грин. Биогра фия писателя. Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини о счастье. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о герое литератур ного произведения. | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание повести; план анализа эпического произведения. Уметь: анализировать эпическое произведение; сравнивать героев; объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности. | Составить план отдельных глав. | 21.03 | |
53 | А.Т.Твардовский. Любовь поэта к Родине. («Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя род ная...», «Памяти матери»). | 1 | Комбинированный урок. | Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. Поэтические картины родной стороны. Тема сы новней любви и вечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений. | Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое. Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики. | Выразительное чтение стихотворений. | 23.03 | |
54 | Н.А.Заболоцкий. Лирика. Картина родной природы. («Уступи мне, скворец, уголок», «Ещё заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли»). | 1 | Комбинированный урок. | Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. Яркие поэтические картины родной природы. Выразитель ность стихотворной речи. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А.Заболоцкого; темы лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворный текст; владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности). | Анализ 1 стихотворения. | IV четверть 04.04 | |
55 | Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Образы детей. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Юрий Павлович Казаков. Психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление. | Знать: сведения из жизни писателя; содержа ние повести; нравст венную проблема тику повести; вла деть различными видами пересказа; нравственную проблематику рассказа. Уметь: давать характеристику героям; оценивать их поступки; понимать внутренний мир героев; их взаимоотношения; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев. | Определить композицию рассказа. | 06.04 | |
56 | Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автобиографическая основа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. Становление Характера молодого человека, участвовавшего в Великой Оте чественной войне. Автобиографическая основа рассказа. | Знать: факты биографии писателя; автобиографическую основу произведения. Уметь: анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста; самостоя тельно делать вы воды, строить рас суждения. | Выполнить задание №9, стр183. | 11.04 | |
57 | Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Проблемы, поднятые в рассказе. | 1 | Комбинированный урок. | Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя; сюжет и проблематику рассказа; роль сказочных элементов. Уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. | Составить план рассказа. | 13.04 | |
58 | Е.И.Носов «Кукла». Человек и природа. | 1 | Комбинированный урок. | Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа. | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя; нравственные проблемы в тексте; содержание рассказа. Уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя. | Написать сочинение на тему «Моя любимая игрушка». | 18.04 | |
59 | «Живое пламя». Идея рассказа. | 1 | Комбинированный урок. | История создания произведения. Главные герои. Смысл жизни человека. Смысл названия произведения. | Знать: содержание рассказа; смысл рассказа. Уметь: находить главный эпизод; символы; показать значение мака в рассказе. | Фронтальный опрос. | 20.04 | |
60 | Внеклассное чтение. №9 Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы». | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и композиции произведений. Проблемы в произведении. Природа и человек. Творческая за щита прочитанной книги. | Знать: содержа ние произведений; тематика рассказов; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы. | Внеклассное чтение №9. Тест. | 25.04 | |
61 | Н.М.Рубцов. Тема любви к Родине. («В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина»). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. Выражение глубокой любви к Роди не. Образность и выразительность языка стихотворений. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н. Рубцова; мотивы лирики Н.Рубцова; тема Родины в лирике поэта. Уметь: выразительно читать стихотворный текст; владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности). | Выразительное чтение стихотворений. | 27.04 | |
62 | В.П. Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы расска за | 1 | Комбинированный урок. | Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петров на. Нравственные проблемы расска за. Яркость и самобытность народ ной речи. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Астафьева; понятие художественной детали; пейзаж и его роль в произведении; исторические основы. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении; определять особенности жанра, композиции, темы произведения. | Выполнить задание №3, стр.226. | 02.05 | |
63 | В.И.Белов. «Мальчики». Война и дети. | 1 | Комбинированный урок. | Василий Иванович Белов. Биогра фия писателя. Герои рассказа, их судьбы. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.И.Белова; исторические основы произведения (жизнь детей в годы ВОВ); о судьбах детей. Уметь: давать характеристику героям; оценивать их поступки; самостоятельно делать выводы. | Написать отзыв. | 04.05 | |
64 | Развитие речи. Песни на слова русских поэтов XX века. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Песни на слова русских поэтов XX века. С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. А. Заболоц кий. «В этой роще березовой...»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». | Знать: поэтов ХХ века; понятия: “лирический герой”, “художественный образ”. Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. | Выразительное чтение стихотворений. | 11.05 | |
Зарубежная литература. (3 ч.) | ||||||||
65 | Зарубежная литература. Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Любовь к жизни». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Слово о писателе. Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жиз ни, сила духа, упорство в преодо лении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности. | Знать: жизненный и творческий путь Джека Лондона; содержание произведения; композиция произведения. Уметь: составлять словесный портрет героев; показать силу духа и упорство героя; растолковать значение названия произведения. | Скорость чтения. | 16.05 | |
66 | Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Сила личного примера. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Слово о писателе. Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять. | Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
| Фронтальный опрос. | 18.05 | |
67 | Внеклассное чтение. №10 А. Дюма «Три мушкетера». Воспевание мужества, честности. | 1 | Комбинированный урок. | А. Дюма «Три мушкетера». Воспевание мужества, честности служение долгу, стране. Идея това рищества и рыцарства. | Знать: содержа ние произведений; тематика произведения; вла деть различными видами пересказа, участвовать в диа логе по прочитан ному произведе нию. Уметь: показать главные качества героев; самостоятельно делать выво ды, строить рассуждения на различные темы. | Внеклассное чтение №10. | 23.05 | |
Повторение. ( 3 ч.) | ||||||||
68 | Контрольная работа по русской литературе 20 века. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выявление уровня литературного развития уча щихся 7 класса. | Знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико-литературные понятия. Уметь: самостоя тельно делать вы воды; анализировать произведения. | Урок контроля. Тест. | 25.05 | |
69 | Развитие речи. Сочинение. «Мой любимый герой». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе, в том числе в электронном варианте. | Знать: содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения; биографические сведения о писателях. Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений. | Сочинение. | 30.05 | |
70 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Вопросы по произведения. | Знать: содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения; биографические сведения о писателях. | Фронтальный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Рабочая программа на 70 часов...
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....