Интерпретация понятий «вечного» и «вещного» в творчестве поэтов Кольского Севера
статья по литературе на тему
В статье прослеживается связь фольклора и региональной литературы, выявляются аспекты восприятия современными региональными авторами морально-этических идеалов русского народа, обосновывается приоритет вечного над вещным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерпретация понятий «вечного» и «вещного» в творчестве поэтов Кольского Севера
Смольянинова В.В., учитель русского языка
и литературы высшей категории, МБОУСОШ №7
г. Североморска Мурманской области,
Хоменко О.В., заместитель директора МБОУСОШ №7
г. Североморска Мурманской области,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Понятия «вечного» и «материального» в культуре тесно переплетаются между собой и соединяют человеческое бытие с духовной жизнью. Вечные ценности могут быть представлены в виде материи, как результат творческой активности, направленной на раскрытие богатого духовного мира, переживаний, религиозных предпочтений, этических идеалов и т.п.
Фольклор - словесное искусство, органически присущее народному быту. «Русский народ создал огромную изустную литературу… Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [6, 17] .
Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях моделей национального поведения, о неизменности определяющих духовную жизнь нации археотипов – способах связи образов, лежащих в основе творческого понимания мира и передающихся из поколения в поколение. Своеобразие и стабильность менталитета той или иной нации, этническая доминанта, по выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей совокупности национальных ценностей, ориентация на которые определяет вектор поведения людей в ситуации исторического выбора [1,324]. По словам Н.О. Лосского, ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка [4,135].
Ценности, возникшие в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний, упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, соотносятся с представлением об идеале, желаемом или нормативном, придают смысл человеческой жизни.
Духовный опыт народа нашел воплощение в произведениях фольклора. Картина мира, представленная в устном народном творчестве, ориентирует человека в системе ценностей, дает общее направление его стремлениям и жизненным целям.
Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Как указывала В.Н. Телия, оценочный компонент «закодирован» в системе национального языка с помощью существующих в данном социуме критериев оценки…» [7,72].
В.И. Даль создал непревзойденное произведение – сборник пословиц и поговорок, ставший богатейшим кладезем народной мудрости. Работа с данным источником не только обогащает человека знаниями, но и приобщает к национальным корням.
Так, понятия «богатство», «бедность», «деньги» в соответствии с общенациональными установками маркируются в сознании представителя русского этноса как положительной, так и отрицательной оценкой. Отношение к богатству рассматривается с точки зрения праведности и неправедности его возникновения и использования. Однако превалирует негативное восприятие материального богатства: погоня за наживой рождает скупость, приводит к потере разума, к болезням. Зачастую деньги добываются неправедным путем, поэтому богатый человек вместе с капиталом наживает болезни и перечеркивает, как ни странно, счастливое будущее своих детей.
Эта аксиологическая проекция «наивной» картины мира дополняется программированием той информации, которую мы черпаем из произведений классической литературы, где противостояние «вечного» и «вещного» является основополагающей чертой русского мировосприятия. Но не все так просто было в «отношениях» этих двух противоположностей. «Вечное» и «вещное» постоянно сталкиваются, переплетаются между собой.
Региональная литература продолжает традиции, заложенные классикой. Поэт Кольского севера, Михаил Зверев, размышляя о жизни, акцентирует внимание читателей на жизненных приоритетах. Уточняя семантику слова «богатство», автор заставляет нас задуматься о мире, о себе, о наших представлениях о жизни: не являемся ли мы пленниками иллюзий, открыты ли мы миру или окружены высоким забором. Поэтические выводы, ставшие афоризмами, легко соотносятся с русскими пословицами. Для М.Зверева приоритетными являются не материальные ценности, а духовные: постоянное стремление к материальному благополучию противопоставляется творческому отношению к жизни, например, красоте звучащего слова: «Прирастает богатство. Созвучия рифм» [3, 25].
Если сопоставить пословицы из словаря В.И.Даля и афоризмы М.Зверева, то можно заметить еще одну интересную особенность: каждая деталь пословицы несет свою смысловую нагрузку, а у Зверева вещи являются не только одним из способов характеристики владельца, но и становятся самостоятельными, существуют в мире, порабощая хозяина. Так «вещное» заслоняет собой «вечное», лишая его глубокого смысла.
В стихотворении «Пожелание друзьям» красной нитью проходит тема вечности. В понятие «богатство» входят прочитанные книги, друзья, любовь, «непропетые стихи, недописанные строфы», то новое, что перед нами открывает жизнь. В произведении очень трудно, практически невозможно отделить «вечное» от «вещного», эти два понятия тесно переплелись между собой, и читатель уже не в силах понять, где заканчивается одно и начинается другое.
А в лирике другого регионального поэта, В.Соловьева, явно прослеживается антитеза любви и богатства, «вечного» и «вещного»: наличие «дохода, еды и дома» не гарантирует полной жизни, если отсутствует любовь. Не случайно название стихотворения звучит как афоризм: «Где нет любви, там жизни нет»[5, 115]. Для поэта неприемлемы отношения, в которых «Чувства нежные любви все чаще меряют монетой»[5, 140]. Лирический герой В.Соловьева готов довольствоваться малым, не копит богатство. Единственной ценностью для него являются честно прожитые годы:
Живу, как умею, и пусть небогато,
Но с жизнью союз ни за что не предам.
Могу вам отдать, все, что нажил, ребята.
Лишь годы свои никому не отдам»[5, 175].
Полноценная счастливая жизнь невозможна без любви:
Ну а счастья – в достатке чтобы.
Чтобы праведно, не греша,
Эта жизнь долговечная длилась,
Чтобы наша живая душа
Наконец-то вовсю налюбилась». [5, 176].
Для лирического героя В.Соловьева приоритетным является «вечное»: «живая душа», полноценная жизнь, одухотворяющая быт любовь.
Обратившись к сборнику «Духовная поэзия Севера», можно отметить, что в стихотворениях В. Евграфова, И. Козлова, Н. Колычева, А. Попова, В. Рябкова, В. Тимофеева, М. Чистоноговой также раскрываются понятия «вечного» и «вещного». В. Евграфов, например, считает, что материальные ценности «не нажить» «без лукавства», «и если где-то богатеет кто-то, То, значит, стал беднее кто-то жить…»[2, 9].
И. Козлов говорит о законе жизни, который исказили люди, не приняв заповедь Бога: «Люби!» - сказал Господь. Им всё одно. Любовь к вещам, деньгам, богатству, славе»[2, 19]. Поэт убеждён, что нужно жить иначе.
А Н. Колычев, противопоставляя богатство и бедность, материальное и духовное, преходящее и вечное, заставляет задуматься о милосердии, которое не измеряется деньгами:
Тощий звон ей в ноги падал
Милосердием грошовым.
А глаза искали - взгляда,
А душа просила - Слова! [2, 29].
Милосердие поэт связывает не с «материальной помощью», а со Словом, с духовной поддержкой.
А. Попов тоже размышляет о мире, в котором мы живём, о русских людях, таких талантливых и работоспособных, но почему-то «убогих» и «бездомных»: «Мне горько: на плече твоём сума, В ней хлеб чужой, Что милостыней нажит» [2, 51].
Подводя итог собственной жизни, другой автор, В. Тимофеев, констатируя факт отсутствия материальных благ, обращается к Богу со словами молитвы: «Не отвержи меня от лица Твоего, Сердце чисто созижди во мне»[2, 101].
М. Чистоногова алчных, ущербных отсутствием культуры, духа и веры людей, идущих напролом, ёмко и точно называет «саранчой».
Региональная литература, базируясь на народном восприятии жизненных ценностей, продолжает традиции русской классической литературы, отражая особенности национального мировосприятия. Однако в литературе Кольского Севера приоткрывается еще один аспект раскрытия проблемы отношения к материальным ценностям. Рисуя свою модель мира, поэты пытаются показать читателю, что «вечное» и «вещное» существуют бок о бок, находясь в состоянии своеобразного сосуществования. Но материально обеспеченная жизнь не будет полной, если отсутствует духовная составляющая. По мнению региональных поэтов, богатство не должно приобретаться ради тщеславия, гордыни, так как в этом случае оно ведет к гибели души. Человек может довольствоваться малым, иметь лишь необходимое, если он способен жить, ориентируясь на духовные ценности.
Таким образом, проанализировав пословицы, произведения классической и региональной литературы, мы пришли к выводу, что культурные достижения народа - это код, позволяющий понять нравственные приоритеты.
Список литературы
- Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. СПб. 1992. – 318 с.
- Духовная поэзия Севера: Мурманская антология. – М.:Трифонов-Печенгский монастырь: Новая книга.-Ковчег, 2000.- 104 С.
- Зверев М. А. Как жизнь … Стихотворения разных лет. Североморск. 2002. —107с.
- Лосский Н. О. Ценность и Бытие. — М.: АСТ, 2000. — 482с.
- Соловьёв В. Нити тонкие души. Североморск. 2004
- Тарасов А. Б. Какую правду проповедовал Толстой // Литература в школе. — 2003. — № 3. — С. 12−19.
- Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / Телия В. Н. – М.: Наука, 1986. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"
Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...
Вечное и вещное в повести Н.В.Гоголя "Портрет"
Данная работа представляет презентацию на основе сопоставления двух художников: слова и живописи - А.Иванова и его работы "Явление Христа народу" и повести Н.В.Гоголя "Портрет". В работе рассмат...
сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".
Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....
конспект урока Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Конспект урока составлен для учащихся 6 класса по теме "Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера. "...
Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская
Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...
Цикл уроков по русской литературе XIX - XXв.в. "Вечное и вещное. Путь к пониманию"
Уроки с применением кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках литературы...
Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита
Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита...