«И всё-таки узнают голос мой…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Жизнь и творчество А. Ахматовой (вводный урок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_vsyo-taki_uznayut_golos_moy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанцева Ирина Валериевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО
«И всё-таки узнают голос мой…»
Жизнь и творчество А.Ахматовой
- Орг. момент
- Повторение
Литературная разминка (по 2 вопроса на группу). Заполнение чайнворда на доске, выявление ключевого слова урока
- Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, которое не принимало капиталистический путь, как путь бездуховного прагматизма. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
- Лирический жанр, небольшое произведение, написанное в стихотворной форме. СТИХОТВОРЕНИЕ
- Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через многозначное иносказание. СИМВОЛИЗМ
- Род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. ЛИРИКА
- Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. ФУТУРИЗМ
- Поэзия, задавшая песенный настрой. В центре творчества был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ
- Вымышленное имя и фамилия, которые заменяют подлинные в печати или на сцене. ПСЕВДОНИМ
- Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. АКМЕИЗМ
Ключевое слово: АХМАТОВА
- Новая тема
а) Слово учителя, беседа
Имя этой поэтессы вы слышали, когда мы говорили о поэзии Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи
- Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова А.А., кто был её единомышленником?
Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.
Действительно, русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей , одна из которых А.А. Ахматова. О ней и пойдёт разговор на нашем уроке.
Звучит «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санс
(читает учитель)
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Какие ассоциации возникали у вас, когда я читала стихотворение. Человек, с каким характером, внутренним миром его написал.
б ) Ассоциации учащихся (сентиментальная, талантливая, грустная, великая) (по 1 ассоциации от группы учащиеся размещают рядом с портретом Ахматовой)
Именной такой вы её себе представили, слушая строки стихотворения.
Но это только наши чувства, эмоции и ощущения, которые родились благодаря музыке, атмосфере урока и, конечно, ахматовским строкам. Но мало чувствовать, важно ещё и знать! Так кто же она – А.А. Ахматова? Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века: Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилёвым, Пастернаком? А помогут ответить на эти вопросы наши
*Представление творческих групп : журналисты, исследователи, читатели, артисты. Журналисты после урока выпускают газету, ведут видеозапись
в ) Жизнь и творчество Ахматовой (театрализация + видеомонтаж)
СЛОВО АРТИСТАМ:
Женя: Вы слышали? Ахматова исключена из Союза писателей!
Оля: Правильно, она давно исписались.
Дима: А в войну она из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
Женя: Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах работы невпроворот, а она про любовь…
Наташа: Правильно. Правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…
Дима: Да странная какая-то фамилия.
Оля: Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
Наташа: Да что она вообще собой представляет!?
Женя: Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…
Дима: Я давно за ней наблюдаю: очень стройная, патрицианский профиль...
Наташа: Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Учитель: Внимание на экран.
ВИДИОМОНТАЖ ОБ АХМАТОВОЙ
артисты продолжают диалог
Женя: Простите, все спорят-спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
Дима: А что вас интересует: внешность или стих?
Женя: Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
Оля: Она была поэтом.
Композиция: ученицы по очереди встают из-за столика, читая стихи М.Цветаевой, подходят к портрету Ахматовой, кладут красную розу
Оля: О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
Стотысячное тебе присягает, Анна
Ахматова! Это имя огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Оксана: Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
Наташа: В певучем граде моём купола горят,
И спаса светлого славит слепец бродячий..
-и я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.
г ) Материалы исследователей (см. Приложение1)
Уже простое перечисление событий тогдашней жизни Ахматовой А.А. показывают, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные люди её окружали. Ребята 2-ой группы изучали выдержки из материалов исследователей, посвящённых жизни и творчеству Ахматовой А., им слово.
-Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.
-Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.
-Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия
- Творчество поэта А.Ахматовой
Ахматова была всегда горделиво прекрасна. Говорят, что даже мёртвая она вызывала чувство преклонения. Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Звучат стихи в исполнении учащихся (группа читателей)
- Продолжение цепочки ассоциаций
Теперь мы не только чувствуем, но и знаем. Пусть не всё, но книга судьбы Ахматовой открыта и лежит перед нами. Вернёмся к началу урока и дополним «ромашку» жизни Ахматовой. Теперь какая она, Анна Андреевна, в вашем сознании.
Ассоциации учащихся (добавляют по1 понятию от группы) гордая, сильная, мудрая, лучезарная
- Вывод
Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва. Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору, расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всё-таки выжил. Горе матери было беспредельно. И гнев матери беспределен. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер в «Реквиеме» (с которым будем знакомиться на следующих уроках).
а) Вопрос для всех групп.
Можно ли сказать, что Ахматова начала свой творческий путь как поэтесса, а закончила его как поэт?
Можно, ибо прошла большой и трудный творческий и жизненный путь (от юной красавицы, благополучной, преуспевающей, модной поэтессы- через революцию, войну, утрату близких, обвинение в антисоветской, идеологически вредной направленности, осознание социальной отверженности – к одиночеству, нищете, внешней безвестности;
От интимной, женской, популярной поэзии – к поэзии эпической, всенародной, хот и запрещённой.
б) Слово учителя.
Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Эти высокие понятия, безусловно, относятся к Ахматовой. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, то у этого человека огромное сердце. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей. Поскольку цены на совесть, честь, благородство, правду во все времена должны быть неприкосновенны.
Звучит музыка (читает учитель)
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне
Согласье на это даю торжественно.
Но только с условием – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня.
А здесь, где стоялая триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем. Что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных Марусь.
Забыть, как постылая хлопала дверь,
И выла старуха, как раненый зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
С творчеством поэта А.Ахматовой мы будем знакомиться подробней на следующих уроках. У нас будет время прикоснуться к творчеству великого поэта. «Прочитать» её судьбу в её стихах.
- Творческое задание (если осталось время) (Приложение 2)
- Домашнее задание
Стихотворение (любое) наизусть.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Материалы исследователей)
- Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.
А.А. Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная. То были годы первых её стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, и в осанке, и в её общении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость. У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. У Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Трагическая её биография не могла не найти отражения в лирике.
- Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.
А.Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определённо упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.
- Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия
Юная, лучезарная женщина. Неведомая нам при жизни, она была, и отныне мы знаем это, одним из великих поэтов советской России, но любим мы её за иное: суть в том, что это хрупкое создание взвалило на себя нескончаемую муку своего народа. Я знаю, что любая поэзия непереводима. Но здесь само страдание русской женщины, русской матери – сочится, а затем и струится сквозь непонятные слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Творческое задание)
Встреча с творческим человеком рождает желание самому приобщиться к творчеству.
Конечно, на соперничество с великими мы не претендуем, напротив, мы только поклоняемся и пытаемся подражать
(Для всех групп раздаются карточки, в каждой строчке только последние слова)
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло.
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло;
…………………………………
Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка…
Кто сегодня мне приснится
В пёстрой сетке гамака?
Вспомните детскую игру «Буриме». Сочините два четверостишия по последним строчкам. А потом мы сравним, что у нас получилась и перо мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса
Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».
Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация", "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...
Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.
Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....
Методическая разработка "Голос как природный дар: голосо-речевой тренинг"
Квесты и кейсы: игровые методы обучения...
Конспект комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Старичок Боровичок узнал, что такое деньги» Возраст обучающихся: от 5 - 6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеПанаевский детский сад «Красная шапочка» Конспект комбинирован...